Житель Канаша - участник парада Победы
Осталось совсем немного времени, когда россияне будут отмечать 60-летие Великой Победы. В города и селения страны придёт один из самых светлых праздников.
Фронтовики и труженики тыла, наденут на грудь ордена и медали, выйдут на торжества, вспомнят далёкие и суровые годы.
Есть что вспомнить и жителю Канаша Ю.И.Боровкову. В этот день он памятью вновь вернётся в годы жестоких боёв, в 9 мая, и конечно же, в 24 июня 1945 года, когда в Москве состоялся исторический парад Победы.
- Эти два дня являются для меня самыми главными событиями в жизни, - говорит ветеран войны и труда. – Ради них стоило жить, воевать. Мне неописуемо повезло: во-первых, на войне меня не убило, во-вторых, я участвовал в параде Победы, прошёл перед Кремлём в колонне победителей.
- Юрий Иванович, на фронт вы ушли в каком году?
- В ноябре 1942 года мне, моим одноклассникам из Цивильской средней школы Юрию Смирнову, Анатолию, Боброву и Герману Сафонову вручили повестку из военкомата. Тогда мне не исполнилось и 18 лет. А до этого мы раза три-четыре обращались в военкомат, хотели добровольцем идти на фронт отказали, говорили «придёт и ваша очередь, подождите».
- Родился я в октябре 1924 года в городе Цивильск. Отец, Иван Михайлович и мать, Мария Михайловна, воспитывали нас, троих своих детей в строгости. Семья наша жила в доме по улице Куйбышева, напротив монастыря. Мы с братом Евгением, он старше меня на четыре года, с детства увлекались физкультурой и спортом, были рослыми и крепкими. Видимо, сказалась дедовская кровь. Мой прадед служил в отборных войсках царской армии, воевал против турков за город Плевен в 1877 году, удостоен бронзовой медали и железного креста.
- Ваш брат тоже, наверное участвовал в Великой Отечественной войне?
- После окончания средней школы Евгений поступил в физкультурный институт имени Лесгафта. В армию его призвали в 1939 году и направили в Гомельское пулемётное училище. На войне он с первых ее дней участвовал. Однажды возвращаясь из школы, услышал в доме громкий плач матери. В похоронке сообщалась, что лейтенант Боровков Евгений Иванович, командир пулемётной роты, 11 ноября 1941 года пал смертью храбрых в боях с немцами оккупантами. Вот так в наш дом вступила война.
Для меня война, считай, началась осенью 1941 года. Мы, старшеклассники до декабря возле деревни Шихабылово Урмарского района рыли окопы и траншеи. Тяжело было в морозы долбить мёрзлую землю. Слава богу, наши войска разгромили фашистов под Москвой, отбросили их назад, и нас вернули домой. Наша семья приютила у себя 18 человек, оказавшихся в Цивильске по эвакуации.
- После призыва в армию вас куда направили?
- Меня и одноклассников направили в артиллерийское училище, в Челябинскую область как сегодня помню: мы молоденькие курсы, занимались по 12 часов в сутки. Досконально изучали советскую боевую технику, на занятиях, учениях, старались получать как можно больше знаний и навыков. Одним словом, на совесть готовились воевать, потому что знали, на фронт мы обязательно попадём. Ведь фашисты оказались у Волги. Курсантская жизнь завершилась в июне 1943 года. Получили новое офицерское обмундирование, погоны лейтенанта и пошли - на фронт. Разошлись пути-дороги с одноклассниками. Все трое пали смертью храбрых: Юрий Смирнов - в кавалерийской бригаде, Анатолий Бобров- под Великим Новгородом, Герман Софонов - где погиб не знаю. Из нашего класса на войну ушли 22 ребят, домой с победой вернулись лишь 8. Вечная им память и слава. У меня есть фото снимок нашего класса довоенных лет. Я часто смотрю на него и вспоминаю одноклассников…
- И вот молоденький офицер попал на передовую. Где вам первые пришлось понюхать пороху?
- Я получил направление на Западный фронт. К этому времени стало ясно, что фашистам победы не видать, как своих ушей. Ехали через Москву. Повезло-то как, мы увидели салют в честь победы наших войск под Белгородом. Это было добрым предзнаменованием.
По дороге из столицы в Смоленскую область под городом Вязьмой эшелон попал под налёт гитлеровских самолетов. Испытали неприятные ощущения. До штаба фронта добирались пешком. Меня направили в 139-ую стрелковую дивизию, которая была сформирована в Чувашской Республике. Принял взвод противотанковых пушек в 718-ом стрелковом полку.
Боевое крещение получил в Смоленско-Рославльской наступательной операции. Преодолевая упорное сопротивление вражеских войск, дивизия вышла к реке Десна. Особенно запомнились бои за высоту 224,1, которые развернулись в сентябре 1943 года. По радио и телевидению часто передают известную песню «На безымянном высоте», а сложена она в честь моих 18 однополчан, которые совершили беспримерный подвиг у берегов Десны. Они под командованием младшего лейтенанта Порошина пробились в тыл фашистом, заняли выгодное место для наблюдения. Немцы, обнаружили ребят, открыли по ним ураганный огонь. Как верно поётся в песне, из 18 остались живых только трое. После войны я долгие годы переписывался с одним из них - Лапиным из Донецка. Он ушел из жизни десять лет назад. И когда я слышу песню «На безымянной высоте», защемит больно-больно сердце.
- Юрий Иванович, у вас есть боевые ордена и медали. Расскажите, пожалуйста, когда и за что их вручали.
- Наши войска освободили Смоленск и Ярославль. После этого дивизия вела тяжелые бои на оборонительных рубежах Ленино-Дрыбин. Противник хорошо понимал, что наше продвижение на Могилевском направлением открывает дальнейший путь на Гомель и Минск. Поэтому немцы предпринимали одну контратаку за другой. Пехотинцы не выдерживали натиска стали отходить. Видя, что гитлеровцы могут смять нашу оборону, отдаю приказ артиллеристам: «Беглый огонь - картечью, по правому флангу!» В цепях врага замешательство. Приказываю усилить огонь, фашисты стали удирать. Тут в атаку поднялись наши бойцы, отпросили фрицев на исходные позиции. За этот бой многие наши батарейцев наградили, в том числе меня - орденом Отечественной войны второй степени.
С каждым новым боем, как и любой другой фронтовик, я набирался опыта и мастерства. Из каждого боя старался выходить с честью. Действовал расчетом, за спинами других не приятелей, без пользы в пекло не лез. Кажется, воевал я неплохо. Весной 1944 года наградили Орденом Красной Звезды.
- Самый дорогой для вас, наверное, орден Александра Невского? Вед им младших офицеров не столь часто награждали.
- Так и есть. 22 июня 1944 года - в день третей годовщины Великой Отечественной войны началось наступление, окончательное и решительное, по разгрому немецкой группы войск «Центр»,освобождению Белоруссии, в месте с ней всей страны.
Бои шли жестокие. Гитлеровцы сопротивлялись с отчаянностью обреченных. В бою за опорный пункт Чаусы погиб командир нашей батареи Сисолякин. Командование батареей взял на себя. 28 июня мы полностью освободили город Могилёв. Затем я вместе с однополчанами участвовали в разгроме и пленении большой группировки войск возле Минска. Потом с боями перешли государственную границу Советского Союза и вступили на территорию Польши.
А орденом Александра Невского меня наградили вот за что. Тогда я уже носил погоны старшего лейтенанта и только что вернулся после двухнедельного излечения в госпитале. Моя батарея получила приказ форсировать последний рукав реки Висла, называемым Мертвым и втекающим в Балтийское море.
Ночью на самодельных платах на другой берег удачно переправили орудие, боеприпасы, солдат. Под утро начали переправлять лошадей. Противник обнаружил нас, открыл артиллерийский огонь. Я находился на последнем плоту. Возле плота разорвался снаряд, лошади испугались, взбесились и перевернули его. Все мы оказались ледяной воде. Дело то было в марте 1945 года. Двое солдат утонули. «Держись, братцы, - кричу, - плывите к берегу!»
Выправились на берег, развернули быстро пушки в сторону противника и открыли огонь. В этом бою нам удалось уничтожить девять пулемётов, многих фашистских солдат и офицеров. Скоро мы овладели городом Гданьск. Вот за эти подвиги мне вручили третий орден.
Затем я участвовал в формировании Одера. Войну завершил на реке Эльба, где 4 мая 1945 года дивизия встретилась с частями британской армии. 9 мая узнали о том, что войне конец – фашистская Германия окончательно побеждена. На землю пришла долгожданная Победа.
- Хочется узнать о вашем участии в параде Победы…
- С удовольствием расскажу об этом великом историческом событии. Неожиданно меня вызвали в штаб дивизии и сообщили, что я должен участвовать в параде Победы. Я? Почему именно я? Разволновался, немного даже растерялся. Понял, это была высокая честь, оказанная всем моим однополчанам – артиллеристам. Это признание их подвига на дорогах войны.
Боевые товарищи очень тепло проводили в Москву. Вместе с другими участниками парада прибываем в столицу. Разместили в Пролетарских казармах при кавалерском высшем училище. Это рядом с парком имени Максима Горького. Выдали парадную форму. Сводный полк Второго Белорусского фронта в составе пяти батальонов с настроением проводил занятие по отработке торжественного марша.
24 июня выдалась пасмурным и дождливым. Но погода не смогла испортить нашего настроения. Она, видимо, скорбила и плакала по тем, кто не дождался этого заветного дня.
С раннего утра сводные полки всех фронтов заняли исходные рубежи для торжественного прохождения по Красной площади. Я находился в составе второй роты первого батальона сводного полка Второго Белорусского фронта, в котором числилось 200 человек: это 20 шеренг по 10 человек. Так вот я прошёл чеканным шагом по брусчатке в восьмом ряду.
Парад начался в 10 часов утра под звон Кремлёвских курантов. Нас приветствовали руководители партии и правительства. Принимал парад маршал Г.К.Жуков, командовал парадом маршал К.К.Рокоссовский.
Впереди нашего сводного полка Второго Белорусского фронта – заместитель командующего фронтом генерал-полковник Трубников. Знамёна несли 36 человек. Гордо реяло знамя нашей 139-ой Рославльской дивизии, награждённой двумя орденами . в рядах свободного полка шли 70 героев Советского Союза, воины, имеющие три и более боевых правительственных наград.
Участники парада бросили к подножию Мавзолея 200 знамён воинских частей фашистской Германии и личного штандарта Гитлера. Исторический парад завершился в 12 часов дня маршем свободного оркестра. Это было незабываемое зрелище - я его буду помнить до конца своей жизни.
- В родной Цивильск, Юрий Иванович, вы когда вернулись? И как сложилась ваша мирная жизнь?
- Из армии я демобилизовался в феврале 1946 года. Печально было мне узнать, что 14 моих одноклассников погибли на фронте.
Посоветовавшись с родителями, решил поступить в Казанский государственный университет, на юридический факультет. Сказано-сделано. Нелегко, конечно, приходилось, но, видимо, выручила армейская закалка. В университете в те годы училось немало фронтовиков, не раз смотревшие смерти в глаза. Разве их трудностями напугаешь?
Университет я окончил в 1951 году, и меня направили на работу в Алтайский край. Трудовую биографию начал следователем прокуратуры Старобардинского района. Был помощником прокурора и прокурором района. Через два года приказом прокурора Российской Федерации меня назначили на работу в Цивильскую районную прокуратуру.
В Канаше я проживаю вот уже сорок лет. Работал в прокуратуре, юрисконсультом на вагоноремонтном заводе, в производственном объединении «Лакокраска». Можно сказать, свою жизнь я посвятил торжеству правды и справедливости, строгому соблюдению требований законов и правопорядка.
- А дети по вашим стопам не пошли?
- Мы с женой, Калисой Степановной, долгие годы проработавшей врачом в городской больнице, вырастили и воспитали сына и дочь. Татьяна работала учительницей иностранных языков в одной из Чебоксарских средних школ, теперь она на пенсии. Борис работает начальником технического контроля в акционерном обществе «Элара». У нас теперь две внучки и внук, два правнука. Внуки Ольга и Александр, мне приятно отметить, окончив высшее учебное заведение, получили диплом юриста. Они тоже проживают и работают в столице Республики. Нас дети, внуки, правнуки не забывают, постоянно приезжают в Канаш, звонят. Очень хорошо, что они недалеко от нас находятся.
- Пять лет назад 9 мая на Красной площади в Москве состоялся парад Победы. В шеренгах прошли фронтовики. Вас на эти торжества приглашали?
- Приглашали. У меня и желание было выехать в Москву, как шестьдесят лет назад, пройтись перед Кремлём в колонне победителей. Но тут последнее слово сказала жена, наложившая на выезд «вето». Пришлось послушаться, ведь она у меня всё-таки врач с многолетним стажем.
- На войне как говорят французы, как на войне. Не приходилось ли вас встречаться на фронте с несправедливостью?
- Всякое случалось. Расскажу про один случай. Однажды нашему подразделению пришлось на свой страх и риск разминировать фашистские мины. Сапёры безнадёжно отстали. Руководил операций я, так как кое-что знал и умел. За это меня представили к медалям «За отвагу». Но в штабе мою фамилию вычеркнули, сказав, что я на фронте нахожусь, как говорится, без году неделя. Но я не в обиде, ведь мы воевали не ради орденов и медалей, а ради жизни на земле, ради того, чтобы фашистские сапоги не топтали нашу землю.
- Теперь вы на заслуженном отдыхе. Что любите делать на досуге?
- Свободного времени, ясное дело, у меня хоть отбавляй. Внимательно слежу за событиями в мире. На днях подключили дома кабельное телевидение. Так вот от телевизора не отрываюсь, смотрю спортивные программы. Я ведь в молодости чемпионом республики по волейболу был.
- Давно отгремела на полях Европы вторая мировая война. Зарубцевались раны, оставленные ею, заросли травой окопы и траншеи. Что бы вы сказали Юрий Иванович, обращаясь к молодёжи?
- Совершенно верно, 60 лет прошло, как отгремели салюты долгожданной Победы. Но память фронтовая вновь и вновь возвращает нас в далёкие годы войны. Никогда не забывайте, какой ценой была завоевана победа. Берегите мир, любите Россию, всегда будьте готовы защитить ее. Враги ещё не перевелись у нас. Пользуясь случаем, поздравляю жителей и гостей города с наступающим Днём Победы! Здоровья вам, счастья и успехов, мирного неба над головой.