г. Канаш Чувашской Республики

Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС 034/2013) «О безопасности мяса и мясной продукции»

          Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС 034/2013) «О безопасности мяса и мясной продукции» устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

 В соответствии с техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 034/2013) «О безопасности мяса и мясной продукции», который вступает в  силу с 1 мая 2014 года, убой продуктивных животных должен производиться на производственных объектах с соблюдением ветеринарно-санитарных требований. В соответствии с пунктом 33 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» процесс убоя продуктивных животных (далее - убой) должен соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части процессов получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения.

   В пункте 2 статьи 3 «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) предусмотрено, что настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.

Таким образом, вся пищевая продукция животного происхождения, где бы она не производилась (сельскохозяйственное предприятие, КФХ или ЛПХ), может быть выпущена в обращение, в том числе на продовольственные (колхозные) рынки, только если она соответствует требованиям Технического регламента.

Статьей 19 предусмотрены «Требования к процессам получения непереработанной
пищевой продукции животного происхождения» устанавливающие требования «убой
продуктивных животных только в специально отведенных для этой цели местах» в
связи с чем, продукция животного происхождения, полученная путем подворного убоя,
не может быть выпущена в обращение.

Этот же пункт статьи 19 устанавливает следующее: «На производственных объектах, производящих убой, должны соблюдаться гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска».

Поэтому убой продуктивных животных может осуществляться только на специально созданных для этой цели объектах инфраструктуры, которые должны соответствовать нормам безопасности и требованиям по документированию и обеспечению прослеживаемости происхождения сырья (т.е. в данном случае - живых животных, направляемых на убой), что предполагает обязательную идентификацию животных и документальное отслеживание их перемещения, а также документальное фиксирование прослеживания мяса до животного, от которого это мясо получено.

Техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 034/2013) «О безопасности мяса и мясной продукции» предусмотрено проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя (в том числе продукты убоя для детского питания) перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя (в том числе продуктов убоя для детского питания) и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части ветеринарно-санитарной экспертизы.

В соответствии со статьей 23 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением непереработанной пищевой продукции животного происхождения, специализированной пищевой продукции, уксуса.

В соответствии с статьей 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) под непереработанной пищевой продукцией животного происхождения понимается продукция не прошедшая переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры.

Пунктом 21 технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС 034/2013) «О безопасности мяса и мясной продукции» предусмотрено, что производственные объекты, на которых осуществляются процессы убоя продуктивных животных, переработка (обработка) продуктов убоя и производство мясной продукции, подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Нормой, вводимой статьей 32 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) предусмотрено «Государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства
(изготовления) пищевой продукции:

а) убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов
убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой
продукции;

б) прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или)
их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции;

в) производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки;

г) производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения».

В связи с этим все предприятия по убою продуктивных животных, предприятия по сбору молока, яиц, рыбы, других водных животных должны быть официально зарегистрированы. В противном случае не только произведенная ими продукция животного происхождения не может быть выпущена в обращение, но и предприятия этого типа не вправе осуществлять свою деятельность.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013) действие настоящего технического регламента не распространяется на молоко и молочная продукция, полученные гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах, а также процессы производства, хранения, перевозки и утилизации молока и молочной продукции, предназначенные только для личного потребления и не предназначенные для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Однако пунктом 11 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013) предусмотрено, что при поставке сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок.

В пункте 12 определено, что перевозка на таможенной территории Таможенного союза сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок сопровождается ветеринарным сопроводительным документом, выдаваемым уполномоченным органом государства-члена, содержащим сведения о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающие их безопасность.

Срок действия ветеринарного сопроводительного документа устанавливается в зависимости от результатов проведения ветеринарно-профилактических мероприятий в отношении продуктивных сельскохозяйственных животных по месту производства сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, но не более 1 месяца с даты выдачи такого документа.

Пунктом 99 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013) предусмотрена оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции требованиям регламента осуществляемая в следующих формах:

а) декларирования соответствия;

б) государственной регистрации (продукты детского питания);

в) государственной регистрации (молочная продукция нового вида);

г) ветеринарно-санитарной экспертизы (сырое молоко, сырое обезжиренное молоко и сырые сливки, поставляемые на предприятие для дальнейшей переработки).

Пунктом 100 определено, что для продукции, указанной в подпунктах "б"-"г" пункта 99 настоящего технического регламента и прошедшей оценку (подтверждение) соответствия требованиям настоящего технического регламента, принятие декларации о соответствии не требуется.

Помимо этого, как было указано выше, в соответствии со статьей 23 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением непереработанной пищевой продукции животного происхождения, где под непереработанной пищевой продукцией животного происхождения понимается продукция не прошедшая переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры.

Пунктом 14 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013) определено, что для производства продуктов переработки молока не допускается использование сырого молока, полученного в течение первых 7 дней после дня отела животных, в течение 5 дней до дня их запуска (перед отелом), от больных животных и находящихся на карантине животных.

Как было отмечено ранее в обращение допускается сырое молоко и сырые сливки, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, что соответствует также Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарными) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе»). В соответствии с которым к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) перемещению между Сторонами допускаются молоко и молочные продукты, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных:

- ящура - в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

- чумы крупного рогатого скота - в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

- чумы мелких жвачных - в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

- контагиозной плевропневмонии - в течение последних 24 месяцев на территории страны, или административной территории в соответствии с регионализацией;

- энзоотического лейкоза - в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства;

- бруцеллеза крупного рогатого скота, туберкулеза, паратуберкулеза - в течение последних 6 месяцев в хозяйстве;

- бруцеллеза овец и коз, туберкулеза МРС - в течение последних 6 месяцев в хозяйстве;

- оспы овец и коз - в течение последних 6 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией.

На основании вышеизложенного следует, что допускается поставка сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцами (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность сырого молока. Не допускается реализация молока от больных животных и животных находящихся на карантине, молоко от таких животных используется внутри хозяйства после термической обработки. При закупке мяса от владельцев личных подсобных хозяйств обязательным условием является убой продуктивных животных только в специально отведенных для этой цели местах, проведение предубойного ветеринарно-санитарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ветеринарно-сопроводительного документа.

На основании вышеизложенного Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики просит провести разъяснительную работу среди производителей животноводческой продукции о требованиях технических регламентов и исполнению данных требований.



11 марта 2014
15:39
Поделиться