Роль ученического самоуправления в организации жизни детского коллектива
13 декабря 2006 года на очередном заседании городской кафедры по воспитательной работе были рассмотрены вопросы: «Что такое ученическое самоуправление и как оно действует?». В своем выступлении заместитель директора по воспитательной работе школы № 5 города Канаш С.Н. Тореева рассказала об опыте работы регионов Российской Федерации по этому вопросу, о положительном опыте Краснодарского края, Нижегородской области, Татарстана, сообщила о том, как организовано ученическое самоуправление в их школе. По ее мнению, замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела. В ходе подготовки и проведения КТД ребята осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, осмысливают результат.
С.Н.Тореева уверена, что современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а, если необходимо, приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Самоуправление – непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе. Сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим помогут особые органы самоуправления школьной жизни.
В продолжении разговора Э.А. Журавлева - методист городского отдела образования и молодежной политики, рассказала, как организовано ученическое самоуправление в городах и районах Чувашской Республики и конкретно остановилась на примере Комсомольского района.
Подводя итог заседанию, И.А. Сударушкина - руководитель городской кафедры по воспитательной работе, добавила, что ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно, если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий опытом и психологическими знаниями, может вовремя направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой, своей жизнью в коллективе.
На этом обсуждение этой темы не закончилось, С.Н. Тореева пригласила всех на семинар, который пройдет в январе для обобщения опыта работы по организации ученического самоуправления в школе № 5. В январе уже перед членами кафедры и другими гостями выступят сами ребята, представители ученического самоуправления, поделятся своим опытом, и думаем, расскажут много интересного о том, какую роль играет ученическое самоуправление в организации жизни детского коллектива.