26.11.2020_История создания пожарной охраны г. Канаш
История создания пожарной охраны г. Канаш, ведёт свой отсчёт с Шихранского добровольного пожарного общества (ДПО). Известно, что жители посёлка создали свою команду из трёх человек для борьбы с пожарами и стихийными бедствиями. Само общество входило в состав Всероссийского добровольного пожарного общества. Первое упоминание о Шихранском ДПО относится к июлю 1914 года. Дружина имела примитивное вооружение (топоры, ломы, багры). Правда, при депо был пожарный ручной насос, который появился ещё в 1894 году, но его использовали при крупных возгораниях.
Пожарная команда содержалась за счет городского добровольного пожарного общества (ДПО), работники которого участвовали в тушении пожаров. Вначале пожарная команда находилась в неотапливаемом сарае (принадлежавшем ДПО) по улице Кооперативной. В конце 1925 года к этому сараю пристроили жилую избушку для несения службы и проживания пожарных, конюшню. С 26 октября 1925 года установили круглосуточное дежурство работников пожарной команды. И вот эта дата стала днем организации в Канаше постоянной, самостоятельной пожарной охраны.
Дежурство личного состава команды было бессменным, пожарные спецодежды и обмундирования не имели, пользовались только очередным отпуском.
В 1927 году штат личного состава увеличили до 6 человек при 4-х лошадях. Саму команду перевели в ведение коммунального хозяйства исполкома горсовета. В первые два года службы пожарные получали заработную плату в размере 19 рублей в месяц, а в последующие годы - 27 рублей. Вскоре появилась должность брандмейстера с окладом в 30 рублей.
В 1930-31 годах по инициативе республиканского управления пожарной охраны при НКВД ЧАССР за счет средств Госстраха на улице Свободы построили новое деревянное одноэтажное здание пожарного депо на 3 пары выездных ворот с каланчой. К этому времени штат личного состава довели до 18 человек при шести лошадях. Из Казани получили два конных бочковых хода с ручным насосом и один бочковый ход.
В 1933 году со стороны двора к зданию пожарного депо пристроили жилое помещение и отдельный дом. В помещении устроили общежитие для личного состава, а в доме - квартиры для начсостава.
В 1935 году во дворе у пруда был построен еще один дом для личного состава и тесовый сарай с небольшим складом для хранения имущества сезонного обоза.
Рост материально-технической базы команды позволил в 1933 году увеличить штат личного состава до 44 человек при 8 лошадях. В 1934 году пожарным выделили мотопомпу на двухколесном ходу, которую затем приспособили на четырехколесный ход, а в штате появилась должность моториста.
Первая автоцистерна ПМЗ-2 поступила в 1936 году. Ее обслуживал сначала лишь водитель, затем у него появились помощники. В 1948 году поступила еще одна пожарная машина ПМГ-1.
С появлением автотехники отпала надобность в конном обозе и в 1949 году его ликвидировали. В 1949 году личный состав команды состоял из 34 человек, в штате появилась должность пожарного инспектора и политрука.
1950 - 60 г.г. были годами полного технического перевооружения команды. Взамен устаревшей техники поступили автоцистерны нового образца закрытого типа.
Первая такая машина с облегченным центробежным насосом ПН-25А была получена в 1956 году. В 1957 году поступила автоцистерна повышенной проходимости ПМГ-19 и автонасос с прицепом на шасси ГАЗ-69.
В 1959 году в команде организовали газодымозащитную службу с применением кислородно-изолирующих противогазов (КИП-5). В этом же году технический парк команды пополнился новой машиной ПМЗ-13 и мотоциклом с коляской (К-750), а в 1962 году еще одной пожарной машиной с мощным насосом ПН-ЗОК.
По мере поступления современной техники старые машины передавали в колхозы и во вновь организуемые пожарные команды.
Оснащение команды новейшей техникой, укомплектование командного состава технически грамотными кадрами увеличили его значение в жизни города.
В марте 1964 года был заложен фундамент под здание нового пожарного депо по улице Пушкина на четыре выездные машины и 1 июня 1965 года пожарные справили новоселье. Это позволило создать все необходимые условия для нормальной работы и отдыха дежурных караулов, размещения техники.
В 1964 году в боевой расчет команды ввели автоцистерну АЛГ-17. Штат шоферов был увеличен на 4 человека и доведен до 13 человек. К ноябрю 1967 года Канашская профессиональная пожарная часть (команда получила новый свой статус) имела на вооружении три пожарные машины, способные решать любые тактические задачи по тушению огня, одну автолестницу с 17-метровой выдвижной стрелой, оперативную машину ГАЗ-69, два мотоцикла с коляской, а для хозяйственных нужд за счет средств, сэкономленных при строительстве нового депо, приобрели грузовую автомашину ГАЗ-51.
В 1967 году штат личного состава части состоял из 51 человека. Дежурство велось круглосуточно, караульно по 24 часа в 4 смены. Помимо дежурства в круг обязанностей рядового и шоферского состава входила и профилактическая работа в жилом секторе города. Кроме того, водители осуществляли надзор за городскими водоисточниками. Пожарная часть в оперативном отношении подчинялась начальнику горотдела милиции и начальнику Государственной инспекции пожарного надзора Канашского района.
В 1983 году городская профессиональная пожарная часть была военизирована и укомплектована молодыми сотрудниками. Она стала называться СВПЧ-15.
15 пожарно-спасательная часть создана для охраны г. Канаша и Канашского района от пожаров. На базе части организован опорный пункт тушения крупных пожаров, где сосредоточены основная и специальная техника: пожарная насосная станция ПНС-110, автомобиль порошкового тушения АП-5, автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-20, рукавный автомобиль и т.д. В настоящее время опорный пункт обслуживает семь районов нашей республики (южный куст).