ОТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – К КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
О ДОСТИЖЕНИЯХ
В школах созданы прекрасные условия: только в нынешнем году школы получили 5 кабинетов математики, 5 – физики, 5 – биологии на общую сумму 3614700 рублей, 3 интерактивных комплекса, ученической мебели на 619700 рублей, столового оборудования на 1296100 рублей, учебной литературы на 450000 рублей; 17291400 рублей освоены школами и ДОУ на ремонтных работах, для повышения заработной платы учителей выделены 9, 3 миллиона рублей в части стимулирования. Совсем недавно, в качестве поощрения за хорошие результаты в работе, городу дополнительно выделены 4 интерактивных комплекса. «Идут в школы неплохие инвестиции, но нужна и соответствующая отдача», - подчеркнула Людмила Петровна. Далее она остановилась на главных достижениях городской системы образования. Они следующие: впервые проводились не контрольные срезы знаний, а мониторинг обученности детей в 4-х классах по математике и естествознанию. Лучшие показатели имели школы №№ 1, 3, 5, 10, 11; введение сетевого обучения. Наиболее посещаемыми были элективные курсы И. Алешкиной, Т.Щербинской, Н.Лапиной, Д.Минуллиной; провели фестиваль «Инновации в образовании», ставший популярным среди учителей; прошла проектная неделя «Обучение, вдохновение, творчество». На конкурс были представлены неплохие проекты под руководством учителей Р.Моисеевой, Л.Дзюбчик, И.Павловой (шк.№ 5), З.Питеркиной, О.Савчук (шк. № 6), Н.Присадковой (шк. № 3), А.Матвеевой (шк. № 1). На республиканский конкурс были выставлены 12 проектов, 7 из них заняли призовые места. Учитель русского языка и литературы школы № 3 М.Антипина собрала методический материал по внедрению проектной деятельности в учебный процесс, издала диск, который быстро разошелся среди учителей; сегодня все школы города имеют свои периодические печатные издания. Школьная газета школы № 1 «Клякса» дважды становилась призером всероссийских конкурсов; впервые в истории города прошел праздник для одаренных детей «Звезды надежды»; классные руководители И.Пласкина (начальное звено) и Н.Федорова (старшее звено), они обе из школы № 6, стали победителями конкурса «Лучший классный классный» и уже представляют республику на всероссийском уровне.; на базе школ №№ 1, 5, 6, 8, 9, 11 действуют экспериментальные площадки в рамках городской кафедры воспитания (рук. И.Сударушкина); вклад городских учителей в образование позволил принять в Канаше экспертный семинар Института образовательной политики «Эврика»; вышли на новый уровень взаимодействия с Москвой, в соответствии с заключенным межрегиональным договором с Департаментом образования Северного округа Москвы, обменивались делегациями заместителей директоров по учебной и научной работе. Несомненно, главными достижениями являются получение гранта Президента РФ СОШ № 7, учителями Е.Львовой и М.Антипиной, гранта Президента Чувашской Республики СОШ № 8.
С высокой трибуны Л.Иванова сердечно поблагодарила за труд на ниве образования персонально: директоров школ А. Айнутдинова (№ 5), В.Иванова (№ 7), М.Шадаева (№ 3), Б.Максимова (№ 8), Т.Захаркину (политехническая шк.), учителей М.Антипину, Г.Большову (№ 3), Т.Болтасеву, Е.Львову (№ 7), Т.Гедмин, С.Рассадникову (№ 10), Ф.Дерябину (№ 9), Г.Иванову, О.Савчука (шк.№ 6), Д.Минуллину (шк.№ 5), педагога детсада № 8 Г.Львову, музыкального руководителя детского сада № 16 Д.Назарову, заместителя директора по внеклассной работе школы № 6 И.Сударушкину.
О ПРОБЛЕМАХ
В ОБРАЗОВАНИИ
Налицо старение педагогических кадров, увеличивается количество учителей пенсионного возраста (их сегодня 53 человека, что составляет 14 % от общего числа педагогов), но почти нет притока свежих сил. Вот и сегодня в когорту «просвещенцев» влились лишь трое молодых педагогов.
В настоящее время имеются большие трудности в создании одинаковых стартовых условий для всех детей ясельного, дошкольного возрастов. В очереди на получение путевки в детские сады состоят около одной тысячи родителей. Безусловно, городу нужны новые здания детских садов, ибо «материнский капитал» будет давать знать о себе с возрастающей силой. Есть уверенность в том, что пройдет еще не так уж и много лет, как демографическая обстановка изменится в лучшую сторону.
С прошлого года активно ведется разговор о внедрении в практику работы дошкольных образовательных учреждений групп кратковременного пребывания детей, различных центров дошкольного образования: физкультурно-оздоровительных, ранней коррекции развития ребенка и другие. К сожалению, кроме инициативы директора СОШ № 9 Л.Бековец, которая активно работает по созданию групп для детей предшкольного возраста, других предложений от руководителей школ и ДОУ не поступало. Более того, несмотря на все принятые необходимые меры по условиям пребывания ребенка в детском образовательном учреждении, при острой востребованности мест в детских садах, руководители ДОУ допускают невыполнение плана по дето-дням на 30 и более процентов. Это говорит о том, что плохо ведется разъяснительная работа с родителями, списочный состав детей не корректируется. Все же, следует сказать, есть и положительные моменты. В этом году активизировалась работа по преемственности ДОУ и школ. Примером может послужить программа, реализуемая коллективами ДОУ № 7 и СОШ № 8.
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
В системе образования города действуют 44 кружка, 6 клубов, 6 студий с общим охватом 625 детей. 15 авторских программ реализуются в МОУ ДОД «Дом детского творчества». Было немало достижений. К примеру, судомодельный кружок удостоен Диплома 1-й степени Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, эстрадная студия «До-ми-соль-ка» стала призером республиканского конкурса исполнителей детской песни, театр-студия «Зебра» удостоен Диплома 2-й степени на межрегиональном фестивале детских и юношеских СМИ «Подсолнух», клуб «Лидер» является победителем республиканского конкурса лидеров детских общественных объединений и организаций «Моя инициатива» в номинации «Лучший мастер-класс». Достижения неплохие, но на достигнутом не следует останавливаться, нужно идти вперед, чтобы настойчиво решать задачи воспитания и развития личности ребенка. Поэтому следует расширять формы работы с «трудными» подростками, детьми с ограниченными возможностями, детьми с девиантным поведением, неорганизованными детьми, обеспечить социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку детей через развитие клубных объединений, программ каникулярного отдыха и занятости подростков, расширять взаимодействие основного и дополнительного образования детей в рамках реализации профильного обучения (положительный пример – кадетский класс при школе № 6), повышение информационной и правовой культуры педагогов, воспитательной активности семьи.
Также Л.Иванова заострила внимание работников образования на необходимость усиления духовной безопасности подрастающего поколения, ибо противники нашего Отечества сегодня активно пытаются воздействовать на умы и сердца с помощью различных реакционных религиозных организаций.
В обсуждении основного доклада приняли участие учителя русского языка и литературы М.Антипина (шк. № 6), З.Питеркина (шк. № 6), заведующая детским садом № 18 З.Игнатьева, директор Канашского филиала Чувашского госуниверситета им. И.Н.Ульянова Б.Волков, начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашия в г. Канаше Н.Липатов, заместитель председателя Госсовета Чувашской Республики Г.Васильев.Выступая перед учителями, глава города В.Полукарова дала высокую оценку руководителям и педагогическим коллективам школ, которые успешно подготовили образовательные учреждения к новому учебному году. «Молодцы, дорогие мои!» - прозвучало из ее уст. Валентина Ивановна особо выделила работу школ №№ 5, 6, 7, 8, 11, остановилась на вопросах финансировании учреждений образования, выделения средств на благоустройство города, в частности, на строительство дорог. Она тепло и сердечно поздравила учителей с наступающим новым учебным годом и пожелала им успехов в работе.