г. Канаш Чувашской Республики

Заемный труд и его скорый запрет

С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 05.056.2014 г. №116-ФЗ, которым установлен запрет заемного труда, т. е. труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. В соответствии с рассмотренным законом Трудовой кодекс получит новую статью 56.1, в которой будет установлен запрет на заемный труд. Таким образом аутстаффинг и аутсорсинг, который часто используются работодателями, будут под запретом. В случае аутстаффинга речь идет о предоставлении непосредственного персонала, а в случае аутсорсинга – о предоставлении отдельных функций.

Будет определен круг лиц, которым будет разрешено предоставление персонала. Такими будут являться частные агентства занятости, прошедшие государственную аккредитацию, а также иные организации в случаях, если работники направляются к юридическому лицу, являющемуся:

- аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

-акционерами общества, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

- стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 (далее Закон №1032-1) (в редакции Закона №116-ФЗ)).

Введя такие ограничения, законодатель существенным образом уменьшил возможности предоставления работников. Будет являться не законным процесс предоставления труда работника между двумя неаффилированными юридическими лицами.

Помимо этого, говоря о лицах, имеющих право осуществления подобных действий, важно отметить, что порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению персонала должен устанавливаться Правительством РФ. В настоящее время такой документ еще не разработан. Так же известно, что помимо порядка аккредитации и других организационных вопросов должны быть установлены следующие обязательные требования:

- наличие установочного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;

- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей;

- наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования и стажа работы в области трудоустройства не менее двух лет за последние три года;

- отсутствие у руководителя агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики (п.6 ст. 18.1 Закона №1032-1 (в редакции Закона №116-ФЗ)).

Сужение субъектного состава стало не единственным ограничением, законодатель также ввел запрет на использование заемного труда в определенных случаях любыми субъектами:

- замена участвующих в забастовке работников;

- выполнение работ в случае простоя, осуществления процедуры банкротства, введения режима неполного рабочего времени принимающей стороны;

- замена работников, отказавшихся от выполнения работ.

Введя гарантию в требованиях к субъектам, работодатель сохранил тенденцию в различиях и в вопросе ограничения случаев, в которых предоставление персонала невозможно. Помимо выше назначенных общих ограничений, частным агентствам запрещено предоставление персонала для выполнения вредных и опасных работ, а также для замещения должности, наличие которых является условием для получения разрешения или лицензии, и в других случаях (п. 12, 13 ст. 18.1 Закона №1032-1 (в ред. Закона №116-ФЗ)).

Для частных агентств занятости помимо общих ограничений установлены дополнительные ограничения по целям предоставления персонала. В частности, таким агентствам занятости разрешено предоставлять персонал исключительно в следующих случаях (ст. 314.2 ТК РФ (в редакции Закона №116-ФЗ)):

- физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для временного использования обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для проведения работ, связанных заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказанных услуг.

Отметим, что важным нововведением (в плане ограничений) является необходимость учета мнения выбранного органа принимающей стороны при решении вопроса о заключении договора с частным агентством занятости и привлечении персонала для проведения работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема услуг, в случае, когда число «заемных» сотрудников превышает 10 процентов среднесписочной численности работников принимающей стороны.

Среди иных условий о предоставлении персонала хотелось бы увидеть следующие условия, касающиеся ответственности сторон возникающих правоотношений.

Во-первых, принимающая сторона несет субсидиарную ответственность по обязательствам направляющей стороны перед предоставленными работниками, включая выплату заработной платы и иных выплат, причитающиеся работнику.

Во-вторых, направляющая сторона обязана обеспечить направляемому работнику условия оплаты труда не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, которые выполняют идентичные функции.

Помимо основных вопросов, отраженных в Законе №116-ФЗ, стоит обратить внимание на то, что в нем четко указано, кто является ответственным за расследование несчастного случая с «временным» работником. Полагаем, что законодатель сделал выводы и возложил ответственность на принимающую сторону. При этом отметим, что в рассматриваемом законе не прописано, на какую из сторон будут возложены вопросы, смежные с возникновением несчастного случая. Однако логично предположить, что все, что касается произошедшего несчастного случая (уведомление ФСС России, составление акта по форме Н-1 и т.д.), должна осуществлять принимающая сторона.

Отметим, что за нарушение запрета на заемный труд компании грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Безусловно, на первый взгляд, санкции в виде штрафа такого размера для компании любого уровня не представляют особой угрозы, но приостановление деятельности на срок даже 90 дней может привести компанию к краху.

Можно сделать вывод, что 01 января 2016 года заемный труд сможет существовать только в определенных законодательством случаях и, более того, осуществлять функции по предоставлению персонала сможет не любая организация, а субъекты, строго соответствующие требованиям закона. Однако, несмотря на ограничения, которые будут введены, у кадровых агентств, работодателей и сотрудников еще есть время на подготовку к работе по новым правилам. Кадровые агентства должны успеть получить необходимую аккредитацию, а работодатели и работники – понять, каким образом им взаимодействовать.



17 апреля 2015
09:32
Поделиться