В боях за Родину
В годы Великой Отечественной войны на Канашском вагоноремонтном заводе было построено шесть бронепоездов.
Бронепоезда «Комсомолом Чувашии», «За Родину», «Чувашский железнодорожник» входили в состав 53-го отдельного дивизиона бронепоездов. Боевое Красное Знамя им вручено 29 марта 1942 года в Правительстве Чувашской Республики. Командиром «Комсомола Чувашии» был Н.П.Шильников, комиссаром Ф.Ф.Логинов, комсоргами Н.М.Орлов, Н.М.Николаев (впоследствии министр лесного хозяйства ЧР) – оба из села Шихазаны.
В состав экипажей по призыву Чувашского комсомола определили более 120 молодых парней республики.
Сначала дивизион принимал участие в течение месяца в охране Москвы от вражеских самолетов.
3 мая бронепоезда выехали в распоряжение южного фронта, которым командовал генерал-полковник Я.Т.Черевиченко. Они вели боевые действия на Юго-Восточной железной дороге под Ростовом-на-Дону.
Суровыми были бои за Ростов-на-Дону в июне 1942 года, затем в районе города Батайск. Фашистские войска стремились отрезать Северный Кавказ с целью захвата крупных нефтяных районов. 53-й дивизион перебросили в распоряжение Северо-Кавказского фронта.
Бронепоезда участвовали в обороне переправы морской пехоты на перешейке Азовского моря в районе станции Ахтарск, уничтожение крупной диверсионной группы немцев в районе станции Коневская - Брюховецкая, спасли от уничтожения станции Грязи, Лихая. Экипажи храбро отстояли здание «Заготзерно» на станции Тимашевская, обеспечили эвакуацию более 20 поездов с породистыми лошадьми, вывоз хлеба, зерна, промышленного оборудования и населения.
Жестокими были бои на станции Кущевская, где дивизион быстрым маневрированием удерживал выгодные позиции. Из орудий бронепоездов советские воины вывели из строя несколько десятков танков противника, прорвали кольцо окружения, в котором оказалась наша кавалерийская дивизия.
Пулеметчики усеяли трупами фрицев всю станцию. Зенитчики сбили несколько фашистских стервятников.
Бронепоезда затем двинулись в сторону города Кропоткин. Возле станции Кавказская они вступили в бой с танками и десантниками врага. Подбили четыре машины и с боями отступили до станции Тихорецкая.
Недалеко от станции Сальск бронепоезда оказались отрезанными, так как железнодорожный путь и мост разрушились.
Здесь и приняли экипажи последний бой. Бронепоезда уничтожили много танков, военной техники, более 400 вражеских солдат и офицеров. Кончились запасы боеприпасов, угля, воды. Поэтому приняли решение бронепоезда взорвать. Личный состав отступал с боями вместе со стрелковыми соединениями.
За период боев на Северо-Кавказском фронте бронепоезда 53-го дивизиона уничтожили тысячи фашистов, более ста танков, подбили свыше 10 самолетов, разрушили несколько сот блиндажей и дотов гитлеровцев. Бойцы, вышедшие из окружения, были зачислены в разные войсковые соединения и продолжали воевать с фашистскими захватчиками.