г. Канаш Чувашской Республики

Кадры надо ценить

Кадры надо ценить

Самое крупное предприятие города – ЗАО «Промтрактор-Вагон» - образно говоря, сейчас переживает вторую молодость. Читатели газеты знают, что здесь строится универсальный сварочно-сборочный корпус по выпуску вагонов нового поколения. Этот проект – крупнейший в России.

В связи с этим, естественно, возникает вопрос об обеспечении новых, да, честно говоря, и старых производственных участков рабочими кадрами массовых профессий, инженерно-технических работников.

Об этом и идет беседа с начальником отдела по управлению персоналом завода Е.В. Тен.

-Совершенно верно, - говорит Елена Викторовна, - на нашем заводе полным ходом идет строительство нового цеха. Сейчас ведется монтаж металлоконструкций. Новый корпус к монтажу оборудования должен быть готов уже к маю 2008 года. Первая партия типовых полувагонов нового поколения выйдет из нового цеха в декабре. В проект, осуществляемый трехсторонним соглашением, подписанным между ОАО «Российские железные дороги», ККУ «Концерн Тракторные заводы» и Кабинетом Министров Чувашской Республики, вкладываются миллиарды рублей. И, безусловно, новый цех заработает в полную силу в намеченные сроки.

-Как известно, в советское время, в годы расцвета вагоноремонтного завода, там работало чуть ли не 4,5 тысячи человек. Было престижно трудоустроиться на предприятие…

-Да, завод имеет богатую яркими событиями историю. За 71 год его существования уроки трудовой закалки в нем получили сотни тысяч человек нескольких поколений. У нас теперь трудятся внуки, правнуки тех, кто стоял у истоков рождения и становления КВРЗ.

Сейчас в ЗАО «Промтрактор-Вагон» насчитывается около трех тысяч человек. Уже сегодня испытываем нехватку рабочих кадров. Приглашаем на работу электросварщиков, газорезчиков, слесарей по ремонту подвижного состава, кузнецов-штамповщиков, резчиков металла, токарей, электриков. Еще пару лет назад трудоустроиться к нам было проблематично. Теперь возможностей устроиться на ВРЗ (как по-прежнему говорят канашцы), больше. На предприятии организовано обучение людей практически по всем рабочим профессиям. Независимо от возраста и опыта можно освоить в короткие сроки новую профессию, в дальнейшем повышать разряд.

Отрадно, что растут объемы производства, осваиваются новые виды продукции. Допустим, лет пять тому назад кто бы мог подумать, что на заводе будут строиться новые вагоны. С трудом, но освоили же. В этом году таких вагонов будет построено 1100 единиц. Замечательное достижение! Я думаю, те, кто сегодня строит новые грузовые полувагоны, могут быть без ущерба ремонтному производству переведены в новый цех. Еще один факт: в связи с ростом объемов товарной продукции производственные участки постепенно переходят на трехсменный режим работы. Вот и стали мы нуждаться в рабочих кадрах.

-Елена Викторовна, скажите, пожалуйста, а сколько человек будет работать в новом цехе?

-Когда он заработает в полную силу, не менее 1500 человек. Уже в 2008 году в новый цех намечаем принять более 700 рабочих и 153 специалиста по 40 профессиям. В 2009 году количество работников завода достигнет 4,8 тысяч человек.

-По каким же профессиям?

-Для укомплектования штата, в 2008 году, по нашим расчетам, нужно будет принять около 200 электросварщиков на полуавтоматические машины, 33 газорезчика, 70 слесарей механосборочных работ, 25 маляров, 10 сверловщиков, 17 клепальщиков 15 водителей электропогрузчиков, 13 слесарей по ремонту оборудования, 25 контролеров ОТК, 35 подсобных рабочих, около 100 рабочих других структурных подразделений. Необходимо заполнять вакансии инженеров, техников, технологов, лаборантов и др. Список обширен. Но ведь в то же время не надо забывать о ремонте старых вагонов. В год их намечается ремонтировать более 5,5 тысяч. Там, как я уже говорила, уже сейчас нуждаются в рабочих кадрах. Поэтому знаем, работа с кадрами вышла на первый план.

-Приведенные вами факты, впечатляют. Как думаете выйти из создавшейся ситуации? Ведь на рынке труда сейчас не наблюдается избытка рабочих сил. Даже наоборот, судя по объявлениям в газетах, их там не хватает.

-Понятное дело, кавалерийским наскоком кадровый вопрос не решить. Нужна каждодневная, кропотливая работа. Намечаем принять и осуществить целый комплекс мероприятий.

В прошлом году Министерство образования Чувашской Республики, администрация города, дирекция нашего завода и ПУ-2 провели совещание о подготовке в училище, других учебных заведениях рабочих кадров для ЗАО «Промтрактор-Вагон». Разговор тогда состоялся конкретный, обстоятельный. Казалось бы, участники совещания нашли общий язык. Но прямо скажу: дело продвигается со скрипом. Все же мы твердо надеемся, что в ПУ-2 удастся открыть краткосрочные курсы по массовым рабочим профессиям. На них будем приглашать в основном послеармейских ребят. Сейчас ведь как получается, не успевают юноши после училища привыкнуть к работе, их призывают в армию. Отслужив, только 5 процентов из них возвращаются на завод.

Как и в прошлые годы, мы в заводской техшколе готовим специалистов. Допустим, в истекшем году подготовлено 26 электросварщиков, 39 газорезчиков, 76 слесарей. Повысили квалификацию более 200 человек, смежную профессию получили 70 человек. Направляем людей на учебу в Чебоксары. Работу эту будем расширять.

Большое внимание уделим сельской молодежи. Не секрет, в деревнях для них подходящей работы нет.

Архивные данные говорят о том, что в 1970 – 1980-е годы на ВРЗ трудилось более тысячи человек, проживающих в Канашском, Янтиковском, Вурнарском, Урмарском, Комсомольском районе, и даже в Татарии. Представляете, это 25 процентов от общего количества работников. Конечно, и сейчас у нас немало жителей из селений. Но этот потенциал нам надо использовать полнее.

Ищем и другие варианты решения кадрового вопроса. Это, например, целевые направления юношей и девушек в учебные заведения, наставничество и забота над вновь поступившими на работу, помощь тем, кто учится заочно, учет интересов молодых рабочих, создание им нормальных условий труда и быта.

-Хорошо, Елена Викторовна. На языке так и вертится вот такой вопрос. А чем заманить молодежь на завод? Ведь она теперь избирательна, я бы даже сказал, что капризна. И ее можно понять. Рабочие стремятся продать свою силу выгодно.

-Первую очередь, естественно, высокой заработной платой. И сейчас наши рабочие за свой труд получают прилично. На строительстве же новых вагонов зарплата будет на порядок выше. А  на новое производство примем только высококвалифицированных специалистов. Таково требование работодателя.

Очень жаль, в последние лет десять завод не построил ни одного квадратного метра жилья, отдал городу два своих общежития, детские сады. Они сейчас ох как бы они пригодились. Мыкаться по частным квартирам молодежь, как я знаю, долго не намерена.

Сейчас на заводе ведется конкретная работа по созданию общежитий, детского сада, квартир для специалистов. В перспективе и строительство жилья. Будет решен вопрос и по подвозу рабочих на завод из районных центров, крупных селений.

-Верно говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Все это раньше на заводе было. Раньше престиж рабочего класса был очень высок, ведь он, а не чиновники, создают материальные блага…

-Я поняла вас. На заводе в последнее время в этом направлении сделано немало. Сказанное подкрепляю конкретными примерами.

В частности, в ноябре после долгого перерыва в цехе ходовых частей провели конкурс токарей. Любо-дорого было смотреть, с каким азартом, огоньком в глазах соревновались мастера-умельцы. Победителя и призеров поощрили и морально, и материально. Такие конкурсы намечаем провести и по другим профессиям.

Концерн «Тракторные заводы», в состав которого, как известно, входит и ЗАО «Промтрактор-Вагон», нынче в шестой раз в своей истории провел конкурс «Золотые кадры - 2007». В этом году 8 работников нашего завода стали лауреатами этого проекта, в том числе 4 рабочих. Весомый успех и отличный пример для других.

На заводе ежегодно проводится экономическое соревнование среди цехов, участков и бригад. Его итоги подводятся ежеквартально. Рабочим присваиваются звания «Лучший по профессии» и «Лучший молодой рабочий». По итогам третьего квартала 2007 года их удостоены 15 человек. Это хороший стимул лучше работать, быть дисциплинированным и исполнительным.

Понимаете, проблема престижа рабочего класса – это теперь общая боль. По телевидению, радио, в газетах вы сейчас редко встретите материалы о рабочих, об их жизни, проблемах и нерешенных вопросах.

Плохо поставлена профориентационная работа среди молодежи. Вот и пожинаем горькие плоды. Нынешние выпускники повально хотят стать юристами, экономистами, программистами. А выучившись, вступают во взрослую жизнь с обидой невостребованности. А чем  плохо выбрать рабочую, нужную городу, республике, стране профессию? Чем он хуже того же экономиста? Если есть желание учиться дальше, пожалуйста. Но надо ответственно подойти к выбору профессии.

Рабочий человек должен хорошо зарабатывать, окружен заботой и вниманием. Может быть, это звучит несколько высокопарно и банально, но в принципе верно. Иначе нельзя. Рабочие кадры надо ценить, чтобы не остановилось производство.

-Елена Викторовна, на заводе к нарушителям дисциплины отношение строгое. Но все же, наверное, не перевелись прогульщики, пьяницы и летуны?

-Сами понимаете, без строгости никак нельзя. Строительство и ремонт вагонов – дело сложное, ответственное. Ну как допустишь к работе людей с трясущимися с похмелья руками? Дисциплина и порядок должны строго соблюдаться. Вы себе представляете пьяницу и прогульщика, скажем в Японии или Германии? То-то и оно.

За год трудовую дисциплину на заводе нарушили более 700 человек. Конечно же мы им даем шанс исправиться. Но со злостными нарушителями прощаемся.

-А как обстоят дела с текучестью кадров?

-По итогам года она составляет около 9 процентов. Я бы назвала ее сезонной. Люди весной увольняются, уезжают в другие регионы, а осенью вновь просятся на завод. Таким образом, только сварщиков уволилось 140 человек. Что делать, приходится их принимать. Но в цехе малых серий таких уже обратно не берут. Жизнь есть жизнь, текучесть кадров – один из неотъемлемых признаков любого трудового коллектива. Кто-то увольняется по семейным обстоятельствам, иные в связи с выездом в другое место жительства, третьи – по другим причинам.

-Елена Викторовна, не хотелось бы завершить наше интервью на минорной ноте. Думается, дирекция, отдел по управлению персоналом в Новом 2008 году справятся с проблемой кадрового обеспечения предприятия. Поэтому желаем побольше высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических работников.

-Спасибо. Надеемся, что справимся. Для этого что называется, нужно будет работать, засучив рукава. В Новом 2008 году перед трудовым коллективом ЗАО «Промтрактор-Вагон» стоят более сложные и ответственные задачи. Без дополнительной рабочей силы их не решить. Лозунг «Кадры решают все!» для нас остается очень актуальным.

На снимках: Е.В. Тен; учащиеся ПУ-2 проходят производственную практику в ЗАО «Промтрактор-Вагон» (в центре – мастер производственного обучения Л. Филиппова)



"Молодежный саквояж"
10 января 2008
00:00
Поделиться