Урегулирование конфликтов с помощью Школьных служб примирения
В 2010 учебном году Психологический центр города Канаш открыл новое направление деятельности - курирование и методическое сопровождение процесса создания Школьных служб примирения (ШСП) в школах города.
Школа – это целый мир. Школьная жизнь – это не просто учебный процесс, но и взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности (учебная деятельность, процесс воспитания, управление школьным коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения и т.д.). В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных, а иногда даже и криминальных ситуаций, которые школа стремится решить разными путями. В основном она стремится не выносить эти ситуации за пределы школы, поскольку не хочет портить собственную репутацию и дальнейшую жизнь подросткам, но не всегда получается найти эффективные пути решения возникающих конфликтных ситуаций. В связи с этим перед руководством школы вопрос создания Школьной службы примирения, которая осуществляла бы работу с возникающими в ней конфликтными ситуациями.
В качестве ведущих (медиаторов) службы работают подростки - ученики школы. Они работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.
Урегулирование конфликтов с помощью третьей стороны определяется сегодня как одна из форм конструктивного разрешения вопроса. Одна из важных задач медиатора – совместно со сторонами создать единое информационное поле и выработать новое, более реальное и конструктивное отношение к проблеме. Так, при Психологическом центре, ежемесячно проводятся обучающие встречи с межшкольными медиаторами. Специалисты помогают находить способы разрешения конфликта, создают условия для проведения конструктивного диалога между сторонами, для того, чтобы они поняли друг друга и приняли на себя ответственность за произошедшее, самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта и наладили дальнейшие взаимоотношения.