г. Канаш Чувашской Республики

В краю незнакомом, далеко от дома

В настоящее время в ЗАО «Промтрактор-Вагон» трудится 27 человек, которые во время службы в Советской Армии принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Многие награждены боевыми орденами и медалями.

Один из них – электросварщик цеха разборки и подготовки вагонов С.А. Воробьев. Он любезно согласился ответить на мои вопросы.

- Сергей Алексеевич, вы родились и выросли в Канаше?

- Да, в большой семье рабочих. Мой отец, Алексей Егорович, всю жизнь до ухода на пенсию проработал столяром на вагоноремонтном заводе. Он – участник Великой Отечественной войны, артиллерист, был ранен, имеет ордена и медали. Мать, к сожалению, умерла рано, в год моего рождения. Нас в семье воспитывалось шестеро детей, и я в ней – самый младший.

- В какой же школе учились?

- В средней школе № 64. Ведь наша семья проживала в доме совсем рядом с ней. После школы вместе с другом подался в Горький, учился в речном училище. Получилось так, что после получения диплома пришлось вернуться домой. По совету отца поступил на ВРЗ учеником электросварщика в цех подготовки вагонов. Благодарен мастеру Александру Соколову, электросварщику Геннадию Антонову.  Они помогали мне словом и делом. С завода же я ушел в армию. Это случилось в ноябре 1980 года.

- Кем же вам хотелось служить?

- Да хоть кем. Лишь бы отслужить в армии. Ведь в те годы это считалось почетной обязанностью и долгом. Сейчас же есть такие, кто норовит «скосить» от службы в армии. Мужчине это не к лицу.

- Вы в Канаше уже знали, что попадете в Афганистан?

- Догадывались. Потому что нас, 70 юношей из городов и районов Чувашии, увезли на юг. Там распределили по учебным подразделениям. Я оказался в Ашхабаде – столице Туркмении. Полгода «гоняли» нас сержанты, готовили к суровым условиям службы в Афганистане. Тяжело было, что там говорить. Но ничего, выдержали. Из «учебки» я вышел сержантом, командиром минометного расчета.

- И в Афганистан?

- Перебросили в эту горную страну в апреле 1981 года. Полным ходом там шли боевые действия. Наша батарея была в составе 122-го горно-стрелкового мотопехотного полка. Сначала в Кундуз, потом дислоцировались рядом с Хайратоном. Недалеко Мазари-Шариф располагался. Регулярно выезжали на боевые действия, то на неделю, то на две. В горные районы перебрасывали на вертолетах. Миномет и снаряды приходилось очень часто таскать на себе. Поддерживали мотопехоту огнем. Много приходилось пострелять.

- В расчете сколько человек было?

- Кроме меня четверо. Все узбеки: Чупанов, Мамуров… Нормальные ребята. Хороший еще друг был туркмен Мометаганов Тувакберды. Его ранило, в госпитале долго лежал. Знаете, он приезжал ко мне в Канаш. Приглашал и меня в Туркмению. К сожалению, так и не съездил. Теперь уж и не получится, наверное.

- Земляков из Чувашии не встречали?

- В полку они, конечно же были. Вот, например, Анатолий Ксенофонтов из деревни Задние Яндоуши Канашского района, Юрий Козлов из Козловского района. С Толей мы постоянно созваниваемся, встречаемся. Он теперь в Чебоксарах проживает. У Юры же след потерялся.

- О смерти в ходе боевых действий не думалось?

- Нет. Это гиблое дело. Чему быть – того не миновать…

- Сергей Алексеевич, вас, как я знаю, наградили медалью «За отвагу». Хочется узнать, за какую операцию?

- Не за отдельный бой. А за умелое командование минометным расчетом в ходе боевых действий. Мне ее вручили летом 1982 года. Я награжден медалью «От благодарного афганского народа» и другими медалями. Я их не надеваю, потому что особой своей заслуги не чувствую.

- Принято считать, что ввод советских войск в Афганистан была большой ошибкой?

-Да что теперь об этом говорить? Историю не переписать. Мы приняли присягу, а приказы командиров надо выполнять. Посмотрите, что творят сейчас в Иране американцы…  Их ведь туда никто не приглашал. Своей вины за действия в Афганистане не чувствую. Безвинных там не убивал, против мирного населения жестокости, бесправия  не проявлял. Да не знаю я, сколько душманов уничтожил наш минометный расчет. Может быть, ни одного. Ясное дело, в краю незнакомом, далеко от дома уютно себя не чувствовал. Но по афганским дорогам, горам пришлось проехать – пройти немало.

- Мирное население как к советским солдатам относилось?

-Да черт их поймет. Живут они очень бедно. Днем смирно держатся, а ночью с автоматом на военную тропу выходят.

- Сергей Алексеевич, как сложилась жизнь после армии?

- Нормально. Немного отдохнул и устроился в родной ЦПВ. Раньше в дверном отделении работал, теперь на пятом потоке. Вместе с газорезчиками Владимиром Ефремовым, Сергеем Яковлевым подготавливаем крытые вагоны для вагоносборочного цеха. Слава богу, без дела не сидим. Вот так в трудовых буднях и проходят год за годом. Старшую дочь, Ларису, успел замуж выдать, уже дедушкой стал. Внуку Егору три месяца. Младшая, Полина, учится на строительном факультете в университете. Дом в деревне построил, про отца не забываю, так что все нормально.

- 15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана. Скажите, а Афганистан сейчас вам на снится?

- Нет. От него я, можно сказать, отошел. Хотя боевых друзей, конечно, нет-нет да вспоминаю. Это уже перевернутая страница истории, дела минувших дней. В Афганистане мы мужали, там проверялись наши нервы, обрывались жизни ребят. Теперь эта далекая горная страна для меня как сон.



"Канаш"
21 февраля 2008
00:00
Поделиться