Игра в серьез - школьные семьи
Иногда удивляешься фантазии и выдумке преподавателей школы №6. Что только они не придумают для того, чтобы подготовить своих учеников к трудностям будущей взрослой жизни, используя такие методы, при которых их воспитанники свои будущие жизненные проблемы прочувствовали уже сейчас в этом возрасте. Совсем недавно мы рассказывали вам о том, как они возили ребят в настоящую тюрьму, для того, чтобы они посмотрели все условия заключённых изнутри, и вот уже совсем новая идея. Очень оригинальным способом здесь решили отметить Всемирный день семьи. И вот учащимся школы вновь даётся возможность прочувствовать все прелести, все тяготы и проблемы, только теперь уже настоящей семейной жизни на себе. Для этого коллективом преподавателей школы была придумана и разработана очень серьёзная игра. Это экспериментальное мероприятие, которое долго и тщательно прорабатывалось, и перед началом больше всего, наверное, волновались сами авторы проекта.
Каждый знает о значении семьи в жизни. Семья – это начало начал. Где бы человек ни был, чтобы он ни делал, самым важным для него всегда остаётся семья. Если нам очень хорошо, мы с радостью бежим поделиться своей радостью в семью, если нам очень плохо, за поддержкой мы идём тоже в семью. Только здесь поймут и подскажут. И самые страшные минуты жизни кажутся пустяком, а самые радостные становятся ещё во много раз приятней. Семья в жизни каждого человека – это самое главное. За неделю до того, как 11-классники станут по настоящему взрослыми, т.е. до того, как для них прозвенит последний звонок, было решено провести испытание того, как они подготовлены к этой взрослой жизни. Ведь уже через год они уже по-настоящему имеют право вступить в брак, создать свою семью. Но кроме прав, семейная жизнь имеет и свои обязанности. Именно с этой целью и была организована эта деловая игра, чтобы посмотреть, как будущие мужья и жёны, будущие папы и мамы подготовлены к созданию своей семьи.
Для начала от каждого класса была выбрана пара «молодожёнов». Именно им в течение всей игры и предстоит пройти все инстанции, все запланированные пункты серьёзных жизненных испытаний, от подачи заявления в ЗАГС, регистрации и свадьбы, до бракоразводного процесса, если это будет необходимо. Но об этом позже. А пока что представим наших «молодожёнов». От лица 11 «а» класса в игре участвовали Герасимов Артур и Фёдорова Татьяна, 11 «б» класс представляли Васильев Денис и Адрифанова Евгения из 11 «в» класса в качестве «молодожёнов» были Трофимов Артём и Васильева Татьяна, и со стороны 11 «г» класса выступили Салахутдинов Рамиль и Савинова Елена. Кроме этого каждая пара «молодожёнов» имела право иметь рядом с собой свидетеля и свидетельницу. Эта игра получилась настолько серьёзной, что в ней участвовало в качестве наблюдательного совета, в качестве консультантов, в качестве ответственных за те, или иные отчётные пункты большое число преподавателей школы. Отчётные пункты были подготовлены учениками 10-х классов вместе со своими классными руководителями. Т.е. эта деловая игра приобрела общешкольный масштаб. Контрольное время игры – 1,5 часа. Именно за это время «семейным парам» предстояло пройти все пункты. Специально для этой игры в школе был создан информационный центр, в котором была представлена в полной мере литература по семейному праву и семейным отношениям. Весь этот материал был подготовлен Детско-юношеской библиотекой.
Каждый человек вступая в семейную жизнь должен иметь долю человеческого счастья, долю человеческих надежд, долю любви. Всё это человек имеет от того, как он правильно смотрит на эту жизнь, правильно её воспринимать. И вот для участников игры первое испытание. На сцене были продемонстрированы три сценки-миниатюры – три жизненные ситуации семейной жизни. Специально в эти ситуации заложено множество ошибок семейных и человеческих взаимоотношений. В первой сценке дочь просится на танцы и сталкивается с непониманием родителей и брата. Во второй постановке дочь поздно возвращается домой, а в третьей – решается вопрос, какую передачу смотреть по телевизору. Надо отметить, что ученики 9-х и 10-х классов очень точно передали ту атмосферу, происходящую в семьях, изображая эти проблемные ситуации. После просмотра этих сцен участникам игры предстояло разобрать эти увиденные ситуации и оценить их, т.е. найти как можно больше ошибок воспитательного процесса, семейных взаимоотношений. Каждая ошибка оценивалась в 7 баллов. Общее количество набранных баллов и стало их стартовым капиталом, который в дальнейшем они могли на каком то этапе пополнить, а на каких то этапах растерять. Представители наблюдательного совета оценили каждую из пар, начислив им начальные баллы, и «молодожёны» двинулись в первый свой отчётный пункт – «ЗАГС». Здесь они смогли заполнить первый свой документ – заявление на регистрацию брака. Здесь же им предстояло пройти тест на то, как они подготовлены к созданию семьи. Это позволило парам пополнить свой запас баллов. Дальше очень интересная и приятная процедура – мальчишник и девичник. Правда, здесь эту часть ритуала нужно было проходить в спортзале. Каждому из «брачующихся» нужно было за определённое время отжаться, а преподаватели физического воспитания замеряли пульс до выполнения упражнений, и после, до полного восстановления. На этом пункте также выставлялись баллы, которые прибавлялись к уже набранным. Далее по плану шла самая важная процедура – регистрация брака. «Молодожёны» вновь возвращались в «ЗАГС», где их встречали уже Маршем Мендельсона. Парам пришлось ощутить весь процесс бракосочетания на себе: выслушать речь ведущей процесса, расписаться в книге регистраций, обменяться кольцами, поцеловать друг друга, получить поздравления друзей. В «ЗАГСе» им выдают «Свадебный Сертификат», и они получают возможность набрать ещё какое-то количество баллов, пройдя ещё один тест. После этого «молодая семья» направляется в свадебный зал, где им устраивают настоящую «свадьбу» с песнями, танцами, подарками. И вот здесь они уже начинают терять свои баллы. А после «свадьбы» у них начинаются «семейные будни». Нужно решать, какими игрушками можно их ребёнку играть, а какие вредные для здоровья, суметь правильно завернуть «младенца», спеть ему колыбельную песню, почистить картошку, собрать мясорубку, при этом, употребляя лимон и говоря «супруге» ласковые слова, сделать ребёнку причёску на утренник, когда «жены» нет дома. В общем, испытания молодым парам пришлось пройти самые серьёзные. Была в этой игре и такая необходимая инстанция, как «суд». Очень правдоподобно, даже в настоящей мантии в качестве судьи выступила ученица 10 «в» класса Зеленцова Татьяна. А «суд» обязаны были посетить все пары, кто-то просто ради ознакомления, кто-то, пытаясь отсудить себе несправедливо отнятые у них очки и оправдаться в своих действиях, а кто-то, растеряв все баллы, вынужден был идти на бракоразводный процесс. Очень строго и справедливо рассматривала «судья» «Гражданские дела» «семейных пар». Здесь же они могли восстановить растраченные баллы и избежать «развода». Для этого были созданы ещё несколько испытаний: завязать «мужу» галстук, «муж» при этом должен суметь правильно пришить пуговицы, можно было обсудить некоторые сложные ситуации, пройти ещё один тест, и даже пронести «супругу» на руках несколько этажей. Хотя в некоторых парах на руках несли и «супруга».
Прошло полтора часа, отведённых на игру. Все пары сумели пройти все инстанции, и что самое главное, ни одна из пар не дошли до бракоразводного процесса, хотя некоторые и были действительно на грани, но сумели выбраться из минусовых баллов. После окончания игры всех снова пригласили на место старта – в актовый зал, где руководители и организаторы игры подвели итог. И хотя это было соревнование, победителей игры решили не определять. Каждая из пар получила свою номинацию и сладкий приз в подарок. «Самой перспективной» парой были признаны Денис Васильев с Евгенией Адрифановой, «самой жизнеустойчивой» парой стали Рамиль Салахутдинов с Еленой Савиновой, «самой романтичной» парой справедливо были названы Артём Трофимов с Татьяной Васильевой и «самой энергичной» парой оказались Артур Герасимов с Татьяной Фёдоровой. Особую благодарность выразили также всем 10-м классам, которые во многом помогли в организации этого мероприятия, 11-м классам за поддержку своим участникам.
Игра получилась действительно интересной. Почти реальные события прошли и пережили участники этой игры. И, что очень любопытно, каждая пара была по-своему особенной. Так получилось, но они показали самые разные модели семей. Было очень интересно наблюдать за каждой из них. Где-то решающее слово брал на себя «муж», где-то во многом решала «жена», где-то была полная демократия и согласие. Было приятно смотреть и, как ребята нежно оберегают своих «избранниц», как они болеют и переживают друг за друга в различных ситуациях. Можно с уверенностью сказать - игра получилась. И, мне кажется, что такая деловая игра в следующий раз должна проводиться не внутри школы, а на общегородском уровне. Эта игра очень полезна, познавательна, многому учит, и, главное – это действительно игра, в которой есть соревновательный момент.