Семинар «Агрессия в детском и подростковом возрасте. Причины и методы психологической коррекции»
Обучающий семинар «Агрессия в детском и подростковом возрасте. Причины и методы психологической коррекции» состоялся 09 февраля 2018 года. Организаторами семинара являются сотрудники психологического центра «Азамат» города Канаш.
Семинар был посвящен характеристикам школы, которые, с одной стороны, могут быть факторами риска увеличения школьной жестокости, а, с другой, напротив, тем ресурсом, который может помочь в профилактике школьного насилия. Среди проблем школьной жестокости всегда на одном из первых мест стояла школьная травля или буллинг. В международных исследованиях было показано, что почти 75% подростков, которые устраивали массовые нападения и расстрелы в школах, ранее являлись жертвами длительной и жестокой травли в школе. В контексте последних трагических событий, произошедших в российских школах, мы не можем сбрасывать этот фактор со счетов. То, как чувствует себя ребенок в школе, влияет на множество показателей, начиная с физического самочувствия и успеваемости, заканчивая склонностью к депрессиям и тревоге и/или агрессивному поведению.
Встреча началась со вступительного слова директора психологического центра Татьяны Александровой. В нем, подчеркивая необходимость хороших знаний в сфере асоциального поведения подростков у всех практиков образования, она привела яркие примеры того, как склонны сотрудники школ ошибаться в своих прогнозах относительно того, кто из их учеников может пойти по преступному пути. Поэтому необходимыми являются систематические наблюдения социальных, личностных, контекстуальных предпосылок асоциального поведения, на основании которых возможна будет эффективная его профилактика.
На семинаре были представлены результаты исследования вовлеченности российских старшеклассников в школьную травлю, проведенного Лабораторией профилактики асоциального поведения. Согласно полученным данным, только 30% учащихся 9-10 классов ни разу не сталкивались с буллингом в качестве жертв; более половины всех опрошенных также хотя бы раз выступали в качестве нападающих.
Так же Александрова Т. Х. обратила внимание на важность изучения тематики кибербуллинга, т.к. результаты исследований показывают, что менее 10% детей, никогда не становились жертвами травли в сети. В ходе семинара без внимания не остались следующие вопросы: по каким признакам можно заметить, что ребенок находится в группе риска, какие цели и мотивы подростков стоят за разными видами опасного поведения, первичная профилактика через работу с педагогами и родителями.
Тематические семинары будут проходить регулярно и собирать на одной дискуссионной площадке ведущих специалистов психологов, педагогов, врачей и представителей других специальностей, которые в ходе своей работы (как научной, так и сугубо практической) регулярно сталкиваются с проблематикой «трудных» детей и подростков, подростков группы риска, или уже совершивших правонарушения и находящихся на учете в правоохранительных органах.