Тихонова Нина Григорьевна
Имея такие сведения о педагоге нашего города, тем более, что совсем недавно преподаватели отметили свой профессиональный праздник – День учителя, мы не могли не встретиться и не побеседовать с этим человеком и познакомить с ним наших читателей.
- Говорят, что педагог – это не просто профессия, это призвание. А что вас толкнуло стать педагогом? Может быть династия, или своё внутреннее желание?
- Это не династия, это так получилось. Я уже в школе писала стихи, рассказы. В старших классах всегда же модно сочинение на конкурс посылать, мои сочинения всегда занимали призовые места, печатались в газетах, и, в общем то, я готовилась стать журналистом, поступить или на факультет журналистики или в литературный институт. Но я жила с бабушкой и дедушкой, и когда я уже собиралась посылать документы, вдруг поняла, что не смогу их оставить. Поэтому я решила поступить туда, что ближе. Так я оказалась на филологическом факультете пединститута. Для проверки себя, для проверки контакта с детьми я целое лето проработала в пионерлагере. Именно здесь я поняла, что общение с детьми мне даётся очень легко, устанавливается полное взаимопонимание с ребятами. В институте я помимо обучения занималась много и общественной деятельностью, и научными работами. После окончания института в силу некоторых обстоятельств я не попала в аспирантуру, и поехала работать в Артек, в надежде вернуться через год. Здесь в Артеке я и встретила своего будущего мужа. Там же мы сыграли совершенно изумительную свадьбу. После отого мы приехали сюда, в Канаш, на родину Павла Петровича, хотя я сама родом из Белоруссии. И вот уже почти 30 лет я работаю здесь в этом городе педагогом. Была организатором, была завучем, а преподаю русский язык и литературу.
- У Вас очень необычный подход к обучению…
- Я считаю, что каждый ребёнок талантлив. Абсолютно каждый, и я в этом твёрдо убеждена. Просто наша жизнь не даёт ребёнку этот талант раскрыть. Один мог бы быть прекрасным сапожником, и это тоже талант, другой слесарем, третий учителем, четвёртый врачом, пятый журналистом и т.д.. В каждом человеке обязательно что-то заложено, как определённые черты характера, так и способность к какому-то делу. И самое главное, это не «ломать» в ребёнке, а направлять, замечать и развивать его способность. И в этом литература в какой-то степени помогает. Ведь читая художественное произведение, мы вживаемся в быт людей различных профессий с различными мировоззрениями. И читая произведения, дети находят для себя то, что им близко по духу, поступками, характером, поведением, манерой одеваться, манерой говорить, что делают, как живут. И для меня главное не столько научить ребёнка, например, писать сочинение, сколько найти себя. А когда он находит себя, он и пишет совсем по-другому. Во-первых, он и говорит и пишет уже от самого себя, а значит себя ищет, себя развивает и раскрывает как личность. А почему у меня хороший контакт с детьми, просто я живу по принципу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Ни один человек не хочет, чтобы его оскорбляли, обижали, ругали, унижали. А ребёнок тем более, это очень хрупкое и ранимое существо, которое можно запугать или сломать на всю жизнь. Поэтому, если даже сегодня человек не учит, я его никогда не ругаю. Пусть не сегодня, так завтра, но он обязательно раскроется.
- А с какого возраста нужно пытаться ребёнка уже раскрывать или направлять на что-то?
- С самого рождения. Уже с момента рождения они абсолютно разные. Свой характер, своё отношение к миру. И чтобы алмаз стал бриллиантом, его нужно огранить. И вот как мы его ограним, так он и засверкает. Т.е. как мы поможем детям в этом мире утвердиться, найти своё место, так они и добьются в жизни каких-то вершин. Иногда родители удивляются нашей работе. Они спрашивают, как мы справляемся сразу с таким количеством детей, хотя они в семье не могут справиться, скажем, с одним или двумя. Вот в этом и есть, наверное, талант педагога, заинтересовать и убедить слушать, найти такие способы, чтобы они не подчинялись, а работали вместе с тобой. Порой ведь не только мы учим, но и сами чему-то от них учимся. Я стараюсь и развивать творчество у детей. Естественно, такие великие поэты, как Пушкин, как Тютчев, как Высоцкий, на самом деле рождаются раз в столетие. Поэтому, понимая, что пусть они станут великими поэтами, но то, что они получат удовольствие от творчества, наслаждение оттого, что они сами смогли и именно так написать, уже много значит. Поэтому я и прошу и требую, чтобы они пытались писать. И пишут действительно прекрасно и интересно. У нас существует поэтический клуб «Радуга», куда мы приглашаем различных наших поэтов.
- Вы ведь и сами пишете…
- Да я и сама пишу, но, знаете, когда постоянно на уроках читаешь Блока, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, естественно к своим стихам относишься достаточно равнодушно. Это просто возможность выразить своё отношение к тому, что я вижу вокруг, что я чувствую, по отношению к природе, к человеку, к самой себе, в конце концов, т.е. вообще к миру. Это один из способов самовыражения. Ведь каждый человек по своему выражает своё отношение к миру. Кто-то через газету, кто-то через беседу, а я пытаюсь через стихи. Но сравнивать их со стихами тех поэтов, которых я постоянно читаю детям, я не могу. Хотя мои стихи и печатали в Канаше ещё с 1977 года. И так было долгое время. И только уже в году мои выпускники попросили меня сделать им подарок – свою книгу. И тогда я действительно решила выпустить свой первый, и пока единственный сборник под названием «Монологи». Сейчас у меня набралось материала ещё на одну книгу, и думаю, что в будущем году, теперь уже нынешним выпускникам я также смогу сделать свой подарок – новую книгу.
- От всей души желаем Вам творческих успехов и всегда отзывчивых и понимающих воспитанников. Спасибо огромное за то, что уделили время для этой беседы.
Разговаривая с этим человеком, я для себя внутри понимал, насколько это действительно педагог с большой буквы. Это человек, который любит свою профессию и то, чему он учит детей так сильно, вживается в это так глубоко, что ему преподносить это уже детям не составляет никакого труда, а наоборот доставляет огромное удовольствие. И я понимал, что именно таким должен быть настоящий педагог. Только тогда, когда человек любит свою профессию, любит то, чем он занимается, сможет воплотить и реализовать свои силы и знания. Быть учителем, это вдвойне почётно. Это великая миссия на Земле – учить. Ну а уж в нашей стране и тем более, быть учителем по призванию при такой заработной плате – это вообще подвиг. И учитель, если он действительно настоящий педагог, это герой. И именно такого педагога я видел в этот момент перед собой. Ей доставляет удовольствие уже заходить в класс, она уже рада встрече с детьми.