г. Канаш Чувашской Республики

20:45 Интервью с директором Канашского ВРЗ С. Г. Казаковым

Вагоноремонтный завод - главное предприятие Канаша. От того, как обстоят дела на этом предприятии, во многом, если не в решающей степени, зависит жизнедеятельность города. Отрадно, с приходом нового директора С. Г. Казакова дела здесь пошли в гору.
- Сергей Геннадьевич, прошло три с половиной года, как вы начали работать директором Канашского вагоноремонтного завода. Ваши первые впечатления о нашем городе?
- Директором завода я работаю с 3 января 2001 года. Раньше в Канаше мне не приходилось бывать, но о нем я знал неплохо. Несколько раз проезжал через город, с удовольствием вспоминаю совместные годы работы с М. П. Дербеневым, который, как известно, четыре года руководил Рославльским вагоноремонтным заводом. Он был отличным руководителем, требовательным, энергичным. Михаил Перфилович и предложил мне должность главного технолога предприятия. Я согласился и никогда потом не пожалел о своем выборе.
Получилось так, что затем меня назначили директором Канашского вагоноремонтного завода, где долгие годы в свое время также успешно трудился Дербенев. Рославль - город небольшой, такой же, как Канаш. Так что мне проблемы малых городов близки. Вагоноремонтное производство я знал, поэтому особых затруднений в новой должности не испытал. Канаш мне пришелся по душе. У города огромное преимущество в том плане, что он является крупным железнодорожным узлом и имеет выгодное географическое расположение. Наш вагоноремонтный завод справедливо называют первенцем индустрии Чувашской Республики, в Министерстве путей сообщения он был всегда в числе лучших. Эти традиции мы намерены сохранять и приумножать.
- Однако бывали времена, когда предприятие испытывало большие производственные и кадровые проблемы.
- Во второй половине 90-х годов дела здесь, как и по всей России, и вправду обстояли не лучшим образом. Но коллектив предприятия всегда был настроен на созидание, и эта здоровая самооценка помогла ему с честью выйти из прорыва.
Когда я начал работать директором, никакой кадровой чистки не произвел. Из руководящих работников из завода практически никто не ушел. Конечно, без перестановок внутри предприятия не обошлось. И это все было сделано только в пользу производства. Что касается рабочих кадров, то скажу так: он в последние годы значительно омолодился.
- Каким же образом?
- Мы прежде всего укрепили связь с ПУ-2, который долгие годы был базовым для вагоноремонтного завода. Начиная с 2002 года, возобновили оплату практики учащихся, назначили им ставку первого разряда. Надо заметить, мы принимаем на практику учащихся и из других профтехучилищ. Если юноша уходит от нас в армию, то после службы мы обязательно принимаем его на работу. Стараемся создать все условия, помня известные слова песни: “Молодым везде у нас дорога”. Очень хорошо, что ПУ-2 расположено рядом с предприятием. В последнее время оказываем помощь дирекции в укреплении материально-технической базы заведения. Другого выхода у нас нет. Ведь в училище готовят тех специалистов, которые нам очень нужны: газорезчиков, электрогазосварщиков, станочников широкого профиля. Спасибо ветеранам! Отработав долгие годы на ВРЗ, они уходят на заслуженный отдых и передают свой богатый опыт и знания молодежи. Пользуясь случаем, я обращаюсь к молодым специалистам: приходите к нам, мы обеспечим вас работой и гарантированной заработной платой.
- Сергей Геннадьевич, а сколько сегодня зарабатывает рабочий завода?
- Средняя зарплата по заводу по итогам последних месяцев составляет 7 тысяч рублей. Среди предприятий Канаша это одна из самых высоких. Для Канаша это, мне кажется, приличная зарплата. Конечно, высококвалифицированные специалисты получают и больше.
- После вашего прихода перепрофилирования производства не было?
- Нет. Традиционно мы ремонтируем полувагоны - самый дефицитный вид подвижного состава, а также крытые вагоны. В принципе в 1936 году завод для этого и был основан. Сейчас востребованность в подвижном составе очень большая. Потому что в нем, особенно в полувагонах, осуществляются перевозки грузов стратегического значения. Это уголь, руда, металл. Перевозятся на экспорт и для внутреннего потребления.
Кроме этого, в 90-х годах был освоен выпуск новых цистерн. С 2001 года мы возобновили это производство. Теперь ежегодно, пусть и в небольших количествах, выпускаем цистерны. В прошлом году их отправили потребителям 150 штук. Самое же главное - наряду с ремонтным производством - на предприятии присутствует транспортное машиностроение. Но пока мы его не можем целенаправленно развивать, потому что очень велик спрос на ремонт подвижного состава.
После реформирования железнодорожного транспорта завод стал филиалом открытого акционерного общества “Российские железные дороги”. Весь пакет акций притом остался в руках государства. Мы в основном выполняем заказы этого общества. После реформ изменилась форма правления. Раньше Министерство путей сообщения являлось одновременно управляющим органом и хозяйственным субъектом. Сейчас произошло разделение функций. МПС в виде агентства существует в Министерстве транспорта Российской Федерации.
- А сами вы заказов ищете?
- Ищем. Мы имеем план выручки от сторонних потребителей. Можем выполнять и другие заказы. Сейчас ремонт вагонов, строительство новых сдерживается нехваткой ресурсов. Такие отрасли промышленности, как литье, цельнокатаные колеса, отстают от потребностей вагоноремонтной и вагоностроительной отрасли. Именно исходя из этой позиции, очень большую помощь начал оказывать заводу, да и всей Чувашской Республике, ОАО “Чебоксарский завод промышленных тракторов”. Как вы знаете, после визита в 2002 году министра путей сообщения РФ Геннадия Матвеевича Фадеева наладилось тесное сотрудничество МПС с Чувашской Республикой, в частности, с заводом “Промтрактор”. По заказу дороги там начали выпускать продукцию для железнодорожников. Очень приятно, что мы тоже не остались в стороне от этого дела. Наша бригада из 15 человек работает в Чебоксарах. Они участвуют в выпуске дефицитной продукции - железнодорожного литья. Таким образом, мы обеспечили заводчан дополнительной работой и успешно помогли решать проблему выпуска литья. Ведь в Чебоксарах это производство начато с нуля.
- Сергей Геннадьевич, вагоноремонтных заводов, подобных канашскому, в России, наверное, немало?
- Самыми крупными вагоноремонтными заводами являются Канашский, Барнаульский и Рославльский. Остальные поменьше. Все три этих крупных предприятия заняты ремонтом одних и тех же видов подвижного состава.
- Теперь вагоноремонтный завод работает с полной нагрузкой?
- Совершенно верно. Цех ходовых частей, например, переключился на три смены. На непрерывном режиме работы находятся цеха энергосиловой, транспортный. У них скользящий график. Когда производили механическую обработку для “Промтрактора”, металлообрабатывающие участки тоже перешли на круглосуточный режим. Для этого приняли на завод станочников. Сейчас это производство налажено и успешно справляется с поставленными задачами. Основные цеха и участки действуют в две смены. Из-за определенных причин, отчасти собственной неорганизованности, ошибок управления пока вынуждены использовать и субботы. Но здесь есть и положительный момент: люди обеспечены работой, имеют возможность зарабатывать.
- Как мы заметили, у проходной предприятия обновили Доску почета...
- Мы обновили и Доску почета, и Аллею почета. Ничего нового не придумали, просто принимаем меры не только для материального, но и морального поощрения передовиков. Коллектив у нас здоровый, среди более чем 2400 работников очень много добросовестных специалистов, настоящих новаторов производства. Так, по итогам первого квартала текущего года среди основных цехов первое место присуждено дружному коллективу цеха ходовых частей. Среди заготовительных цехов победил коллектив кузнечно-штамповочного цеха, среди вспомогательных - коллектив транспортного. Среди смен и участков первенствовали прессовый участок цеха ходовых частей (мастер Б. В. Прокопьев), механический участок кузнечно-штамповочного цеха (мастер М. В. Капитонова). Среди бригад лучшими по итогам квартала признаны бригада С. Г. Локтева из цеха разборки и подготовки вагонов и бригада В. С. Михайлова из транспортного цеха. Тринадцати работникам присвоены звания лучших по профессии. Мне сегодня хочется особо отметить начальников цехов разборки и подготовки вагонов - Александра Владимировича Воронцова, сталелитейного - Федора Александровича Александрова, энергосилового - Георгия Михайловича Сергеева, вагоносборочного - Нугзара Георгиевича Беставашвили, инструментально-ремонтно-механического - Сергея Васильевича Шмонина.
В прошлом году мастер цеха ходовых частей Геннадий Михайлович Терентьев награжден медалью “100 лет Транссибирской магистрали”. Токарю кузнечно-штамповочного цеха Хайдару Рашидовичу Юсипову присвоено звание “Лучший по профессии на железнодорожном транспорте”. Слесарь вагоносборочного цеха Анатолий Николаевич Николаев и маляр Елена Николаевна Васильева награждены знаком “За безупречный труд на федеральном железнодорожном транспорте”. Машинисту крана Екатерине Александровне Ворониной вручена Почетная грамота Министерства путей сообщения и Центрального комитета профсоюза рабочих железнодорожного транспорта.
- Есть такое известное выражение “Кадры решают все”. Применимо ли оно к вашему заводу?
- Естественно. Текучесть кадров у нас низкая. В месяц этот показатель составляет 0,5 процентов и является хорошим для нашей отрасли. Мы не приветствуем частые увольнения, всемерно поддерживаем инициативных рабочих, особенно молодежь. Готовы предоставить человеку работу, затраты на обучение, если он хочет повысить разряд или получить другую профессию. Поддерживаем трудовые династии.
На железнодорожном транспорте четкая система мотивации, выплаты за выслугу лет. Если человек на заводе проработал 20 и более лет, то получает значительную прибавку к зарплате. Существуют и корпоративные методы закрепления кадров. В прошлом году после окончания профтехучилища к нам на работу устроилось более 30 ребят и девушек, после армии мы приняли 32 человека. Эту практику будем продолжать. Такова жизнь: ветераны уходят на заслуженный отдых, их заменяет молодежь.
Конечно, встречаются и нарушители дисциплины, но их мизер - люди понимают, что хорошую работу сегодня найти нелегко и поэтому дорожат своим рабочим местом.
По нашим направлениям в вузах страны учатся около 10 человек. Мы им выплачиваем надбавку к стипендии. Многие учатся заочно в железнодорожных техникумах Казани и Алатыря.
- Сергей Геннадьевич, вагоноремонтный завод - самое большое предприятие города. Естественно, нелегко приходится управлять таким сложным хозяйством. Как мы знаем, на предприятии в последнее время очень много делается по повышению культуры производства...
- Вы правы. Действительно, в этом направлении делаем очень многое. Например, кровлю цехов мы привели в нормальное состояние и сейчас дожди цехам не страшны. Поработали по внутреннему оформлению цехов, завершаем замену фонарей. Где больше выброс вредных веществ, там устанавливаем вентиляторы. Штукатурка и побелка очень затратны, поэтому мы нашли другой способ. Нормальные условия труда создаем без реконструкции цехов. Все, кто занят на вредных работах, обеспечиваются молоком, спецодеждой. За этим у нас очень строго следит профсоюзный комитет. Вопросы есть. Допустим, по совершенствованию охраны труда. Меня радует тот факт, что в последнее время увеличилось количество тех, кто посещает заводскую столовую. На заводе есть магазин, где наценки минимальные.
- Известно, что ВРЗ обеспечивает теплом немалую часть города...
- Действительно, это так. В условиях реформы ЖКХ городским тепловым сетям приходится нелегко. С экономической и финансовой точки зрения сложно организовать нормальное функционирование этой службы, правильно и своевременно обеспечить жилые массивы теплом и горячей водой. Тут мы городу оказываем необходимую помощь. Ни разу не отключили или уменьшили подачу тепла из-за неоплаты или по другим причинам. Начало и завершение отопительного сезона всегда согласовываем с главой городской администрации. Согласован также температурный график подачи тепла и горячей воды. И выдерживаем его. Тепло и воду на Восточный район подаем больше, так как у тепловых сетей неэффективно работает оборудование по переработке наших теплоносителей. Приветствуем строительство автономной котельной в Восточном районе. Но мы всегда готовы выполнить задачи по обеспечению жилых домов теплом и горячей водой. Не делим районы города на свой и чужие.
- Значит, нашли полное взаимопонимание с руководством города?
- Знаете, власть нужно уважать. ВРЗ - самое крупное предприятие города, и мы всегда стараемся соблюдать интересы Канаша. Любое обращение, указание, совет главы администрации Валентины Ивановны Полукаровой принимаем к исполнению. Иначе и нельзя.
Меня вообще удивляет энергия и целеустремленность нашего мэра. Посмотрите, каких грандиозных размахов достигло благоустройство города - душа радуется! Во всех микрорайонах идет усиленный ремонт дорог, жилых домов, офисов. Как не поддерживать такую главу-созидательницу? Будем работать с Валентиной Ивановной в тесном контакте и впредь.
- Как известно, в нашем городе нынче проводится День Республики...
- Это, наверное, можно считать историческим событием. Ведь Канаш только формально является малым городом. Но он очень значим не только на карте Чувашии. В годы войны, как я знаю, здесь находились эвакогоспитали, через город на фронт и обратно отправлялись тысячи составов. Канаш имеет очень высокий промышленный потенциал. Таким количеством перспективных предприятий не каждый город может похвалиться. Здесь много учебных заведений. Рядом расположены такие большие города, как Чебоксары и Казань.
Верю, что День Республики в Канаше пройдет успешно. В его подготовке и проведении должны принять участие все предприятия и организации, да и население тоже. ВРЗ, конечно, не останется в стороне от этого важного дела. Изготавливаем для стадиона забор-ограждение, будем принимать участие в ремонте детских площадок. Как и раньше, будем всячески помогать учебным заведениям, другим городским учреждениям. Мы не ведем специального учета оказанной спонсорской помощи, но как-то потребовалось представить отчет и я был приятно удивлен - за прошлый год ВРЗ истратил на оказание прямой благотворительной помощи более 800 тысяч рублей.
- Кроме того, вы ведь предоставляете в распоряжение городских спортсменов свои сооружения.
- Двери физкультурно-оздоровительного комплекса и бассейна открыты для всех. Только приходи и занимайся. На заводе постоянно проводим турниры по мини-футболу, другие соревнования, например, летние и зимние спартакиады между цехами. Цены для посещения бассейна низкие, их не повышали несколько лет. Радует, что сюда приходят заниматься очень много детей. Открыта специальная плавательная секция.
Этот год в нашей республике объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни. Сам отличный спортсмен, Н. В. Федоров постоянно настаивает на том, чтобы мы активно занимались физкультурой и спортом. Верно Николай Васильевич подчеркнул в своем Послании Государственному Совету Чувашской Республики, что путь к благополучию общества лежит через духовность и здоровый образ жизни.
- Сегодня, 24 мая, у вас день рождения. Вы, Сергей Геннадьевич, Канашу пришлись ко двору. Поздравляем вас, желаем здоровья и успехов в работе, семейного благополучия.
- Спасибо на добром слове. В Канаш я приехал не как случайный гость, а всерьез и надолго. Горожане мне понравились своим трудолюбием, бережным отношением к родному Канашу. В городе сейчас происходят большие и добрые перемены. Верю, что начатые преобразования положительно скажутся на людях.


24 мая 2004
00:00
Поделиться