10:48 Состоялся городской практический семинар «Школьная адаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка»
11 сентября 2008 года по инициативе отдела образования и молодежной политики администрации г.Канаш, МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», общественной кафедры воспитательной работы, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа» №
Открывая семинар, руководитель общественной кафедры воспитательной работы Сударушкина И.А., обратилась с приветственным словом и пожеланием плодотворной работы. Затем Самсонова Г.Х., педагог-психолог Центра ППРК, рассказала о психолого-педагогическом сопровождении школьника в период адаптации на различных ступенях обучения, организации сопровождения адекватного развития ребенка в системе образования. Она обозначила необходимость рассмотрения проблемы адаптации в начале учебного года, потому что независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации ребенка более интенсивным. Детский врач Григорьева Н.Н. говорила об активном формировании здоровья в стенах образовательного учреждения, постаралась раскрыть медицинские аспекты процесса адаптации детей и влиянии дезадаптации на соматическое здоровье обучающихся.
Далее работа продолжилась в секциях. Параллельно работало их пять:
«Посвящение в первоклассники» (Участники: учителя 1 классов, врач-педиатр, психологи), где обсуждались социально-психологические причины возникновения нарушений в психологическом развитии школьников. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательному учреждению.
«Первый раз - в пятый класс» (Участники: классные руководители 5 классов, психологи). На этой секции провели анализ основных трудностей, возникающих у учащихся при переходе с начального в среднее звено. Обсуждали проблему: Дезадаптация – «трудный ребенок»: проблемы и пути решения.
«Мой выбор – жизненный успех». (Участники: классные руководители 10 классов, психологи). На этой секции были даны рекомендации по оказанию помощи педагогам в осознании смысла адаптационного периода и принятия его идеи. Дано понятие мобинга в школе. Освещен вопрос психологической дезадаптации учащихся 10-х классов как фактор формирования депрессивных состояний.
«Адаптация детей «группы риска» (Участники: социальные педагоги, классные руководители классов, в которых есть дети, состоящие на внутришкольном учете, ОДН, КДН).
«Социально-педагогические средства адаптации». (Участники: заместители
директоров по воспитательной работе.)
На заключительном обсуждении прозвучали от каждой секции выводы по работе, предложения и пожелания в адрес организаторов семинара. Все участники семинара отметили важность обсуждаемой проблемы, высоко оценили методические материалы, подготовленные организаторами для каждого.
Также говорили о том, что важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учащихся.