Круглый стол «Особенности поведения подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях» прошел в средней школе №9 города Канаш

Одним из важнейших моментов учебно-воспитательного процесса в школе, является формирование такого коллектива учителей и учащихся, социально–психологический климат, которого не допускает возникновения напряженности, конфликтности. Актуальность, теоретическая и практическая значимость, не разработанность проблемы конфликтов подростков, определили тему круглого стола: «Особенности поведения подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях», состоявшегося в средней школе №9 города Канаш во время весенних каникул. Любой коллектив – это не просто организационно оформленная общность людей, но и общность, в которой люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходство во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Поэтому результативность работы коллектива в значительной степени определяется не только объективными данными, но и психологическим климатом в коллективе. Отсюда для любого учителя, воспитателя, классного руководителя вытекает необходимость знать своих учеников, их сильные и слабые стороны, черты характера, потребности и интересы, вкусы и пристрастия.
Как в учительском, так и в детских коллективах необходимо создать такую эмоционально–психологическую творческую обстановку, которая не допускает застоя и конфликтов. Конфликтность среди подростков с каждым годом возрастает, что ведет к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних мы рассматриваем как одну из форм девиантного поведения, выражающуюся в протесте подростков против социальной несправедливости, как крайнюю форму конфликта между обществом и формирующейся личностью. Практика социального развития показывает, что в период резких изменений в жизни общества значительно повышается рост объективных причин для возникновения конфликтных ситуаций и стремление разрешить их антиобщественным путем. В связи с этим весьма актуальной является задача исследования причин, условий, структуры, динамики конфликтов среди подростков с девиантным поведением, а также путей, средств и методов их урегулирования. Но конфликты подростков с девиантным поведением изучены пока недостаточно. Рассматривая различные формы ассоциального поведения школьников, мы пришли к выводу, что это – крайнее проявление их конфликтных отношений с окружающими. Значительное число конфликтов возникает из-за неправильных действий учителей, родителей, одноклассников, но им же принадлежит и ведущая роль в разрешении конфликтов между подростками. В предупреждении и разрешении конфликтов между подростками многое зависит от личностных особенностей учителя: умения наладить педагогическое общение и его стиль, профессионализм, педагогический такт, нравственная чистота. Конфликты среди подростков закономерны и даже необходимы. Хотя, осознавая возможность неприятных последствий конфликтов в виде разного рода психических травм у подростков, конфликты являются неизбежным условием развития личности ребенка. В конфликтах заложены большие позитивные функции. Они вскрывают застывшее, закостеневшее, отвергают старое, выдвигают новое. Таким образом, конфликты могут выполнять конструктивную роль в воспитании. Вместе с тем, мы считаем, что, решая вопрос о педагогической целесообразности конфликтов, необходимо исходить из того, с чем, во имя чего вступает подросток в конфликт, каковы избираемые им средства для его реализации.