Железнодорожные ворота города Канаш
![Железнодорожные ворота города Канаш](https://fs01.cap.ru/www20/gkan/news/2020/07/24/c2bb557f-ab44-4c0d-bc8d-15a03eb82037/00_full_qgvkxwfz.jpg?i=48)
Если посмотреть на карту стальных магистралей нашей страны, можно увидеть город Канаш. На ней он обозначен небольшим кружочком, но через эту станцую в разных направлениях на запад и восток, на юг - расходятся железнодорожные нити, связывающие город почти со всеми регионами России. Железнодорожный вокзал относится к числу основных достопримечательностей нашего города. Его называют железнодорожными воротами города Канаш. Это своеобразная визитная карточка города и сегодня, имеет вполне современный вид. А ведь ему в этом году исполнится 65 лет и строился он в то время, когда страна еще восстанавливалась после тяжелейшей Великой Отечественной войны.
Вообще это четвертый по счету железнодорожный вокзал Канаша. Первый одноэтажный, деревянный вокзал, более похожий на обычный жилой дом, был построен в 1892 году. Просуществовал он всего четыре года. Новый вокзал был построен в 1896 году. Он был гораздо просторнее, имел подсобные служебные помещения, залы ожидания (комнаты пассажиров). В те годы в здании вокзала имелся буфет, лавка съестных припасов мещанки Свешниковой. Но с началом строительства Канашского вагоноремонтного завода, бурного роста населения города и соответственно, пассажиропотока, старый обветшалый вокзал уже явно не отвечал возросшим запросам. Численность горожан с 1931 по 1940 год возросла с 5 до 18 тысяч человек. Поэтому в 1935 году был построен третий по счету, опять же деревянный, одноэтажный вокзал. Но он оказался ненамного больше предыдущего, и его явно нельзя было отнести к числу капитальных сооружений. В 1955 году на месте старого депо вырос железнодорожный вокзал с большими залами ожидания, справочными и автоматическими камерами хранения. 31 июля 1955 года состоялось открытие нового железнодорожного вокзала, новый вокзал имел два вместительных зала ожидания, комнаты матери и ребенка для детей различных возрастов, ресторан, много служебных помещений. Территория перрона и посадочные платформы на всю длину поезда заасфальтированы. В 10 часов 15 минут по московскому времени к посадочным платформам нового вокзала подошел первый пассажирский поезд Москва – Казань. После того как был построен железнодорожный вокзал прошло более 40 лет, здание главного корпуса изрядно поизносилось. У здания вокзала физически устарела наружная и внутренняя отделка, полы неровные, в стенах и перегородках трещины, повисли чердачные перекрытия. По заказу Казанского отделения Горьковской железной дороги специалисты Чувашского государственного университета тщательно провели анализ состояния этого здания и дали заключение, что Канашский железнодорожный вокзал требует капитального ремонта.
Строители СМП -541 треста «Казтрансстрой» выступившие подрядчиком в реконструкции железнодорожного вокзала, начали монтажные работы на объекте в мае 1999 года. Сначала они полностью укрепили бетоном фундамент, поскольку он местами разрушился и грозил потерей несущей способности основания здания. Затем установили дренажную систему для отвода грунтовых вод. Но постепенно ход дела остановился, на объекте воцарилась тишина, причина известная нет средств. Только в начале 2001 года он вновь «ожил», здесь усиленно трудилась группа строителей во главе с мастером С.Тихомировым. Внутри здания были возведены новые стены и перегородки. В дополнительных помещениях, предполагались неплохие удобства и для пассажиров, и для обслуживающего персонала. Деревянные потолочные перекрытия полностью были заменены железобетонными плитами, а чердачные балки и стропила – металлическими конструкциями, ибо они несут основную нагрузку крыши. Реконструкцию вокзала взяли под строгий контроль Казанское отделение Горьковской железной дороги, правительство республики и городская администрация. Железнодорожные организации ежедневно выделяли на помощь 30 подсобных рабочих. Они в основном были заняты уборкой мусора.
7 декабря 2001 года состоялось событие, которого 3 года ожидали не только жители города Канаша, но и вся Горьковская железная дорога. Масса горожан – школьники, студенты, строители, служащие пришли к возрожденным в мраморе воротам города, чтобы принять участие в торжестве. Когда была перерезана ленточка, люди лично убедились – вокзал действительно шикарен, в нем пассажирам будет не только удобно, но и уютно.
На открытие реконструированного вокзала прибыли высокие гости: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе С.Кириенко, Президент Чувашии Н.Федоров, начальник Горьковской железной дороги Х.Зябиров. По случаю сдачи вокзала прозвучала много теплых слов. Особо отличившиеся в строительстве получили награды. Ряд руководителей получили высокие звания: начальник вокзала Лидия Ивановна Николаева – звание - «Заслуженный работник транспорта Чувашской Республики». В 2014 году на втором этаже вокзала был открыт необычный музей «Усталый путник» в создании, экспозиции которого, приняли участие работники вокзала и местные умельцы.
Железнодорожный вокзал г. Канаш – крупный пассажирский пересадочный узел Казанского направления. На станции останавливаются все пассажирские поезда, следующие на Восток, Запад, Север и Юг.
В настоящее время железнодорожный вокзал представляет собой прекрасное здание, оснащенное необходимыми техническими устройствами с просторными залами ожидания, радующее глаз пассажиров и жителей города. Каждый день через станцию проходят 16 поездов дальнего следования и 6 электричек. На железнодорожном вокзале первую медицинскую помощь пассажирам, могут оказать медперсонал - ЧУЗ «Поликлиника «РЖД – Медицина» города Канаш». В июле 1993 года на должность начальника вокзала станции Канаш была назначена Лидия Ивановна Николаева, которая возглавляет его, и по сей день. За годы своего руководства она получила звания «Почетный работник Горьковской ж/д, «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД». Награждена знаком «За безопасность движения», именными часами президента ОАО «РЖД». Победитель номинации «Женщина – директор года 2005», депутат собрания депутатов города Канаш. Под ее руководством работает профессиональный, доброжелательный, сплоченный коллектив. Коллектив Канашского железнодорожного вокзала на сегодняшний день составляет - 32 человека, также совместно с ними выполняет свои обязанности пригородная пассажирская компания АО «Содружество», осуществляет деятельность по оформлению билетов, в этой компании работает 6 человек. А еще на Канашском железнодорожном вокзале выполняют свои обязанности – 5 человек, компании АО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания). Охраняет этот замечательный вокзал и прилегающую территорию ООО ЧОП «Градь».
Вот такие хорошие отзывы, оставляют пассажиры, проезжая через наш город: «Не раз, путешествуя по России, проезжала этот город. И как-то решила поехать перекладными, остановившись в Канаше. Мне понравился интерьер вокзала, как-будто находишься в советские времена. Охрана и полиция на станции - строгие, но в любой сложной и в непонятной ситуации готовы помочь.
Кассиры доброжелательные, подробно ответят на любой вопрос. Помогут подобрать лучший вариант. Меня интересовал билет в Сочи, так они мне подобрали недорогой билет и даже не в плацкарте, а в купе. На любой мой вопрос отвечали спокойно. Есть два зала ожидания: общий и так сказать более комфортный.
Также на вокзале есть буфет, где можно не только попить чай или кофе, а даже хорошо поесть. А еще вкусная выпечка!
В канун юбилея и Дня железнодорожника поздравляем коллектив Канашского железнодорожного вокзала с 65-летием. Пусть у вас все будет хорошо!