г. Канаш Чувашской Республики

11:35 Гражданское воспитание молодежи – приоритет современной стратегии образования

«Российская Федерация - есть демократическое, правовое государство...» Однако это фундаментальное положение Конституции Российской Федерации пока еще остается в основном только на бумаге. Что же требуется для того, чтобы оно стало реальностью?

Непростой опыт, накопленный нашим государством за последние годы реформ, свидетельствует о том, что для этого недостаточно демократических законов, политического плюрализма, свободных выборов, гражданских свобод. Главное условие стабильного функционирования демократии и гражданского общества - это высокий уровень правосознания и социальной активности самих граждан этого общества.

Воспитание подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях изменения жизни общества. И в ходе этих изменений существенно ухудшилась социальная и культурная жизнь молодежи, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Все это вызвало ценностную переориентацию в молодежной среде. Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для подростка приоритетным ориентиром должна стать способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в общественной деятельности.

Проблема гражданского воспитания молодежи становится сегодня одной из актуальнейших. Она является составной частью процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Гражданское воспитание подрастающего поколения, которое является стратегическим ресурсом развития общества, ныне является одним из важнейших направлений в системе российского образования, в настоящее время в нашем городе активно ведется работа по разработке системы гражданского и патриотического воспитания молодежи, обеспечивающей условия развития у нее готовности к достойному служению обществу. Этим занимается клуб актива «Лидер» при Доме детского творчества, который готовит учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе. Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики. Именно с целью привлечения детей, подростков, педагогических работников школ к работе над проектной деятельностью и был организован Семинар «Проект «Гражданин»: формирование гражданских и социальных компетенций детей и молодежи», который проходил 1,2,3 ноября в Доме детского творчества. Организаторы Семинара знакомили ребят и взрослых с понятием «социальное проектирование», с опытом работы самарских и чувашских команд в социальном проектировании, было подробно рассказано об этапах, которые проходит команда, готовящая проект. Затем участники Семинара разделились на команды, и им было предложено подумать над теми проблемами, которые их волнуют, и разработать свой проект, найти свой путь выхода из этой проблемы. Команды очень серьезно отнеслись к заданию, и видно было, что проблем в нашем обществе накопилось немало и ребята способны увидеть пути их решения и реализовать свой вариант действий в практической деятельности. Все представленные проекты были очень интересны. Ребят волнуют такие проблемы как организация приюта для бездомных животных, преобразование заброшенного здания в безалкогольный развлекательный комплекс, создание школьный клубов для организации досуга детей на переменах и во внеурочное время, а команда взрослых озабочена строительством спортивных площадок для детей, подростков и молодежи в микрорайонах нашего города. В процессе защиты проектов возникло много вопросов у команд и организаторов Семинара, обсуждались и другие проблемы, но это только показало, что школьников и их наставников волнует судьба нашего города, его процветание. Ведь жить в этом городе нам и нам думать, каким будет наш любимый город через 5,10,15 лет.

Ребята показали, что готовы быть активными, сознательными и полноценными гражданами общества, которые способны брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов.

Для гражданского становления личности большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. Используя приемы социального проектирования, образовательное учреждение, общественная организация быстрее приблизится к достижению двух важнейших задач: способствовать личностному самоопределению ребенка и помочь ему в будущем ощутить себя дееспособным гражданином своей страны. Участие в социальном проектировании - важная часть социализации молодого человека. Благодаря этому участию он способен определить свою гражданскую позицию, попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя или социолога, пенять смысл участия в представительных органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.

Роль педагогов-организаторов заключается в том, чтобы помочь юным реализовать основную мотивацию их участия в коллективном творчестве - мотивацию достижения успеха.

 



04 ноября 2004
00:00
Поделиться