Школы должны сами себе зарабатывать
8 декабря этого года с раннего утра ждали гостей в канашской средней школе №3. В этот день там проводился семинар заместителей директоров школ Канаша на тему «Контроль и руководство. Современный анализ урока».
После того, как все участники встречи, заместители директоров по учебной части, оказались в сборе, с приветственным словом к ним обратился директор школы №3 В.Филиппов. Пояснив гостям о цели их общего сбора, Виктор Михайлович в нескольких фразах остановился на том, как в настоящее время работает вверенный ему храм образования. Как с гордостью поведал директор школы №3, местный педагогический коллектив достоин только самых душевных слов. В настоящее время в его состав входят только очень профессиональные, работоспособные и творческие педагоги. Сейчас, когда каждый из них добросовестно, с душой относится к своей работе, совместный труд по обучению школьников становится намного легче. То же самое относится к контролю над учебным процессом со стороны завучей. Ведется взаимная работа, во время которой критика воспринимается нормально, без криков, споров и повышенных тонов; учителя спокойно советуются с завучем о том, на каких моментах им нужно заострить свое внимание на будущее.
После того, как Виктор Михайлович закончил свою речь, перед гостями выступила его заместитель по учебной работе Надежда Захаровна Николаева. Она коротко ознакомила их с программой сегодняшней работы. После этого, разделившись по личным предпочтениям на группы, завучи посетили ряд открытых уроков. Они могли побывать на занятиях в разных классах, от третьего до одиннадцатого, и посмотреть учебные часы по различным предметам – русскому языку, литературе, математике, физике, английскому языку и физкультуре. Цель посещения состояла в следующем: гостям предстояло оценить, насколько правильно педагоги школы №3 ведут обучение, хорошо ли каждый учитель знает свой предмет, и хорошо ли налажен у него контакт с детьми. В связи с этим каждый завуч заранее получил специальный комплект бланков, разработанных в школе №3. Именно по ним там ведется анализ проведенных уроков и работы педагогов. Оцениваются самые разнообразные показатели эффективности урока – личностные качества учителя, характеристики учащихся, их совместная деятельность во время урока, эффективность способов их деятельности, а также оценка цели и результатов проведенного урока. Каждый из этих пунктов включает в себя ряд подпунктов, и по каждому необходимо было выставлять баллы, которые заработал учитель. Из их общей суммы и складывается итоговый ответ – на каком, оптимальном, допустимом, критическом или недопустимом уровне был проведен урок.
Все преподаватели школы №3, за работой которых наблюдали члены комиссии, со своей работой справились. Действительно, в этом учебном заведении работают только отличные педагоги. Все они показали достойные результаты. Когда был произведен подсчет баллов и выведение итоговых графиков, выяснилось, что практически все проверяемые показали оптимальный результат. Если не принимать в расчет цифры, то и словесные мнения членов комиссии превзошли все ожидания – они наперебой хвалили учителей за их интересные рассказы, умелую постановку урока, вовлечение в обсуждение учащихся.
В каждой школе Канаша создана своя подобная система контроля и анализа. Форма, действие которой на практике увидели завучи в школе №3, была единодушно признана очень удачной и удобной для применения. Вместе с тем завучи обменялись между собой разработками подобных систем, которые применяются в прочих школах. Сделано это было с целью обмена опытом: может статься так, что в чем-то какая-то школа уже обошла другие, и ее инновации желательно ввести в учебный процесс остальных.
После того, как с темой семинара было закончено, начальник городского отдела образования И.Свойкин провел с завучами полезный круглый стол. На нем были скрупулезно обсуждены многие вопросы, требующие незамедлительного решения. Одним из первых в их ряду стоял вопрос относительно безопасности школы. В наше время второй Беслан может произойти где угодно. Успокаивать себя тем, что Чувашия находится далеко от Кавказа, не стоит. В связи с этим необходимо как можно скорее обеспечить все учебные заведения «тревожными кнопками». Кроме того, как рассказал Иван Федорович, совсем недавно в Чебоксарах уже был зафиксирован случай подрыва взрывного устройства, что должно еще сильнее насторожить силовые структуры и всех, кто отвечает за жизнь других людей. Естественно, это касается и директоров школ. И.Свойкин напомнил завучам и о том, что во время своего последнего посещения Канаша министр образования республики Г.Чернова призвала всех как можно активнее вести коммерческую деятельность, предоставлять учащимся новые платные услуги. Старые времена давно канули в Лету, и сейчас пополнение бюджета во многом стало зависеть от разворотливости руководителей. Государство теперь уже не может заботиться о том, чтобы у любой школы был большой бюджет, которого хватит на все нужды. Деньги нужно учиться зарабатывать самим, а сделать это можно, сдавая в аренду спортивные залы, компьютерные кабинеты, оказывая платные консультации и т.д. Как пример Иван Федорович привел чебоксарскую школу №59. Там только спортивный зал ежемесячно дает прибавку к бюджету в 150 тысяч рублей. Также желательно было бы учредить при каждой школе свой попечительский Совет, который станет оказывать ей поддержку.
Другой вопрос, который заслуживает повышенного внимания – это развитие информационных технологий. Сейчас жизненно необходимым стало внедрение в учебный процесс компьютеров. Также все школы должны постараться как можно скорее обзавестись своими сайтами во всемирной паутине.
Обсуждение этих и других вопросов протекало очень живо. Завучи активно участвовали в общем диалоге, высказывая свои мнения по тому или иному вопросу, спорили, соглашались, поддерживали других. Были затронуты и другие, не менее значимые вопросы местного характера. Касались они, конечно же, приближающихся новогодних праздников. Участники семинара определились со сроками проведения традиционных новогодних елок, а также с тем, чем можно и нужно занять школьников на время зимних каникул.