Аналитическая записка о результатах оценки эффективности использования установленных решением Собрания депутатов города Канаш Чувашской Республики налоговых расходов за 2019 год
29.05.2021 г. г.Канаш
Проведение оценки эффективности использования налоговых расходов (налоговых льгот и пониженных ставок), установленных решением Собрания депутатов города Канаш Чувашской Республики, является одной из первоочередных мер по увеличению налоговых доходов бюджета города Канаш.
Оценка эффективности налоговых расходов за 2019 год проведена в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города Канаш от 17.12.2019 г. № 1393 «Об утверждении порядка оценки налоговых расходов города Канаш Чувашской Республики» и предусматривает оценку целесообразности и оценку результативности.
Наряду с указанным постановлением при проведении оценки эффективности налоговых расходов учтены положения постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – методические рекомендации Минфина России).
В соответствии с указанными методическими рекомендациями сформирован реестр налоговых расходов города Канаш Чувашской Республики, действовавших в 2019 году.
Определена принадлежность налоговых расходов к муниципальным программам города Канаш Чувашской Республики в соответствии с целями указанных расходов и целей социально-экономического развития города Канаш, указанных в соответствующих муниципальных программах.
Определены типы налоговых расходов в зависимости от целевой категории: социальные, стимулирующие или технические.
В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности (востребованность налоговых расходов, соответствие их целям и задачам соответствующих муниципальных программ) и их результативности (совокупный бюджетный эффект стимулирующих налоговых расходов).
Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в форме льготного налогообложения. Результаты оценки используются при формировании проекта решения Собрания депутатов города Канаш о бюджете города Канаш на очередной финансовый год и плановый период.
- Эффективность налоговых расходов по земельному налогу.
В соответствии с Положение "О вопросах налогового регулирования в городе Канаш, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" налоговая льгота определена в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
- казенные учреждения, финансируемые за счет средств местного бюджета;
- органы местного самоуправления города Канаш - в отношении земельных участков, представленных для непосредственного выполнения возложенных на эти органы функции;
- инвалиды 1 и 2 группы, ветераны и участники Великой Отечественной войны, - в отношении земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, содержания и эксплуатации индивидуальных жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства;
- бюджетные и автономные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в виде субсидий из бюджета города Канаш;
- многодетные семьи города Канаш, получившие на безвозмездной основе земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 3 года, со дня представления земельного участка;
-резиденты территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", созданной на территории муниципального образования город Канаш Чувашской Республики, в отношении земельных участков, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", используемых в целях осуществления деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", на срок действия указанного соглашения, начиная с месяца, в котором такой налогоплательщик-резидент территории опережающего социально-экономического развития "Канаш" был включен в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
Сумма земельного налога, поступившая в бюджет города Канаш в 2019 году составила 24 260,5 тыс.руб., (на 481,9 тыс. руб. меньше уровня 2018 года (задолженность за 2019 год составила 7 437,0 тыс.руб). В соответствии с нормативно- правовыми актами представительного органа муниципального образования за отчетный период предоставлены льготы по земельному налогу в сумме 7 099,8 тыс.руб, в том числе :
по учреждениям, состоящим на бюджете (казенные учреждения, органы местного самоуправления, бюджетные и автономные учреждения)- 7 093,0 тыс.руб.;
ветеранам ВОВ-0,3 тыс.руб.( количество 4)
инвалидам 1 и 2 группы- 6,5 тыс.руб.(кол-во 29)
2.1. Оценка целесообразности:
2.1.1 Оценка эффективности налогового расхода в отношении лиц, являющихся инвалидами 1 и 2 группы, ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, многодетные семьи города Канаш, получившие на безвозмездной основе земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 3 года, со дня представления земельного участка.
Целью налогового расхода является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства.
Указанный налоговый расход по земельному налогу относится к социальным налоговым расходам.
Общий объем налогового расхода за 2019 год, предоставленной данной категории физических лиц, составил 6,8 тыс. рублей, что меньше чем в 2018 году на 2,5 тыс. рублей или на 73,1 %.
2.1.2 Оценка эффективности налогового расхода в отношении казенных учреждений, финансируемые за счет средств местного бюджета, органов местного самоуправления города Канаш - в отношении земельных участков, представленных для непосредственного выполнения возложенных на эти органы функции, бюджетные и автономные учреждения.
Основной целью применения налогового расхода является исключение встречных финансовых потоков.
Краткое наименование налогового расхода |
Наименование муниципальной программы и документа, отражающего цель социально-экономического развития города Канаш Чувашской Республики |
Цель муниципальной программы и (или) цель, содержащаяся в документе, отражающем цель социально-экономического развития |
Наименование структурного элемента муниципальной программы, в целях реализации которого предоставляются налоговые льготы/ Задачи муниципальной программы и (или) Задачи, направленные на достижение цели, содержащейся в документе, отражающем цель социально-экономического развития города Канаш Чувашской Республики |
ветераны и участники Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы |
п. 8 р. III Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 |
повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства. |
повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства. |
многодетные семьи города Канаш, получившие на безвозмездной основе земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 3 года, со дня представления земельного участка |
п. 8 р. III Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, |
Улучшение демографической ситуации в городе, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, |
Улучшение демографической ситуации в городе, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, |
резиденты территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", созданной на территории муниципального образования город Канаш Чувашской Республики, в отношении земельных участков, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", используемых в целях осуществления деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", на срок действия указанного соглашения, начиная с месяца, в котором такой налогоплательщик-резидент территории опережающего социально-экономического развития "Канаш" был включен в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
|
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 мая 2018 г. № 204 "О функционировании территории опережающего социально-экономического развития "Канаш" (далее - ТОСЭР), Соглашение о создании на территории г. Канаш ТОСЭР от 4 апреля 2018 г. № С-122-СШ/Д14; постановление администрации города Канаш от 31.12.2013 N 1458 "Об утверждении Муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика города Канаш Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы"; |
формирование конкурентоспособной экономики и совершенствование институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития бизнеса и предпринимательских инициатив в городе Канаш Чувашской Республики |
Создание благоприятного инвестиционного и делового климата в городе Канаш Чувашской Республики |
казенные учреждения, финансируемые за счет средств местного бюджета |
Муниципальная программа города Канаш Чувашской Республики Управление общественными финансами и муниципальным долгом города Канаш Чувашской Республики» от 11.03.2019 г. №240 |
исключение встречных финансовых потоков.
|
Улучшение качества управления финансами |
органы местного самоуправления города Канаш - в отношении земельных участков, представленных для непосредственного выполнения возложенных на эти органы функции |
Муниципальная программа города Канаш Чувашской Республики Управление общественными финансами и муниципальным долгом города Канаш Чувашской Республики» от 11.03.2019 г. №240 |
исключение встречных финансовых потоков.
|
Улучшение качества управления финансами |
Так как предоставление налоговых расходов соответствуют целям социально экономического развития Российской Федерации, в том числе города Канаш и целям муниципальных программ города Канаш, считаем данные налоговые расходы эффективными.
2.1.2 Оценка востребованности налогового расхода города Канаш:
-ветераны и участники Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы-100% (востребован);
-многодетные семьи города Канаш, получившие на безвозмездной основе земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 3 года, со дня представления земельного участка-0 (не востребована).
- резиденты территории опережающего социально-экономического развития "Канаш"-1 (100%) востребована);
- казенные учреждения, финансируемые за счет средств местного бюджета-0;
- бюджетные и автономные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в виде субсидий из бюджета города Канаш – 100% (востребована);
- органы местного самоуправления города Канаш - в отношении земельных участков, представленных для непосредственного выполнения возложенных на эти органы функции-1(100%) востребована).
2.2. Оценка результативности включает в себя:
- оценку вклада налоговой льготы
- оценку совокупного бюджетного эффекта налогового расхода (для стимулирующих расходов)
-оценку бюджетной эффективности налогового расхода.
Приоритетной целью социальной политики города Канаш является забота о людях, о качестве их жизни в городе, предоставляемые физическим лицам льготы являются одним из инструментов сформированной системы социальных гарантий для жителей города Канаш.
Поскольку указанный налоговый расход (ветераны и участники Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы, многодетные семьи города Канаш) отвечает общественным интересам и направлена на решение социальных задач города Канаш по повышению уровня и качества жизни малоимущих и социально незащищенных категорий граждан города Канаш, действие данных льгот признаны эффективными.
- Эффективность налоговых расходов по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с Положение "О вопросах налогового регулирования в городе Канаш, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" налоговая льгота определена в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
- многодетные семьи города Канаш, имеющие пять и более детей в возрасте до 18 лет или учащихся очной формы обучения, студентов в возрасте до 24 лет.
Сумма налога на имущество, поступившая в бюджет города Канаш в 2019 году составила 21 994,7 тыс. руб., (на 3 382,4 тыс. руб. больше уровня 2018). В 2019 году налоговой льготой указанная категория граждан не воспользовалась.
Оценка эффективности налогового расхода в отношении многодетных семей города Канаш, имеющие пять и более детей в возрасте до 18 лет или учащихся очной формы обучения, студентов в возрасте до 24 лет.
Целью налогового расхода является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства.
Указанный налоговый расход по налогу на имущество физических лиц относится к социальным налоговым расходам.
Краткое наименование налогового расхода |
Наименование муниципальной программы и документа, отражающего цель социально-экономического развития города Канаш Чувашской Республики |
Цель муниципальной программы и (или) цель, содержащаяся в документе, отражающем цель социально-экономического развития |
Наименование структурного элемента муниципальной программы, в целях реализации которого предоставляются налоговые льготы/ Задачи муниципальной программы и (или) Задачи, направленные на достижение цели, содержащейся в документе, отражающем цель социально-экономического развития города Канаш Чувашской Республики |
многодетные семьи города Канаш, имеющие пять и более детей в возрасте до 18 лет или учащихся очной формы обучения, студентов в возрасте до 24 лет |
п. 8 р. III Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, |
Улучшение демографической ситуации в городе, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, |
Улучшение демографической ситуации в городе, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, |
Так как предоставление налогового расхода соответствует целям социально экономического развития Российской Федерации, в том числе города Канаш и целям муниципальных программ города Канаш, а также налоговый расход отвечает общественным интересам и направлен на решение социальных задач города Канаш по повышению уровня и качества жизни малоимущих и социально незащищенных категорий граждан города Канаш , считаем данный налоговый расход эффективным.