Развитие сферы потребительских услуг
Состояние сферы торговли на территории города Канаш характеризуется как стабильное, с быстрыми темпами развития материально-технической базы, высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам. Показатели развития потребительского рынка являются значительными индикаторами благополучия общества в целом.
В городе Канаше сформирована достаточно крупная инфраструктура потребительского рынка, насчитывающая в своем составе 729 объект, из них : 343 объектов по розничной реализации товаров (с учетом 10-ти торговых комплексов), 65 объекта общественного питания общедоступной сети, две ярмарки «Универсальная» и «Сельскохозяйственная», 74 нестационарных торговых объекта, 36 аптек (включая аптечные пункты), 207 объектов по оказанию бытовых услуг населению, на двух площадках ( ул.Котовского, 2 - ИП Иванов Д.Н. и ул.К.Маркса, 4 - ООО «ОРО Чувашпотребсоюза») организованы оптовые склады.
В городе практически представлены все типы торгующих объектов – от крупных торговых центров до мелких торговых точек «шаговой доступности» и все форматы современной торговли: стационарная торговая сеть, нестационарные торговые объекты, ярмарочная торговля. Преобразования потребительского рынка очевидны и проявились они в частности, в увеличении общей торговой площади занятой предприятиями розничной торговли, реконструкции и модернизации объектов. Создана здоровая конкурентная среда, которая ведет к еще более широкому наполнению рынка качественными товарами. На прилавках магазинов имеется широкий выбор товаров, как местного товаропроизводителя, так и привозного товара из-за пределов республики.
На территории города в течение 2021 года открылось 23 объекта потребительского рынка, из них: 18 - магазины, 3 предприятия общественного питания, 2 аптека. Местные предприниматели организуют торговлю и оказание услуг на собственных и арендованных площадях. С большими торговыми площадями в 2021 году открыты: салон мебели «Де люкс» по ул.Котовского,4, (700кв.м.), магазин «Мастер» по ул. Комсомольская,36 (230кв.м.), продмаркет «Находка» по ул.Канашская,47 (175кв.м.), магазин «Планета масел» по Янтиковское ш.,9 (140кв.м.).
На территории города широко представлены сетевые магазины местных производителей: АО «Вурнарский мясокомбинат» магазины «Санар» - 7 точек, ООО «Акконд-торг» -2 точки.
В городе функционирует торговая сеть крупных корпораций с известными брендами: «Магнит» -17 ед., «5Пятерочка» - 10 ед., «Бристоль» -8 ед., «Звениговский» - 9 ед., «Рубль Бум» - 3 ед., «Красное и белое» - 7ед.
По состоянию на 01.01.2022 г. в городе функционирует 343 объектов розничной торговли с общей площадью 92913,1 кв. метров, из них 59279,7 кв.метров – торговая. Из общего количества предприятий розничной торговли: 129 – по реализации продовольственной группы товаров, 204– по реализации промышленной группы товаров, 10 – торговых комплекса. Из общей площади, занятой предприятиями торговли, наибольшая доля принадлежит торговым центрам – 40,8%, магазины по реализации продовольственной группы товаров занимают – 29,3%, под реализацией промышленной группы товаров занято - 29,9% площади. За год общая торговая площадь по городу увеличилась на 1044,2 кв.м., количество объектов торговли увеличилось на 6 единиц.
Фактическая обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов составляет 875,5 кв.м.на 1000 человек населения, что в 2,3 раза превышает установленного норматива минимальной обеспеченности. Из них, фактическая обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров составляет 433,3 кв.м.на 1000 человек населения, что в 3,2 раза превышает установленного норматива, фактическая обеспеченность площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров составляет 442,2 кв.м.на 1000 человек населения, что в 1,8 раза превышает установленного норматива.
Сфере общественного питания свойственно многообразие типов предприятий и форм хозяйствования. Открываемые новые объекты отличаются современными инженерно-техническими решениями, разнообразным меню, применением национальных традиций приготовлением блюд, высоким качеством предоставленных услуг. Сфера общественного питания играет все более возрастающую роль в жизни жителей города. Сегодня целью предприятий общественного питания является не только удовлетворение потребностей в услугах общепита, но и организация досуга потребителей. Наиболее распространенный формат общественного питания в городе – кафе (от общего количества предприятий общепита, кафе - 69,2%).
В течение года было открыто 3 объекта общественного питания и на 1 января 2022 года на территории города функционируют 65 объектов общественного питания открытой общедоступной сети.
Из общего количества предприятий общественного питания: рестораны -3, кафе – 45, столовые – 3, закусочные -5, буфеты – 4, бары – 5. Общее количество посадочных мест во всех предприятиях общественного питания – 4490.
Общая площадь занятая под предприятиями общественного питания – 15052,7 кв.метров, из них 7653,0 кв. метров занято под залы обслуживания посетителей. Всего в сфере общественного питания работают 406 человека.
В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в сфере торговли одна из самых высоких.
Всего за счет ввода новых объектов потребительского рынка и сферы обслуживания в 2021 г. создано дополнительно 87 новых рабочих мест.
В городе активно развиваются предприятия торговли разного формата: от магазинов «шаговой доступности» до универсамов.
С целью удобства покупателей в выборе покупок на «одном месте» укрепляют свои позиции крупные торговые центры, которые расположены в разных микрорайонах города: «Мега Центр», «Лидер», «Орион», «Кристалл», «Азамат», «Империалъ», «БАМ», «Атал». На их торговых площадях предлагается разнообразный ассортимент товаров народного потребления и оказание бытовых услуг.
Для удобства покупателей с круглосуточным режимом работают магазины, находящиеся в разных микрорайонах города: «Березка», «Олимп», «Фиалка».
Инфраструктура торговой сети города имеет тенденцию к расширению и усовершенствованию. Характерно активное развитие современных форматов торговли, что ведет к сокращению объектов мелкорозничной торговли устаревших форматов. Постепенно осуществляется передислокация торговой деятельности с рынка в стационарную сеть. Развитие экономического прогресса, конкуренция, борьба за покупателей прямо и косвенно толкают предпринимателей к расширению торговых площадей, оснащению современным оборудованием, улучшению качества торгового обслуживания населения.