Развитие торговли и сферы услуг на территории муниципального образования города Канаш за 2009 год
Состояние потребительского рынка является показательным фактором реального социально-экономического положения города. Состояние отрасли торговли характеризуется увеличением физической массы оборота розничной торговли.
В течение 2009 года наблюдалась стабильность в обеспечении горожан как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Торговый бизнес в настоящее время один из наиболее динамично развивающихся в городе. Год от года предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания города становятся все разнообразнее, а благодаря конкуренции улучшается качество обслуживания. Преобразования потребительского рынка очевидны и проявились они в частности, в значительном увеличении торговых площадей, реконструкции и модернизации объектов. Создана здоровая конкурентная среда, которая ведет к еще более широкому наполнению рынка качественными товарами.
Развитие отрасли торговли города в течение 2009 года приобрело устойчивую тенденцию. В течение года открылось 30 новых магазинов и в 6 магазинах проведена реконструкция торговых помещений, а с учетом закрытых, общее количество магазинов по сравнению с 01.01.2009г. увеличилось на 20 единиц.
По состоянию на 01.01.2010 г. в городе функционирует 250 объектов розничной торговли с общей площадью
На 6 единиц увеличена сеть предприятий общественного питания и на 01.01 2010 года на территории города всего функционирует 67 предприятий общественного питания из них открытой сети -51 предприятие. Из общего количества предприятий общественного питания: кафе – 26, столовые – 20, закусочные - 10, буфеты – 9, бары – 2. Общее количество посадочных мест всех предприятий общественного питания – 4342, что на 217 посадочных мест больше к уровню прошлого года. Увеличены площади под организацию общественного питания и залов обслуживания на 605 и на 435 кв.метров соответственно. На 1 января 2010 года общая площадь занятая под организацию общественного питания равна 12924 кв.метров, под залы обслуживания занято 6329 кв.метров. Увеличена на 30 человек среднесписочная численность работающих в общественном питании, теперь их количество составляет 424.
В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в сфере торговли одна из самых высоких. В течение 2009 года на развитие и улучшение качества потребительских услуг, расширение розничной и оптовой торговли представителями малого бизнеса направлено инвестиций, на уровне прошлого года, в сумме 164,7 млн. рублей. За счет собственных и заемных средств представителей предпринимательского сообщества и получения разрешений на перепланировку помещений «жилого» на «нежилое» на территории города открылись такие предприятия торговли, как: «Невский», «Жемчуг», «Елена», «Liqa», «Имидж», «Кардан», «Березка», «Мир книг», «Лия», «Людмила», «Заря», «Валерия», «Московский» и др. Увеличена сеть предприятий общественного питания за счет открытия кафе «Трапеза», «Я & Ты», «В гости», «У Мадины», закусочная «Спорт». Проведана реконструкция магазинов под универсамы «Арлан»(ул.Машиностроителей) и «Восточный». Впервые в городе открылся специализированный салон-магазин по продаже живых цветов «Фиалка» с круглосуточным режимом работы. Закончено строительство торгового центра «Азамат», с общей площадью 3136 кв.метров; ведется строительство торгового дома «Лидер», продолжается реконструкция 2-х торговых центров по ул. Машиностроителей,23 и по ул.Красноармейская,32.
С целью удобства покупателей в выборе покупок на «одном месте» укрепляют свои позиции крупные торговые центры, которые расположены в разных микрорайонах города: «Мега Центр», «Кристалл», «Фортуна», «Престиж». На их торговых площадях предлагается разнообразный ассортимент товаров народного потребления и имеются предприятия общественного питания.
Руководством предприятий ООО «ОРО Чувашпотребсоюза» и ООО «Канашоптпродторг» проводится целенаправленная поэтапная работа по реконструкции помещений, предоставляемые в аренду для функционирования мелкооптовых торговых точек, в цивилизованные торговые предприятия.
На территории города расположен один рынок МП «Канашский городской рынок» с общей площадью
Благодаря активной городской политике социальных преобразований, способствующей развитию сферы потребительского рынка на современном уровне, сокращено количество объектов мелкорозничной торговли.
Руководителями предприятий не только внедряются новые технологии и прогрессивные формы организации торговли, но и постоянно ведется работа по благоустройству предприятий потребительского рынка, прилегающих территорий к объектам потребительского рынка с устройством необходимых подходов и подъездов, с укладкой тротуарной плитки, установки декоративной подвески и фонарей. В весеннее- летний период разбивают клумбы и газоны, высаживают цветы, обновляют фасады.
В городе всего 134 предприятия бытового обслуживания. Развитие сети предприятий бытового обслуживания в основном осуществляется за счет средств представителей предпринимательства.
Спектр услуг, оказываемых предприятиями города широк и разнообразен: ремонт часов, обуви, сложной бытовой техники, ремонт и индпошив одежды, ремонт автотранспорта и металлоизделий. Хорошо развиваются такие виды оказания бытовых услуг как парикмахерские, маникюрные, косметические и фотоуслуги, изготовление ключей. Увеличивается сеть парикмахерских, массажных кабинетов и саляриий. Совершенствуется предоставляемый сервис пассажирских перевозок, грузотакси и услуги автостоянок Среднесписочная численность работающих на предприятиях бытового обслуживания за год увеличена на 41 человек и на 01.01.2010 г. их численность составила 608 чел.
На 1 января 2010 года в муниципальном образовании г.Канаш значится 60 лицензиатов на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции, и в 114 объектах торговли осуществляется розничная реализация алкогольной продукции.
Реализацию алкогольной продукции осуществляют 86 магазинов и 28 предприятий общественного питания. С круглосуточным режимом работают: магазины «Березка», «Тройка», «Водолей», «Олимп», «Овощи», «Центральный торговый дом», кафе «Бистро», кафе «Емеля», бар развлекательного комплекса «Мята».
Предприятия торговли активно участвуют в организации праздничной выездной торговли в дни проведения общегородских праздничных мероприятиях, а также активно принимают участие в социальных программах и благотворительных мероприятиях.