г. Канаш Чувашской Республики

Славный город с именем "Совет"

Канаш - это город Республиканского значения, важный транспортно-промышленныи центр Республики. Он находится в 80 километрах от Чебоксар и в 130 километрах от Казани. Канаш - важный железнодорожный узел, через который идут поезда на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в Москву, Харьков и Чебоксары. Более того, Канаш - узел не только железнодорожных, но и автомобильных дорог. Статус города станции Канаш присвоен в 1925 году. Но это лишь маленький отрывок из истории нашего города.

В 1893 году было завершено строительство железной доро­ги Москва-Казань, прошедшей через Рязань-Саранск-Ала­тырь. В середине декабря по ней началось сквозной движение поездов. С этого момента на­чинает свое существование железнодорожная станция Шихраны. Появились яичные, лесопромышленные склады, хлебные амбары и другие пост­ройки местных и приезжих куп­цов, которые скупали у чуваш­ских крестьян по дешевой цене хлеб, яйца, птицу, строитель­ный лее, дубовую клепку и другое.

К 1911 году на территории близлежащего поселка Шихра­ны, действовало более 40 круп­ных торговых фирм. Поселок при станции рос быстро, вна­чале насчитывалось около 600 человек, но не было ни школ, ни библиотек, ни больниц. Это бы­ло начало, так считают многие. Но на самом деле краеугольный камень в основании нашего го­рода был заложен еще раньше. До появления станции сущест­вовал лишь крохотный поселок. А ведь этот поселок тоже как-то возник. Кто же был его осно­вателем? Чье имя мы должны помнить и кому должны быть благодарны за наш прекрасный город?

Историк-краевед Л.И.Ива­нов говорит следующее: «Посе­лок образовался на основе се­ления Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, при­нявший мусульманскую веру. В 1588 году Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, то есть с Арской земли, где про­живало чувашское население. В писцовой книге Свияжского уезда за 1646-1647 годы ска­зано, что в Атищево в то время было три двора. И лишь спустя 100 лет, численность поселения возросла до 132 дворов. В кон­це 17 века из Атищево выдели­лись крестьяне, переселившие­ся на территорию нынешнего

Комсомольского района, где ос­новали деревню Новое Бикмурзино. Сама деревня Шихраны об­разовалась в результате второ­го притока чувашского населения из Казанского уезда в 60-х годах 17 века, которая входила в сос­тав Арской дороги. В 1781 году Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево-Шихраны. В 1784 году здесь проживало 148 человек, а в 1796 из Атищево-Шихраны выделился околоток Сугайкасы, который существует и поныне, не изменив своего первоначального названия. В 1811 образовались еще два по­селения Мурзыванкасы и Огуш-касы, жители которых так же бы­ли когда-то выходцами из Ати­щево. Именно так было положе­но начало существования ныне процветающего города Канаш.

Но не получил бы своего даль­нейшего развития поселок Ших­раны, если бы не одно обстоя­тельство. Народ в поселке был трудолюбивый и на редкость предприимчивый.

Историческая справка: Ших­раны в начале 90-х годов 19 века располагались в лесистой мест­ности, богатой дубами. Зани­мались крестьяне в основном земледелием. Выращивали рожь, овес и картофель. Важным подспорьем считалась охота, животноводство и пасечное пчеловодство, получившее свое распространение среди местных жителей под влиянием русских. Лес для чувашских крестьян то­же сыграл немалую роль. Народ­ные умельцы использовали дре­весину для строительства и изго­товления разных орудий труда.

Может, маленький и незамет­ный поселок так бы и остался незаметным и неизвестным, но Царская Россия вступила в период бурного развития капита­лизма, который пришелся на 90-е годы 19 века. С развитием капитализма и крупной промышленности, с развитием формирования внутреннего рынка рас­ширились и транспортные связи. Тогда появился проект соедине­ния Москвы с Казанью. В то вре­мя существовало Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе об­щества стоял в качестве пред­седателя крупный магнат фон Мекк. В июне 1890 года в Цивильский уезд направили экспе­дицию по взысканию возможной прокладки железнодорожной ли­нии с учетом леса и промышлен­ных пунктов. 15 июня 1891 года распоряжение императора Рос­сии Александра II, разрешающее Акционерному обществу Мос­ковско-Казанской железной до­роги приступить к строитель­ству железнодорожного полотна от Рязани до Казани. Акцио­нерному обществу Москвско-Казанской железной дороги было дано особое разрешение отчуж­дать земли, потребные для со­оружения новой железнодорож­ной линии. В ходе строительства дороги было решено построить и станцию. При проектировании брали в учет и то, что станция должна находиться ближайшем округе ряда крупных сел. Посе­ление Шихраны идеально подхо­дил для этих целей. Новая стан­ция находилась на выгоном мес­те, ибо имела в округе несколько крупных сел и, прежде всего, се­ло Шихазаны, где еженедельно проходили базары и один раз в год - ярмарка. Торговый оборот базара и ярмарки по тем време­нам был очень высок. Это и пред­определило появление станции, которая впоследствии переняла и название поселения -«Шихраны».

Рельсы для строительства железной дороги поставлялись старогодные и легковесные, снятые с других участков. Шпа­лы укладывались без пропитки на мелкопесочный балласт. Такой был план строительства железнодорожного полотна из вторичного сырья.

Из сообщения начальника Казанского отделения инженера И.И.Житницкого на запрос Ци-вильской уездной земской упра­вы от 23 июня 1893 года: «...Имею честь уведомить, что в пределах Цивильского уезда будут находиться станции «Урмары» 4 класса на 708 версте 425 пикет и «Шихраны» 3 класса на 671 версте 789 пикет».

Так появилась станция Шихра­ны вблизи поселка, построенная руками чувашских крестьян. В 1892 году был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное зда­ние). В том же году на станции открылась первая винная лавка «Братья Таланцевы», принадле­жащая торговому дому Таланцевых. Историческая справка: 22 декабря 1893 года вступила в строй новая железнодорожная линия: «Сасово» до станции Казань, а 15 июня 1894 - Свияжск-Казань. С 22 декабря 1893 года железнодорожная линия «Сасово-Свияжск» построена за короткий срок и обошлась по цене - всего 32 тысячи рублей с верс­ты. Для проведения земельных и строительных работ привлека­лись местные жители, нанима­лись подрядчики, также из мест­ного населения. «...Ибо послед­ние шире воспользуются трудом местного населения». Ближайших храм находился в 8 километ­рах в селе Шихазаны. Решение построить церковь в Шихранах пришло не сразу: только 8 де­кабря 1901 года состоялось освя­щение деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Нико­лая. Место для храма отвели в полукилометре от станции. 27 июня 1901, был заложен первый камень под фундамент церкви. Для сельчан это был великий праздник, потому что ранее су­ществующая молельня находи­лась на самой станции. Не хва­тало средств у простых крестьян на строительство церкви, на помощь пришли крестьяне из двух соседних деревень: Малые Бикшихи и Атищево-Шихраны (ныне Сугайкасы), которые вхо­дили в Шихазанский приход. Из Цивильского женского монасты­ря в Шихраны торжественно внесли икону Тихвинской Божь­ей Матери. В этот период в по­селке открылась школа грамоты, а с построением храма, школу переименовали в церковно-при-ходсткую. Лишь в 1905 году пос­ле строительства церкви - Ших­раны стали называть селом. Ог­ромный вклад в строительство церкви внес петербургский купец И.И.Кудрявцев. В строительный комитет вошел священник Ши-хазанской церкви отец Гавриил Сироткин. А общее руководство возложили на протоиерея Алек­сандра Василевского. Храм пос­троили к 20 ноября 1901 года, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось освящение. Икону перенесли из здания вокзала в новую церковь. И к 1917 году в нем проживало 1447 человек.

В 1903 году на станции Ших­раны начала работать телефон­ная линия. Это тоже был силь­ный рывок вперед к цивилиза­ции. Что и говорить, трудолю­бивый наш народ, усердный. Бла­годаря этому усердию и желанию добиваться больших успехов во всем, чем бы ни занимались чу­вашские крестьяне, а в част­ности торговлей, за 1909 год торговый оборот по всем пред­приятиям (торговым и промыш­ленным) доход составил около 4 миллионов рублей Поселок разрастался и уже представлял из себя, крупный торговый пункт.

В 1920 году поселок Шихраны был переименован в станцию Канаш, что в переводе с чуваш­ского языка означает «Совет». Да, дружно жили чувашские крестьяне, дружно работали, и название станции стало симво­лом сплоченности чувашского народа жившего в те далекие времена. Неистребима воля чу­вашского народа, неукротим могучий дух.

А чуть ранее, чем Канаш офи­циально стал городом, в поселке при станции Канаш в 1924 году появилась первая пожарная команда, в связи с ростом и пре­вращением поселка в город. В то время поселок и станция явля­лись перевалочным пунктом в Чувашии, а в примитивных скла­дах хранились немалые матери­альные ценности. И опять же народный совет решил, что необ­ходимо оберегать от огня склад­ские помещения и жилые дома. Так появилась пожарная коман­да. Она состояла из: одного ра­ботника при одной лошади, хотя имелось 3 конных хода на выезд.

Команда содержалась за счет городского добровольного пожар­ного общества (ДПО), работники которого участвовали в тушении пожаров. Пожарная команда на­ходилась в неотапливаемом са­рае по улице Кооперативная. И лишь в конце 1925 года к этому сараю пристроили жилую избуш­ку для несения службы и прожи­вания команды, конюшню. В штат был принят еще один работник. С 26 октября 1925 года устано­вили круглосуточное дежурство команды. Эта дата и стала главной. Это день организации в Канаше постоянной само­стоятельной пожарной охра­ны.

Вот так непросто складыва­лась судьба жителей будущего города. Ценой непосильного труда, энтузиазма и желания жить и процветать, чувашские крестьяне строили и несли на своих плечах наше с вами будущее. Не будем забывать эти события. Наш народ - это великий потенциал, который еще до конца не раскрыт. Сколько великих людей, потомков крестьянского наро­да, преодолев все препоны добились того, что сумели про­славить наш город, как город развивающийся и, не смотря ни на что, идущий вперед. Име­на этих людей, к сожалению, не всем знакомы. Вот мы и решили вспомнить некоторые из них, чтобы даже наши дети знали - нам есть кем гор­диться.

Вот например: Димитриев Алексей Димитриевич - док­тор биологических наук, Нико­лаев Василий Николаевич -, доктор технических наук, Гри­горьев Фирс Григорьевич -доктор медицинских наук, Его­ров Владимир Константино­вич - доктор философских на­ук, Каховский Василий Филип­пович - доктор исторических наук, Павлов Иван Павлович - доктор экономических наук, Иванов Владимир Иванович -доктор ветеринарных наук, Владимиров Андрей Владими­рович - доктор сельскохозяй­ственных наук и другие. Сколько их, тружеников ума и про­гресса? Мы считаем, что каж­дый житель нашего города вло­жил самого себя в общее ве­ликое дело, каждый из нас уже сегодня готовит перспектив­ное будущее своим детям, не жалея себя и своих сил. А это, согласитесь, уже подвиг. Спа­сибо вам, дорогие канашцы за ваш труд. Здравия вам и дол­голетия, дорогие жители наше­го города, имя которому «Со­вет». С праздником!



"Молодежный саквояж"
03 августа 2007
00:00
Поделиться