"Вот так я думаю..."
На вагоноремонтный завод я пришел сразу же после школы, в далеком теперь уже 1948 году. Время было послевоенное, нелегкое.
На предприятии меня, ничего не умеющего паренька, приняли тепло. В течение трех месяцев без отрыва от производства учился на газорезчика. Спасибо опытным рабочим, не только мастерству, но и уму-разуму учили. Ведь большинство из них были фронтовики. До сих пор, спустя более полувека, вспоминаю добрым словом начальника цеха подготовки вагонов, где мне пришлось потрудиться в течение четырех лет и влиться в рабочие ряды, Василия Ямпольского, бригадиров Вениамина Кисина, Виталия Хоружникава, газорезчика Мингазея Чапакова, слесаря Фадеичева, других товарищей. Жили и трудились мы как одна семья, деля радости и горести пополам. Только так, а не иначе можно было преодолевать трудности.
Таким образом, на DHP я поработал до весны 1952 года. Когда призвали в армию, провожали всем коллективом, со словами честно служить Родине, не уронить чести рабочего класса. Армейские годы – тема для отдельного разговора. Скажу только, я никогда не забывал наказ своих товарищей.
Так уж получилось, что на родной вагоноремонтный мне не пришлось вернуться. Работал долгие годы шофером на автотранспортных предприятиях. Но я никогда не забывал ВРЗ, ведь, говоря словами песни, ее проходная вывела меня в люди. И теперь, когда услышу добрую новость о предприятии, у аксакала сердце радуется.
Меня могут читатели спросить: «Чего это так старик в воспоминания ударился?» Объясняю причину, она очень серьезная.
Прочитал я в газете «Позиция-экспресс» подборку статей о судьбе памятников Канаша. Про памятник на главной площади города разговор сегодня не заведу. А вот про памятник Ленину и Горькому перед Дворцом культуры скажу так: он должен быть, несомненно, перенесен на другое место.
Мне приходилось побывать во многих городах России, республик бывшего теперь Советского Союза. Естественно, хорошо ознакомился с их достопримечательностями. Видел, например, много замечательных памятников. И не только Ленину и другим вождям народа, но и людям рабочих профессий.
Примеры? Пожалуйста. Скажем, в городе Уч-кудуке Узбекской Республики, где я около 10 лет крутил баранку автомобиля, сооружен целый комплекс памятников шахтерам-горнякам. Оно стало там любимым местом отдыха горожан. Здесь есть фонтанчики (представляете, в пустыне!) Сюда на экскурсию, хорошо помню, приезжали со всего Узбекистана.
Вот и я на месте памятника Ильичу и певцу-буревестнику революции предлагаю установить памятник работникам железнодорожного транспорта. По-моему, он должен выглядеть вот таким образом: на рельсах стоит вагон, а вокруг него расположены фигуры-памятники (из бронзы или из чего, пусть решают специалисты) клепальщика, газорезчика, газоэлектросварщика, слесаря, конструктора, кузнеца и других со своими рабочими инструментами. Надо подумать о шумовом эффекте комплекса. Не трудно ведь сделать магнитофонную запись с рассказом об особенностях тех или иных профессий, об истории, сегодняшних делах не только ВРЗ, но и города. И периодически включить эту запись, чтобы люди знали, что своим рождением, развитием и будущим Канаш обязан железной дороге, вагоноремонтному заводу.
А рядом предлагаю установить фонтанчики, скамейки, разбить клумбы. Это стало бы любимым местом досуга населения. Особенно для молодежи.
Конечно, сделать это нелегко. Но если всем миром взяться – осилим. Ведь в Чебоксарах памятник Матери-покровительнице сооружен на народные деньги. Что мы канашцы, не соберем для памятника денег? Уверен, осилим. Я сам готов перечислить средства из своей скромной пенсии.
Новый памятник был бы сооружен в честь умерших, живых и будущих вагоноремонтников, всех железнодорожников. Вот так я думаю.