Славный город с именем "Совет"
Канаш - это город Республиканского значения, важный транспортно-промышленныи центр Республики. Он находится в
В 1893 году было завершено строительство железной дороги Москва-Казань, прошедшей через Рязань-Саранск-Алатырь. В середине декабря по ней началось сквозной движение поездов. С этого момента начинает свое существование железнодорожная станция Шихраны. Появились яичные, лесопромышленные склады, хлебные амбары и другие постройки местных и приезжих купцов, которые скупали у чувашских крестьян по дешевой цене хлеб, яйца, птицу, строительный лее, дубовую клепку и другое.
К 1911 году на территории близлежащего поселка Шихраны, действовало более 40 крупных торговых фирм. Поселок при станции рос быстро, вначале насчитывалось около 600 человек, но не было ни школ, ни библиотек, ни больниц. Это было начало, так считают многие. Но на самом деле краеугольный камень в основании нашего города был заложен еще раньше. До появления станции существовал лишь крохотный поселок. А ведь этот поселок тоже как-то возник. Кто же был его основателем? Чье имя мы должны помнить и кому должны быть благодарны за наш прекрасный город?
Историк-краевед Л.И.Иванов говорит следующее: «Поселок образовался на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую веру. В 1588 году Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, то есть с Арской земли, где проживало чувашское население. В писцовой книге Свияжского уезда за 1646-1647 годы сказано, что в Атищево в то время было три двора. И лишь спустя 100 лет, численность поселения возросла до 132 дворов. В конце 17 века из Атищево выделились крестьяне, переселившиеся на территорию нынешнего
Комсомольского района, где основали деревню Новое Бикмурзино. Сама деревня Шихраны образовалась в результате второго притока чувашского населения из Казанского уезда в 60-х годах 17 века, которая входила в состав Арской дороги. В 1781 году Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево-Шихраны. В 1784 году здесь проживало 148 человек, а в 1796 из Атищево-Шихраны выделился околоток Сугайкасы, который существует и поныне, не изменив своего первоначального названия. В 1811 образовались еще два поселения Мурзыванкасы и Огуш-касы, жители которых так же были когда-то выходцами из Атищево. Именно так было положено начало существования ныне процветающего города Канаш.
Но не получил бы своего дальнейшего развития поселок Шихраны, если бы не одно обстоятельство. Народ в поселке был трудолюбивый и на редкость предприимчивый.
Историческая справка: Шихраны в начале 90-х годов 19 века располагались в лесистой местности, богатой дубами. Занимались крестьяне в основном земледелием. Выращивали рожь, овес и картофель. Важным подспорьем считалась охота, животноводство и пасечное пчеловодство, получившее свое распространение среди местных жителей под влиянием русских. Лес для чувашских крестьян тоже сыграл немалую роль. Народные умельцы использовали древесину для строительства и изготовления разных орудий труда.
Может, маленький и незаметный поселок так бы и остался незаметным и неизвестным, но Царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е годы 19 века. С развитием капитализма и крупной промышленности, с развитием формирования внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Тогда появился проект соединения Москвы с Казанью. В то время существовало Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества стоял в качестве председателя крупный магнат фон Мекк. В июне 1890 года в Цивильский уезд направили экспедицию по взысканию возможной прокладки железнодорожной линии с учетом леса и промышленных пунктов. 15 июня 1891 года распоряжение императора России Александра II, разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительству железнодорожного полотна от Рязани до Казани. Акционерному обществу Москвско-Казанской железной дороги было дано особое разрешение отчуждать земли, потребные для сооружения новой железнодорожной линии. В ходе строительства дороги было решено построить и станцию. При проектировании брали в учет и то, что станция должна находиться ближайшем округе ряда крупных сел. Поселение Шихраны идеально подходил для этих целей. Новая станция находилась на выгоном месте, ибо имела в округе несколько крупных сел и, прежде всего, село Шихазаны, где еженедельно проходили базары и один раз в год - ярмарка. Торговый оборот базара и ярмарки по тем временам был очень высок. Это и предопределило появление станции, которая впоследствии переняла и название поселения -«Шихраны».
Рельсы для строительства железной дороги поставлялись старогодные и легковесные, снятые с других участков. Шпалы укладывались без пропитки на мелкопесочный балласт. Такой был план строительства железнодорожного полотна из вторичного сырья.
Из сообщения начальника Казанского отделения инженера И.И.Житницкого на запрос Ци-вильской уездной земской управы от 23 июня 1893 года: «...Имею честь уведомить, что в пределах Цивильского уезда будут находиться станции «Урмары» 4 класса на 708 версте 425 пикет и «Шихраны» 3 класса на 671 версте 789 пикет».
Так появилась станция Шихраны вблизи поселка, построенная руками чувашских крестьян. В 1892 году был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание). В том же году на станции открылась первая винная лавка «Братья Таланцевы», принадлежащая торговому дому Таланцевых. Историческая справка: 22 декабря 1893 года вступила в строй новая железнодорожная линия: «Сасово» до станции Казань, а 15 июня 1894 - Свияжск-Казань. С 22 декабря 1893 года железнодорожная линия «Сасово-Свияжск» построена за короткий срок и обошлась по цене - всего 32 тысячи рублей с версты. Для проведения земельных и строительных работ привлекались местные жители, нанимались подрядчики, также из местного населения. «...Ибо последние шире воспользуются трудом местного населения». Ближайших храм находился в 8 километрах в селе Шихазаны. Решение построить церковь в Шихранах пришло не сразу: только 8 декабря 1901 года состоялось освящение деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. Место для храма отвели в полукилометре от станции. 27 июня 1901, был заложен первый камень под фундамент церкви. Для сельчан это был великий праздник, потому что ранее существующая молельня находилась на самой станции. Не хватало средств у простых крестьян на строительство церкви, на помощь пришли крестьяне из двух соседних деревень: Малые Бикшихи и Атищево-Шихраны (ныне Сугайкасы), которые входили в Шихазанский приход. Из Цивильского женского монастыря в Шихраны торжественно внесли икону Тихвинской Божьей Матери. В этот период в поселке открылась школа грамоты, а с построением храма, школу переименовали в церковно-при-ходсткую. Лишь в 1905 году после строительства церкви - Шихраны стали называть селом. Огромный вклад в строительство церкви внес петербургский купец И.И.Кудрявцев. В строительный комитет вошел священник Ши-хазанской церкви отец Гавриил Сироткин. А общее руководство возложили на протоиерея Александра Василевского. Храм построили к 20 ноября 1901 года, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось освящение. Икону перенесли из здания вокзала в новую церковь. И к 1917 году в нем проживало 1447 человек.
В 1903 году на станции Шихраны начала работать телефонная линия. Это тоже был сильный рывок вперед к цивилизации. Что и говорить, трудолюбивый наш народ, усердный. Благодаря этому усердию и желанию добиваться больших успехов во всем, чем бы ни занимались чувашские крестьяне, а в частности торговлей, за 1909 год торговый оборот по всем предприятиям (торговым и промышленным) доход составил около 4 миллионов рублей Поселок разрастался и уже представлял из себя, крупный торговый пункт.
В 1920 году поселок Шихраны был переименован в станцию Канаш, что в переводе с чувашского языка означает «Совет». Да, дружно жили чувашские крестьяне, дружно работали, и название станции стало символом сплоченности чувашского народа жившего в те далекие времена. Неистребима воля чувашского народа, неукротим могучий дух.
А чуть ранее, чем Канаш официально стал городом, в поселке при станции Канаш в 1924 году появилась первая пожарная команда, в связи с ростом и превращением поселка в город. В то время поселок и станция являлись перевалочным пунктом в Чувашии, а в примитивных складах хранились немалые материальные ценности. И опять же народный совет решил, что необходимо оберегать от огня складские помещения и жилые дома. Так появилась пожарная команда. Она состояла из: одного работника при одной лошади, хотя имелось 3 конных хода на выезд.
Команда содержалась за счет городского добровольного пожарного общества (ДПО), работники которого участвовали в тушении пожаров. Пожарная команда находилась в неотапливаемом сарае по улице Кооперативная. И лишь в конце 1925 года к этому сараю пристроили жилую избушку для несения службы и проживания команды, конюшню. В штат был принят еще один работник. С 26 октября 1925 года установили круглосуточное дежурство команды. Эта дата и стала главной. Это день организации в Канаше постоянной самостоятельной пожарной охраны.
Вот так непросто складывалась судьба жителей будущего города. Ценой непосильного труда, энтузиазма и желания жить и процветать, чувашские крестьяне строили и несли на своих плечах наше с вами будущее. Не будем забывать эти события. Наш народ - это великий потенциал, который еще до конца не раскрыт. Сколько великих людей, потомков крестьянского народа, преодолев все препоны добились того, что сумели прославить наш город, как город развивающийся и, не смотря ни на что, идущий вперед. Имена этих людей, к сожалению, не всем знакомы. Вот мы и решили вспомнить некоторые из них, чтобы даже наши дети знали - нам есть кем гордиться.
Вот например: Димитриев Алексей Димитриевич - доктор биологических наук, Николаев Василий Николаевич -, доктор технических наук, Григорьев Фирс Григорьевич -доктор медицинских наук, Егоров Владимир Константинович - доктор философских наук, Каховский Василий Филиппович - доктор исторических наук, Павлов Иван Павлович - доктор экономических наук, Иванов Владимир Иванович -доктор ветеринарных наук, Владимиров Андрей Владимирович - доктор сельскохозяйственных наук и другие. Сколько их, тружеников ума и прогресса? Мы считаем, что каждый житель нашего города вложил самого себя в общее великое дело, каждый из нас уже сегодня готовит перспективное будущее своим детям, не жалея себя и своих сил. А это, согласитесь, уже подвиг. Спасибо вам, дорогие канашцы за ваш труд. Здравия вам и долголетия, дорогие жители нашего города, имя которому «Совет». С праздником!