Памятка по работе с Государственным адресным реестром
1. Согласно статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОМСУ необходимо:
1)проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в ГАР сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения;
2) разместить ранее не размещенные в ГАР сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок проведения указанных мероприятий (далее - инвентаризация) установлен разделом IV Правил межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра (далее -Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 года №492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
При этом, необходимо отметить, что срок проведения инвентаризации адресных сведений, установленный пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 года №492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», не является пресекательным и не исключает возможности проведения инвентаризации сведений об адресах, содержащихся в Государственном адресном реестре.
2. Ответственными за проведение инвентаризации являются ОМСУ.
При этом в соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
ОМСУ муниципальных районов присваивают, изменяют, аннулируют адреса объектам адресации, присваивают, изменяют, аннулируют наименования элементам у лично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименования элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района;
ОМСУ городского и сельского поселений присваивают, изменяют, аннулируют адреса объектам адресации, присваивают, изменяют, аннулируют наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименования элементам планировочной структуры в границах поселения;
ОМСУ городских округов присваивают, изменяют, аннулируют адреса объектам адресации, присваивают, изменяют, аннулируют наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименования элементам планировочной структуры в границах городского округа.
При этом согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОМСУ отдельных поселений (городских или сельских), входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с ОМСУ муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий. Таким образом, в отдельных муниципальных районах, учитывая организационные и технических возможности ОМСУ отдельных поселений (городских или сельских), проведение инвентаризации в поселениях (городских или сельских) может быть передано ОМСУ муниципальных районов.
Объектами инвентаризации являются:
- наименования элементов планировочной структуры;
- наименования элементов улично-дорожной сети;
- адреса объектов адресации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения или муниципального образования;
- документы о присвоении, об изменении и аннулировании адресов объектов адресации и наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети.
3. При работе по наполнению Государственного адресного реестра (далее - ГАР) необходимо:
- проверять наличие в ГАР населенных пунктов и в случае выявления отсутствия населенного пункта и (или) неправильного (неточного) его наименования сообщать об этом оператору ФИАС (Управлению ФНС России по Чувашской Республике).
- проверять наличие в ГАР планировочной структуры, улично-дорожной сети, номерной части.
4. При осуществлении контроля на факт наличия адреса объекта недвижимости в ГАР (по номеру дома, помещения, по наименованиям и типам адресообразующих элементов) учитывать и принимать однозначное решение по ситуации, когда один и тот же объект недвижимости адресован по-разному:
- дубли адресов домов, имеющих схожую номерную часть, но разный признак владения (дом/владение/домовладение/участок/здание), например, дом №1 и домовладение №1;
- дубли адресов домов, имеющих практически схожую номерную часть, например, Дом 41 корпус 1 и Дом 41 корпус 1 Литер А или дом 1 корпус 1 и дом 1/1;
- дубли адресов улиц, имеющих практически схожее наименование, например, 2-я улица и Вторая улица.
5. По дублирующим адресным записям ОМСУ рекомендуется формировать отдельные списки (при необходимости согласовать с территориальным налоговым органом) для утверждения и принятия решения о внесении изменения в такие записи (редактирование, объединение или аннулирование), чтобы информация, связанная с этим адресообразующим элементом или объектом адресации, и используемая в других информационных ресурсах разных ведомств (Росреестр, ГИБДД, ПФР, ФНС и другими) подтянулась к адресообразующему элементу или объекту адресации с правильным наименованием.
6. Необходимо иметь ввиду, что сведения из ГАР используются многими органами государственной власти (Росреестр, ГИБДД, ПФР, ФНС и другими), а также организациями, при этом адресные сведения применяются в информационных ресурсах этих ведомств и организаций и подгружаются к их специфической информации, в связи с чем использование режима «удаление» адресообразующих элементов и адресов в ФИАС используется в исключительных случаях, когда объект адресации прекращает существование.