г. Канаш Чувашской Республики

Школы должны сами себе зарабатывать

8 декабря этого года с раннего ут­ра ждали гостей в канашской сред­ней школе №3. В этот день там про­во­дился семинар заместителей ди­рек­торов школ Канаша на тему «Кон­троль и руководство. Современный анализ урока».

После того, как все участники вст­ре­чи, заместители директоров по учеб­ной части, оказались в сборе, с приветственным словом к ним обра­тился директор школы №3 В.Филип­пов. Пояснив гостям о цели их об­щего сбора, Виктор Михайлович в нескольких фразах остановился на том, как в настоящее время работает вверенный ему храм образования. Как с гордостью поведал директор шко­лы №3, местный педагогический коллектив достоин только самых ду­шевных слов. В настоящее время в его состав входят только очень про­фессиональные, работоспособ­ные и творческие педагоги. Сейчас, когда каждый из них добросовестно, с ду­шой относится к своей работе, сов­местный труд по обучению школь­ников становится намного легче. То же самое относится к контролю над учебным процессом со стороны завучей. Ведется взаимная работа, во время которой критика восприни­мается нормально, без криков, спо­ров и повышенных тонов; учителя спокойно советуются с завучем о том, на каких моментах им нужно заострить свое внимание на буду­щее.

После того, как Виктор Михайло­вич закончил свою речь, перед гос­тями выступила его заместитель по учебной работе Надежда Захаровна Николаева. Она коротко ознакомила их с программой сегодняшней рабо­ты. После этого, разделившись по личным предпочтениям на группы, заву­чи посетили ряд открытых уро­ков. Они могли побывать на занятиях в разных классах, от третьего до один­надцатого, и посмотреть учеб­ные часы по различным предметам – русскому языку, литературе, мате­матике, физике, английскому языку и физкультуре. Цель посещения сос­тояла в следующем: гостям пред­стояло оценить, насколько правиль­но педагоги школы №3 ведут обуче­ние, хорошо ли каждый учитель зна­ет свой предмет, и хорошо ли нала­жен у него контакт с детьми. В связи с этим каждый завуч заранее полу­чил специальный комплект бланков, разработанных в школе №3. Именно по ним там ведется анализ проведенных уроков и работы педагогов. Оцениваются самые разнообразные показатели эффективности урока – личностные ка­чест­ва учителя, характеристики уча­щихся, их совместная деятельность во время урока, эффективность способов их деятельности, а также оценка цели и результатов проведенного урока. Каждый из этих пунктов включает в себя ряд подпунктов, и по каждому необхо­димо было выставлять баллы, которые заработал учитель. Из их общей суммы и складывается итоговый ответ – на каком, оптимальном, допустимом, крити­ческом или недопустимом уровне был проведен урок.

Все преподаватели школы №3, за ра­ботой которых наблюдали члены комис­сии, со своей работой справились. Дей­ствительно, в этом учебном заведении работают только отличные педагоги. Все они показали достойные результаты. Когда был произведен подсчет баллов и выведение итоговых графиков, выяс­ни­лось, что практически все проверяе­мые показали оптимальный результат. Если не принимать в расчет цифры, то и словесные мнения членов комиссии превзошли все ожидания – они напере­бой хвалили учителей за их интересные рассказы, умелую постановку урока, вовлечение в обсуждение учащихся.

В каждой школе Канаша создана своя подобная система контроля и анализа. Форма, действие которой на практике увидели завучи в школе №3, была еди­но­душно признана очень удачной и удоб­ной для применения. Вместе с тем заву­чи обменялись между собой разработ­ками подобных систем, которые приме­няются в прочих школах. Сделано это бы­ло с целью обмена опытом: может стать­ся так, что в чем-то какая-то школа уже обошла другие, и ее инновации желательно ввести в учебный процесс остальных.

После того, как с темой семинара бы­ло закончено, начальник городского отде­ла образования И.Свойкин провел с завучами полезный круглый стол. На нем были скрупулезно обсуждены мно­гие вопросы, требующие незамедли­тель­ного решения. Одним из первых в их ряду стоял вопрос относительно безо­пасности школы. В наше время второй Беслан может произойти где угодно. Успокаивать себя тем, что Чувашия на­хо­дится далеко от Кавказа, не стоит. В связи с этим необходимо как можно ско­рее обеспечить все учебные заведения «тре­вож­ными кнопками». Кроме того, как рассказал Иван Федорович, совсем не­давно в Чебоксарах уже был зафик­сирован случай подрыва взрывного уст­рой­ства, что должно еще сильнее нас­торожить силовые структуры и всех, кто отвечает за жизнь других людей. Ес­тественно, это касается и директоров школ. И.Свойкин напомнил завучам и о том, что во время своего последнего посе­щения Канаша министр образо­вания республики Г.Чернова призвала всех как можно активнее вести ком­мерческую деятельность, предоставлять учащимся новые платные услуги. Старые времена давно канули в Лету, и сейчас пополне­ние бюджета во многом стало зависеть от разворотливости руководителей. Го­сударство теперь уже не может забо­титься о том, чтобы у любой школы был большой бюджет, которого хватит на все нужды. Деньги нужно учиться зараба­тывать самим, а сделать это можно, сда­вая в аренду спортивные залы, компью­терные кабинеты, оказывая платные кон­сультации и т.д. Как пример Иван Федорович привел чебоксарскую школу №59. Там только спортивный зал еже­месячно дает прибавку к бюджету в 150 тысяч рублей. Также желательно было бы учредить при каждой школе свой по­печительский Совет, который станет ока­зывать ей поддержку.

Другой вопрос, который заслуживает повышенного внимания – это развитие информационных технологий. Сейчас жизненно необходимым стало внед­рение в учебный процесс компьютеров. Также все школы должны постараться как можно скорее обзавестись своими сайтами во всемирной паутине.

Обсуждение этих и других вопросов протекало очень живо. Завучи активно участвовали в общем диалоге, выска­зывая свои мнения по тому или иному воп­росу, спорили, соглашались, под­дер­живали других. Были затронуты и другие, не менее значимые вопросы местного характера. Касались они, конечно же, при­ближающихся новогодних празд­ни­ков. Участники семинара определились со сроками проведения традиционных новогодних елок, а также с тем, чем мож­но и нужно занять школьников на время зимних каникул.



"Молодежный саквояж"
16 декабря 2004
00:00
Поделиться