Как не стать жертвой мошенничества?
Как правило, жертвами мошенничества становятся пожилые люди.
Мошенники, используя доверчивость пожилого человека, представляются работниками различных служб. Также распространены случаи, когда мошенники, под предлогом ремонта какой-либо техники (телевизора, компьютера, холодильника, стиральной машины) просят оплату за произведенный ими ремонт гораздо выше себестоимости изделия, подлежащего ремонту.
В целях профилактики преступлений, в том числе в отношении лиц пенсионного возраста, и чтобы не стать жертвой мошенничества необходимо придерживаться определенных правил
- В случае если к вам пришли сотрудники какой-либо службы, необходимо уточнить фамилии, попросить предъявить удостоверение, спросить телефон службы, после чего проверить указанную информацию в управляющей компании (ТСЖ) и службе, работниками которой представляются мошенники. Если дозвониться до указанной службы не получилось, предложите лицу прийти в другой раз. Впускать в квартиру посторонних не следует.
- В случае если вы обратились по объявлению в целях ремонта какой-либо техники, всегда внимательно читайте договор об оказании услуг, уточните стоимость работ перед их началом, попросите прайс-лист. В случае возникновения каких-либо сомнений в честности и порядочности мастера по ремонту техники, обратитесь к родственникам, соседям, опишите ситуацию, не позволяйте мошеннику ввести вас в заблуждение. Всегда просите гарантийный талон.
- Если вам звонят сотрудники банка, сообщают о подозрительном снятии денежных средств с вашей карты, вступать в диалог с такими лицами не следует. Если звонивший обладает вашими персональными данными, не означает, что он является официальным лицом.
- Если вам звонят, представляются родственником и просят о помощи, перепроверьте указанную информацию, самостоятельно позвонив лицу, которым вам представились.
- Если вам приходят квитанции об оплате за жилищно-коммунальные услуги от организации, которая дом не обслуживает, оплату по такой квитанции производить не стоит. Для проверки информации необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую ваш дом.
О совершении в отношении вас каких-либо противоправных действий необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) самое мягкое наказание, которое понесет преступник, будет заключаться в уплате штрафа до 120 тысяч рублей, либо в выполнении обязательных работ на срок до 360 часов или исправительных работ на срок до одного года, либо в ограничении свободы на срок до 2 лет, либо в лишении свободы на срок до 2 лет.
В случае, если мошенник будет действовать не один, а по предварительной договоренности с другим лицом или лицами, а также в случае хищения у граждан более 5 тысяч (ч. 2 ст. 159 УК РФ), наказание будет варьироваться начиная со штрафа в размере до 300 тысяч рублей и заканчивая лишением свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года.
В случае хищения у граждан обманным путем более 250 тысяч рублей (ч. 3 ст. 159 УК РФ), виновнику может грозить наказание вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет.
За мошенничество, совершенное при помощи телефонных звонков и SMS- рассылок, также возможно привлечь мошенников к ответственности. Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
В случае телефонного мошенничества вопрос о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц также будет рассматриваться по нормам ст. 159 Уголовного кодекса РФ. При этом сумма материального ущерба должна составить свыше 2500 рублей. Если же сумма ущерба составит 2500 рублей и ниже, то ответственность наступает по ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Мелкое хищение».