г. Канаш Чувашской Республики

График проведения подготовки граждан, желающих принять детей в семью, в «Школ приемных родителей» на 2023 год

Расписание занятий (очно-заочная форма)

по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

 

Начало занятий – 18 января 2023 г.                          Окончание занятий – 4 марта 2023 г.

Дата

Время

Очно

Заочно

Тема

Преподаватели

18.01.

(Ср.)

(6 ч.)

III. Этапы развития ребенка

17.15-18.45

 

2 ч.

 

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество - ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

18.45-19.30

 

1 ч.

 

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

19.30-20.15

 

1 ч.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы сказать ребенку, что он приемный.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

IX. Особенности полового воспитания приемного ребенка

20.15-21.00

 

 

1 ч.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлении нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

21.00-21.45

 

 

1 ч.

 

Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

 

21.01.

(Сб.)

(9 ч.)

08.45-09.00

Открытие курсов

Самсонова Г.Х., заместитель директора

БОУ «ЦО и КСД» 

МО ЧР

I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

09.00-10.30

 

 2 ч.

 

 

Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Задачи подготовки.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

10.30-11.15

1 ч.

 

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

11.15-11.45

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

11.45-14.45

 

4 ч.

 

Индивидуальное собеседование. Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки.

Масленникова Т.В.,

педагог-психолог

БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

14.45-16.15

 

2 ч.

 

Составление заключения и индивидуальное консультирование по результатам психологического обследования.

Масленникова Т.В.,

педагог-психолог

БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

25.01.

(Ср.)

(6 ч.)

IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

17.00-17.45

 

 

1 ч.

 

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

VII. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

17.45-18.30

 

1 ч.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приемы алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ): их причины и способы работы с ними.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

18.30-19.15

 

 

1 ч.

 

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

19.15-20.00

 

 

1 ч.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничество).

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

20.00-20.45

 

1 ч.

 

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

20.45-21.30

 

 

1 ч.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

28.01.

(Сб.)

 (8 ч.)

II. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

09.00-09.45

 

1 ч.

 

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические бытовые навыки) и понимания кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

09.45-10.30

 

1 ч.

 

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

V. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

10.30-11.15

 

1 ч.

 

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

11.15-12.00

 

1 ч.

 

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

12.00-12.30

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

12.30-13.15

 

1 ч.

 

Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

13.15-14.00

 

1 ч.

 

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение, и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

14.00-14.45

1 ч.

 

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

14.45-15.30

 

1 ч.

 

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

 

01.02.

(Ср.)

(6 ч.)

XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

17.00-18.30

 

 

2 ч.

 

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля над условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

18.30-20.00

 

 

2 ч.

 

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

20.00-20.45

 

 

1 ч.

 

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

20.45-21.30

 

1 ч.

 

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

 

04.02.

(Сб.)

(8 ч.)

XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

09.00-09.45

 

1 ч.

 

Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок Представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

09.45-10.30

 

1 ч.

 

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

10.30-11.15

 

1 ч.

 

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

11.15-12.00

 

1 ч.

 

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

12.00-12.30

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

12.30-13.15

 

1 ч.

 

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД»

МО ЧР

13.15-14.00

 

1 ч.

 

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

14.00-14.45

 

1 ч.

 

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

14.45-15.30

1 ч.

 

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

 

 

11.02.

(Сб.)

 (6 ч.)

XIII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

09.00-09.45

 

1 ч.

 

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

 

09.45-11.15

 

2 ч.

 

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Масленникова Т.В.,

педагог-психолог

БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

11.15-11.45

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

11.45-14.00

 

3 ч.

 

Итоговая аттестация (собеседование, тестирование).

Масленникова Т.В.,

педагог-психолог

БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

 

18.02.

(Сб.)

 (8 ч.)

I гр.

 

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

9.00-10.30

 

2 ч.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, категории детей с нарушениями в развитии.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

10.30-11.15

 

1 ч.

 

Особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в институциональных условиях и замещающей семье.

 

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

11.15-11.45

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

11.45-13.15

 

2 ч.

 

Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

13.15-14.00

 

1 ч.

 

Проблемы замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

14.00-15.30

 

2 ч.

 

Способы  эффективного общения с ребенком.

Алексеева С.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

 

25.02.

 (Сб.)

(8 ч.)

II гр.

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей, подросткового возраста

9.00-9.45

 

1 ч.

 

Подросток. Проблемы, переживания. Возможности родителей в данный возрастной период.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

9.45-11.15

 

2 ч.

 

Особенности развития детей-сирот подросткового возраста в замещающих семьях.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

11.15-11.45

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

11.45-12.30

 

1 ч.

 

Особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

12.30-13.15

 

1 ч.

 

Психологические барьеры адаптации подростков

Шилова Т.А., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

13.15-14.45

 

2 ч.

 

«Трудное поведение» подростков в замещающей семье.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

14.45-15.30

 

1 ч.

 

Психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками.

Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)

 

04.03.

(Сб.)

 (8 ч.)

III гр.

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей,

оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов)

9.00-10.30

 

2 ч.

 

Сиблинговые отношения при формировании личности.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

10.30-12.00

 

2 ч.

 

Отношения между сиблингами в приемных семьях. Конкуренция и конфликтность между сиблингами и как ее избежать.

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

12.00-12.30

(0,5 ч.)

Перерыв на обед

12.30-14.00

 

2 ч.

 

Гендерные особенности сиблинговых отношений.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

14.00-14.45

 

1 ч.

 

Особенности сиблинговых отношений в семье - житейские и научные представления.

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

14.45-15.30

 

1 ч.

 

Возрастные психологические особенности (в аспекте сиблинговых отношений).

Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

(Сб.)

I, II, III группы

 (2 ч.)

15.30-17.00

 

2 ч.

 

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей «Чтобы не превратиться в пепел».

Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР

 

(1ч.)

Организация учебного процесса (кураторство)