Исполнение запросов СМИ
В соответствии с положениями статьи 39 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений.
Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
По смыслу статей 38, 39 Закона, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица, организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества).
В силу части 2 статьи 40 Закона запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок.
В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации.
Между тем следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно статье 18 которого отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать 15 сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.
Если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным.
На специальную охрану тайны указывается, например, в Федеральных законах: «О государственной тайне», «О персональных данных», «О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму» (пункт 10 статьи 2), «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (статья 9), «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 12), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 8), «О банках и банковской деятельности» (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102).
Иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены другими федеральными законами.
К примеру, согласно статье 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:
1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;
4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации, в соответствии с положениями статьи 61 Закона, могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом», которым установлен новый порядок и правила признания лица инвалидом.
Новые Правила заменят действующий до 01 июля 2022 года упрощенный порядок признания лица инвалидом, введенный ранее.
Согласно нововведениям, медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы следующими способами по выбору гражданина:
- без личного присутствия гражданина,
- с личным присутствием гражданина,
- с выездом по месту его нахождения,
- дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
При этом, личное присутствие гражданина будет обязательным в случае:
- наличия несоответствия между данными медицинских исследований и заключениями врачей, направивших человека для проведения медико-социальной экспертизы;
- необходимости обследования гражданина с помощью специального диагностического оборудования;
- проживания пациента в интернате;
- корректировки индивидуальной программы реабилитации.
С 01 июля 2023 года пройти медико-социальную экспертизу можно будет и в дистанционном формате — с помощью сети «Интернет». Им смогут воспользоваться граждане, которые не согласны с результатами ранее проведенной экспертизы, намерены его обжаловать в вышестоящих учреждениях и пройти экспертизу повторно. В этом случае гражданин будет находиться в бюро по месту жительства, где ему предоставят техническую возможность связи со специалистами главного или федерального бюро МСЭ и прохождения повторной экспертизы.
С 01 июля 2024 года заочная экспертиза будет проводиться без доступа сотрудников МСЭ к персональным данным гражданина (по обезличенным документам). Направления на проведение экспертизы будут распределяться с помощью информационной системы между бюро всех регионов страны, независимо от места нахождения самого гражданина. Персональные данные гражданина будут отражены в итоговом документе — справке об инвалидности с указанием группы и индивидуальной программе реабилитации инвалида. Решение будет направляться гражданину в личный кабинет на портале госуслуг или по почте. При этом, если гражданин не согласен с решением, он сможет его обжаловать в бюро МСЭ по месту жительства, где в случае обжалования будет проводиться очная экспертиза.
Постановление вступает в силу с 01 июля 2022 года, за исключением некоторых положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу.