10:17 Эвакуированные предприятия в годы войны в Канаше
Шли первые месяцы Великой Отечественной войны. Враг стремительно наступал, наши войска уходили все дальше и дальше от родных границ. Государственный Комитет Обороны принимает решение об эвакуации заводов и фабрик в глубь страны.
С августа 1941 года начались демонтаж и отправка в Чувашию оборудования Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината им. Кагановича и фабрики «Большевичка». Его предполагалось разместить в Чебоксарах, Канаше, Цивильске, Сундыре и Сосновке. В нашем городе под будущую фабрику выделили дом социалистической культуры (ДСК) и инкубаторную станцию, позже - здание педучилища и фельдшерской школы. Стало вагонами поступать оборудование.
Строители, сборщики станков и другого оборудования сталкивались с большими трудностями. В максимально сжатые сроки приходилось реконструировать здания под производственные цехи прядильной и текстильной фабрик, строить мастерские, котельную... Остро стояли вопросы обеспечения электроэнергией, техническим паром, а также - размещения эвакуированных рабочих.
К началу 1942 года в здании инкубаторной станции было смонтировано и установлено 68 ткацких станков, пуск которых задерживало отсутствие некоторых запчастей, а также сырья. Трудно приходилось и с размещением людей на временное жительство, ведь Канаш не имел излишков жилья, а эвакуированных было очень много. Под общежитие для них был выделен барак мебельной фабрики. Большую часть рабочих распределили по частным квартирам.
Напряженная работа в течение нескольких месяцев вскоре увенчалась первым успехом. 24 июля 1942 г. на прядильной фабрике, разместившейся в ДСК, пущены в эксплуатацию первые машины - около тысячи веретен.
Одновременно с пуском первой очереди прядильного оборудования шел монтаж текстильного. В 4 квартале 1942 г. приступили к выпуску основной продукции. Остро встал вопрос подготовки квалифицированных кадров, которых не хватало. Так у ткачей при потребности 218 человек имелось всего 112 человек, испытывался дефицит съемщиц, мотальщиц, поммастеров по ткачеству и других специалистов. Школа ФЗО, открывшаяся в 1942 году, их готовить не успевала.
Вспоминают бывшие ткачихи фабрики - 3. Сигачева (Канаш): «Мы за партами в ФЗО не сидели, а осваивали профессию у станков вместе с рабочими по 10-12 часов, без выходных дней».
Г. Дмитриева (Никитина) и Е. Мальцева (Графова):
«Ростом мы были маловаты, нам под ноги подставляли ящики, стелили доски, чтобы могли достать до ручки станков для запуска. Не все сразу получалось, хотя очень старались».
В 1943 году под производственные цехи текстильной фабрики № 2 были переоборудованы помещения фельдшерской школы, смонтировано текстильное оборудование. Ткачи с выпуска так называемой «галошной» ткани перешли на более сложный ассортимент - бязь и «сорочку». Канашские прядильщики обеспечивали пряжей не только свое производство, но и другие родственные предприятия республики. Представители 17 национальностей: чуваши, русские, белорусы, литовцы, латыши, украинцы, поляки и другие - около 600 работников фабрики во имя долгожданной победы трудились, не жалея сил. «Жили дружно, помогали друг другу, чем могли»- вспоминает военные годы инспектор отдела кадров фабрики О. Самойлова.
С каждым днем совершенствовалось мастерство рабочих. Если за июнь 1943 года на прядильной фабрике норму выработки выполнили 49, а на ткацкой - всего 7, то уже в ноябре - 91 и 78 процентов работающих. Для многих канашцев фабрика стала школой жизни, определила их судьбу. Рано началась трудовая жизнь у деревенской девочки Лиды Петровой (ныне - Л. Клупанова, проживает в Нижнем Тагиле). Оставшись круглой сиротой, в мае 1943 года, чтобы не умереть с голоду, Лида попыталась поступить в ФЗО, учиться на ткачиху, но ее не взяли - слишком мала. Она попросила председателя колхоза выдать новую справку, прибавив ей лишний год. Только тогда Лиду приняли на фабрику, вначале работницей ОРСа, через несколько месяцев - учащейся ФЗО.
Сегодня Лидия Петровна с большой теплотой вспоминает годы, проведенные на фабрике, людей, помогавших ей встать на ноги, освоить профессию и выжить, несмотря ни на что. «Никогда не забудется, - пишет она, - День Победы. 9 мая мы проснулись от радостных криков «Ура!», «Победа за нами!» Мы выскочили на улицу, еще не веря, что война кончилась и пришел конец нашим мучениям. С нетерпением ждали гудка. Загудел он ровно в семь, как-то по-особому радостно и торжественно. Тотчас ему начали вторить паровозы и машины города. Только тогда мы все поверили, что войне - конец. Канаш ликовал. Всюду вывесили красные флаги, транспаранты. Люди, не скрывая слез, поздравляли друг друга с победой, обнимались. В 9 часов на фабрике был многолюдный митинг. Потом на целых три дня рабочим дали выходной...»
С сентября 1945 года фабрика перешла на 8-часовой режим работы. Установили отпуска, выходные. Но ветхие здания фабрики нуждались в капитальном ремонте. Тогда и было принято решение: ликвидировать Канашскую хлопчатобумажную фабрику. Демонтаж прядильного и текстильного оборудования начался летом 1946 года. Оно отправилось на Чебоксарскую и Цивильскую фабрики, в Черновцы, Новосибирск, Барнаул. Уезжали на новые места и многие работницы. В июне 1947 года от Канашской хлопчатобумажной фабрики остались лишь хорошие воспоминания. Живы они и по сей день. Ведь это - история нашего города.