г. Канаш Чувашской Республики

09:21 ОАО "Канашский автоагрегатный завод" исполнилось 60 лет

Открытое акционерное общество "Канашский автоагрегатный завод" - одно из ведущих российских изготовителей продукции для автомобилестроения. На днях ему исполнилось 60 лет.

Предприятие было основано в 1944 году на базе небольшой мастерской. Мотороремонтный завод тогда насчитывал три десятка единиц оборудования и персонал, численность которого едва достигала сорока человек. Ежегодно в Канаше ремонтировалось порядка трехсот тракторных моторов.

Со временем завод стал реконструироваться. В период с 1946 по 1958 годы были построены основные цеха и подсобные помещения. Но уровень механизации производства оставался низким - чуть более 21 процента.

Год спустя начала меняться номенклатура продукции, и предприятие было переименовано в завод автомобильных запасных частей. Техническое оснащение шло довольно быстро. Осваивается выпуск станков для гибких труб, в том числе на экспорт, внедряется подвесной конвейер. Уровень механизации возрастает в два с лишним раза.

Мощности по выпуску деталей и узлов тормозной группы к автомобилям начали создаваться в 1967 году. В связи с этим была организована дирекция вновь строящегося завода автозапчастей. Объем выпуска продукции составлял 51 млн. рублей в год. В апреле 1968 года возводится первый фундамент главного производственного корпуса, в котором закладывается капсула с обращением к потомкам.

Четыре года понадобилось, чтобы сдать в эксплуатацию ремонтно-механический и инструментально-штамповочный цеха и ввести мощности по выпуску продукции основного производства на 3 млн. рублей. В августе 1972-го создается единый завод автомобильных запасных частей.

70-е годы - период наиболее интенсивного развития предприятия. Вводится в строй вторая очередь главного корпуса. Завод начинает специализироваться на выпуске тормозных узлов и деталей колесно-ступичной группы для грузовых и легковых автомобилей ЗИЛ, ГАЗ "Волга", УАЗ, автотракторных прицепов и полуприцепов и в 1976 году обретает свое нынешнее наименование автоагрегатного.

В начале 80-х начинается выпуск пневмотормозов для тракторных прицепов, а также отдельных деталей передней оси автобуса ЛиАЗ-677 Ликинского автобусного завода. На экспериментальном участке автоагрегатного завода впервые в СССР осваивается производство передней оси для нового городского автобуса ЛиАЗ-5256 и тормозов, оснащенных механизмами клинового разжима тормозных колодок по лицензии западногерманской фирмы "Перрот-Бремзе". Ось сконструирована как унифицированный агрегат, используемый на многих моделях больших городских автобусов и троллейбусов, а также на венгерских "Икарусах".

Начало 90-х было не лучшим временем в истории завода. Меняется экономическая политика, возникает масса серьезных производственно-сбытовых проблем. Тем не менее обновление номенклатурного ряда не прекращается.

В 1992-м "КААЗ" акционируется, а через год осваивает выпуск передней оси автобусов ПАЗ-3205. Шесть лет спустя завод приступает к серийному производству заднего ведущего моста к автобусу ЛиАЗ-5256, а затем - ведущих мостов для экскаваторов.

Поистине переломным моментом для "КААЗа" стал 2000-й год. Предприятие обрело устойчивую, надежную перспективу - интенсивно ведется освоение передней оси и ведущего моста с кулачковым разжимом колодок для автобусов малого класса типа ПАЗ-3205.

Завод располагает пятью основными и пятью вспомогательными цехами, оснащенными современным высокопроизводительным оборудованием, которого насчитывается около 1200 единиц. В основном это металлорежущие станки, объединенные в семь автоматических и 50 механизированных поточных линий. На заводе задействовано более полусотни станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Немало на заводе шести, восьмишпиндельных токарных.

Нынешнюю техническую политику предприятия определяет принцип гибкой технологии, позволяющей с незначительной переналадкой и заменой инструмента обрабатывать на одном и том же оборудовании широкую номенклатуру деталей и сборочных единиц. Этот же принцип является основным и при комплектовании полуавтоматических линий. На черновой обработке используются высокопроизводительные токарные полуавтоматы, на чистовой - высокоточные станки с числовым программным управлением.

Компактная, глубоко продуманная планировка основного производства, оптимальное размещение оборудования располагает к устойчивой ритмичности и гибкой управляемости производства, обеспечивает высокую ресурсосберегаемость.

Местонахождение завода располагает к экономическому высокоэффективному взаимному партнерству. Он находится в центре Чувашской Республики, одном из наиболее густонаселенных регионов России. Канаш - это крупная транспортная артерия, через город проходят автомобильная и железная дороги федерального значения. Это способствует развитию тесных экономических связей между регионами, где производится автобусная продукция.

Сегодня основную номенклатуру "КААЗа" составляют детали и узлы колесно-ступичной группы, тормоза пневмогидравлические с клиновым и кулачковым механизмами разжима колодок, передние оси и ведущие мосты - для автобусов, оси автотранспортных прицепов.

Несколько лет назад освоен выпуск лесовозных прицепов к большегрузным автомобилям КрАЗ и МАЗ. В короткий срок эта продукция также нашла широкий рынок сбыта.

Предприятие все прочнее завоевывает рынок сбыта среди российских изготовителей продукции автомобилестроения. На заводе создана мощная высококвалифицированная конструкторская служба. В ближайшее время намечается разработка и освоение выпуска новых конструкций передних осей и ведущих мостов для целевого модельного ряда автобусов. Предстоит дальнейшая реконструкция производства, причем без дополнительного строительства площадей. Создание новых мощностей заключается в замене устаревшего и дополнительном приобретении оборудования.

Кроме таких потребителей, как АО "Павловский автобус" и 000 "Ликинский автобус", "КААЗ" поставляет комплектующие и детали для ОАО "Троллейбусный завод" (г. Энгельс), ГУП "ПО Уралвагонзавод" (Н. Тагил), ОАО "Львовский автобусный завод".

В ближайшей перспективе предполагается ежегодный выпуск 28 тыс. штук передних осей, 15 тыс. штук ведущих мостов.

 



15 ноября 2004
00:00
Поделиться