За поддельную маркировку лекарств может быть уголовная ответственность
Продолжается совершенствование законодательства в области маркировки лекарственных средств, в том числе в части ответственности за нарушения, связанные с маркировкой.
В связи с этим Федеральным законом от 01.07.2021 N 293-ФЗ внесены изменения в ст. 171.1 УК РФ. Они вступят в силу 01.12.2021.
Частью 10 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по маркировке отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Так, согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в ч. 3 и 5 данной статьи), совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
На основании ч. 1.1 ст. 171.1 УК РФ те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 100 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.
К сведению. Крупным размером в отношении ч. 1 и 1.1 ст. 171.1 УК РФ признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 2250000 руб. (примечание к ст. 170.2 УК РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 171.1 УК РФ производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в ч. 5 ст. 171.1 УК РФ), совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в сумме до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
Согласно примечанию 1 к ст. 171.1 УК РФ в целях применения ч. 3 этой статьи крупным размером признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая 400 000 руб.
В п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» (в редакции от 07.07.2015) указано: если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 171.1 УК РФ.
Законодатели, изучив практику применения данных норм, сочли необходимым дополнить ст. 171.1 УК РФ ответственностью за ввод в оборот и оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с использованием заведомо поддельных средств идентификации, что приравнивается к отсутствию средств идентификации.
С этой целью указанные ч. 1 и 3 ст. 171.1 УК РФ дополнены: ответственность, предусмотренная ими, применяется и в случае производства, приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта или сбыта товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.
Законодатели учли: общественная опасность использования поддельных средств идентификации состоит в том, что применение таких средств идентификации является одним из возможных способов легализации незаконных товаров, которые могут представлять опасность для потребителя, при этом для недобросовестных участников оборота товаров создается возможность ухода от уплаты налогов и таможенных платежей.
Криминализация нарушений требований в сфере маркировки товаров средствами идентификации мотивирована значимостью надлежащей маркировки товаров средствами идентификации для фискальных целей и целей государственного контроля прослеживаемости оборота маркированных товаров, а также степенью негативного влияния незаконного оборота промышленной продукции на экономику государства.
Тем не менее участникам оборота маркированных товаров, в том числе лекарственных средств, как видно, дан переходный период в несколько месяцев, чтобы они смогли адаптироваться к новым требованиям.