г. Канаш Чувашской Республики

Доклад об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации города Канаш за 2020 год

  1. Общие положения

Президентом Российской Федерации 21.12.2017 г. подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ).

 Задачами Указа, в том числе и ключевыми показателями являются:

-  обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

- увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

Для достижения указанных задач Указом утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, в котором Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности, также пунктом 3 рекомендовано органам местного самоуправления обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

Во исполнение Указа Президента  Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 года № 2258-р, закона Чувашской Республики от 18.10.2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» постановлением администрации города Канаш от 27.02.2019 № 192 «Об утверждении  Положения  об организации в администрации города Канаш системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» в администрации города Канаш создана система внутреннего обеспечения соответствия  требованиям антимонопольного законодательства (далее- антимонопольный комплаенс).

Постановление администрации города Канаш от 27.02.2019 № 192 «Об утверждении  Положения  об организации в администрации города Канаш системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», в соответствии с которым   в администрации города Канаш реализуется антимонопольный комплаенс,  разработано в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р. Положением  об организации в администрации города Канаш системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) функции уполномоченного органа распределены  между структурными подразделениями администрации города Канаш: правовым отделом администрации города Канаш,  отделом  организационно-контрольной и кадровой работы и отделом экономики администрации города Канаш, которые осуществляют оценку  эффективности организации и функционирования  в администрации города Канаш антимонопольного комплаенса.

В целях обеспечения открытости и доступа к информации на официальном сайте города Канаш в разделе «Конкурентная политика» создан подраздел «Антимонопольный  комплаенс».

  1. Информация о проведенных мероприятиях по внедрению антимонопольного  комплаенса в администрации города Канаш

В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного  законодательства  в администрации города Канаш уполномоченными подразделениями проводились ряд мероприятий.

2.1.Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации города Канаш за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).

Во исполнение п.п «а» п.  3.1. Положения об антимонопольном комплаенсе уполномоченными подразделениями проведен сбор и анализ информации о наличии нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации города Канаш за предыдущие три года (2017, 2018, 2019 г.г.)

 По результатам  проведенного анализа установлено следующее:

- рассмотрения дел по вопросам применения и возможного нарушения администрацией  города Канаш  норм антимонопольного законодательства в судебных инстанциях не осуществлялось;

- нормативные правовые акты администрации, в которых УФАС России по Чувашской Республике – Чувашии выявлены нарушения антимонопольного законодательства в указанный период, в администрации города Канаш отсутствуют;

- в связи с выявленными нарушениями антимонопольного законодательства за период 2017 - 2019 г.г.  в администрацию города Канаш УФАС по Чувашской Республике - Чувашии было направлено 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении администрации города Канаш УФАС по Чувашской Республике - Чувашии  В 2017 году  вынесено 1 решение о прекращении дела от 20.11.2017 (исполнение предупреждения). В  том числе вынесено 2  решения от 01.12.2017 (признано нарушение п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В обоих случаях предписание не выдавалось. В 2018 году  вынесено 1 решение от 16.02.2018 (признано нарушение п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).  Предписание  не выдавалось. В 2019 году вынесено 3 решения по жалобам на положения аукционной документации, по одному решению жалоба была признана необоснованной, по двум другим  жалобы были признаны обоснованными и выявлены нарушения части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и части 6, части 8.2 статьи 66 пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предписание выдавалось в одном случае.

Также в 2019 году было вынесено решение от 30.12.2019 по жалобе на признаки  нарушения  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Жалоба была признана необоснованной. Предписание не выдавалось.  

2.2. Анализ действующих  нормативных правовых  актов администрации города Канаш на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

Во исполнение п.п «б» п. 3.1. Положения об антимонопольном комплаенсе, а также в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства и проведения анализа нормативных правовых актов администрации города Канаш на соответствие их антимонопольному законодательству сформирован Перечень действующих  нормативных правовых актов администрации города Канаш за отчетный 2020  год (далее – Перечень), размещенный на официальном сайте города Канаш в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный  комплаенс».

Замечания и предложения по  Перечню действующих нормативных правовых актов (далее - НПА) администрации города Канаш на предмет их влияния на конкуренцию принимались по размещенной форме.

По итогам проведенного анализа действующих НПА уполномоченными подразделениями  сделан вывод  об их соответствии  антимонопольному законодательству.

2.3. Анализ проектов нормативных правовых актов администрации города Канаш на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

В целях обеспечения проведения анализа проектов  НПА администрации города Канаш в соответствии с п.п. «в» п. 3.1.  Положения об антимонопольном комплаенсе размещаются на официальном сайте администрации города Канаш в сети «Интернет» в подразделе в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный  комплаенс».

Замечания и предложения по проектам НПА администрации города Канаш на предмет их влияния на конкуренцию принимались в течение периода, указанного в уведомлении, за период 2020 год замечания и предложения по проектам НПА не поступали, в связи с этим уполномоченными подразделениями сделан вывод  об их соответствии  антимонопольному законодательству.

2.4. Мониторинг и анализ практики антимонопольного законодательства администрацией города Канаш.

В рамках анализа антимонопольного законодательства проведен мониторинг (обзор) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно статей, касающихся деятельности органов местного самоуправления:

- ст. 15. «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия)»;

- ст. 16 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия»;

-  ст. 17 «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений»;

- ст. 17.1. «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества»;

- ст. 18. «Особенности заключения договоров с финансовыми организациями»;

- ст. 18.1. «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства»;

- ст. 19. «Государственные и муниципальные преференции»;

- ст. 20. «Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции»;

- ст. 21. «Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции».

Проведен обзор судебной практики по вопросам, связанным: с применением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с применением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Осуществлен мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, а именно рассмотрены и учтены в работе типовые случаи нарушения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы (рекомендации ФАС России).

Проанализированы вероятные условия возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства: недостаточно четкая регламентация порядка и сроков принятия решений (осуществления действий); единоличность принимаемых должностным лицом органа местного самоуправления решений, закрытость принятия властных и управленческих решений; закрытость процедур (не размещение в открытом доступе информации о принятых решениях, актах); низкая профессиональная подготовка сотрудников; отсутствие (недостаточность) разъяснений контролирующих органов судебной практики; неопределенность норм действующего законодательства, либо их отсутствие, неверное толкование; низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц; личная заинтересованность (конфликт интересов).

2.5.Проведение систематической оценки эффективности,  разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного  законодательства  в администрации города Канаш. 

В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями в 2020 году осуществлен ряд мероприятий, предусмотренных Положением  об  антимонопольном комплаенсе, а именно:

- запрошены предложения от структурных подразделений администрации города Канаш о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны администрации города Канаш;

- проведена оценка поступивших предложений структурных подразделений администрации города Канаш с учетом ряда показателей  (отрицательное влияние  на отношение институтов гражданского общества к деятельности администрации города Канаш по развитию конкуренции: выдача  предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; возбуждение дела  о нарушении  антимонопольного законодательства; привлечение  к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц администрации или в виде дисквалификации.)

- проведены рабочие совещания  с  уполномоченными   подразделениями  с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков.

По результатам  проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями составлена Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства (компаленс – рисков) администрации города Канаш на 2020 год и утверждена распоряжением администрации города Канаш от 02.04.2020 №269, которая также размещена на официальном сайте администрации города Канаш в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный  комплаенс».

2.6. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

В целях снижения  рисков нарушения антимонопольного законодательства  уполномоченными подразделениями на основе Карты рисков разработан  План мероприятий (дорожная карта) по снижению компаленс-рисков в администрации города Канаш, который утвержден главой администрации города Канаш от 20.12.2019 года (далее – План  мероприятий).

План  мероприятий размещен на официальном сайте администрации города Канаш в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный  комплаенс».

Уполномоченным подразделением (Отделом организационно –контрольной и кадровой работы) в 2019 г. осуществлено ознакомление  муниципальных служащих администрации города Канаш с постановлением администрации города Канаш от 27.02.2019 № 192 «Об утверждении  Положения  об организации в администрации города Канаш системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Продолжается работа по внесению в должностные инструкции муниципальных служащих администрации города Канаш соответствующих изменений о требовании  знания и соблюдения антимонопольного законодательства, с которыми они ознакомлены под роспись.

В целях исключения положений, противоречащих нормам  антимонопольного  законодательства на стадии разработки проектов НПА,  договоров, соглашений, уполномоченными подразделениями (правовым управлением) на постоянной основе проводится правовая экспертиза перечисленных актов, подготовленных структурными подразделениями, отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации города Канаш.

2.7. Оценка эффективности функционирования  в администрации города Канаш  антимонопольного комплаенса.

Во исполнение раздела VI Положения об антимонопольном комплаенсе, администрацией города Канаш принято распоряжение от 01.04.2020 №268 «Об утверждении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в администрации города Канаш» (далее – Распоряжение № 268).

Согласно Методике, являющейся приложением № 2 к распоряжению № 268, ключевыми показателями эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в администрации города Канаш являются:

Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны администрации города Канаш (по сравнению с 2017 годом);

доля проектов нормативных правовых актов администрации города Канаш (за исключением проектов нормативных правовых актов администрации города Канаш о бюджете города Канаш на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета города Канаш за отчетный финансовый год), в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

доля нормативных правовых актов администрации города Канаш (за исключением проектов нормативных правовых актов администрации города Канаш о бюджете города Канаш на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета города Канаш за отчетный финансовый год), в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

доля муниципальных служащих администрации города Канаш, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

Выводы:

В настоящее время в администрации города Канаш осуществлено внедрение системы внутреннего обеспечения соответствия  требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).

Разработаны нормативные правовые акты администрации города Канаш в сфере антимонопольного комплаенса, создан раздел «Антимонопольный комплаенс» на официальном сайте администрации города Канаш в сети «Интернет».

Урегулировано взаимодействие между структурными подразделениями, отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации города Канаш по вопросам организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и внедрения  антимонопольного комплаенса.

Осуществлено ознакомление  муниципальных служащих администрации города Канаш с антимонопольным  комплаенсом, также организовано обучение и повышение квалификации муниципальных служащих администрации города Канаш по антимонопольному  комплаенсу.

Проведена оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, по результатам которой составлена Карта  комплаенс-рисков администрации города Канаш.

В целях снижения  рисков нарушения антимонопольного законодательства  разработан План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков в администрации города Канаш на 2021 год.