Нашему городу – 70 лет
Газета "Канаш" 3 июня 1995 года
6 июня исполняется 70 лет с того дня, когда постановлением Президиума ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов был образован город Канаш.
А вырос он из небольшого железнодорожного поселка при разъезде Шихраны, возникшем в 1893 году при строительстве Московско-Казанской железной дороги. В 1920 году с образованием Чувашской автономной области разъезд был переименован в станцию Канаш, что о переводе с чувашского означает совет.
Эти важные для города события по времени совпали с завершением восстановления разрушенного империалистической и гражданской войнами народного хозяйства страны, что плодотворно сказалось на развитии Канаша. Расширялось паровозное депо, завершалось строительство второй станции Канаш, на которую возлагались основные грузовые работы, улучшались связи с другими районами республики и страны. Одна за другой создавались здесь промысловые кооперативные товарищества и артели, многие из которых послужили базой для организации современных предприятии.
Особенно бурно стал развиваться Канаш со строительством вагоноремонтного завода, которое началось в конце марта 1934 года. Сюда были направлены огромные средства, переброшено много техники, съехались лучшие технические кадры. Сооружение завода велось в небывало короткие сроки. Уже к концу 1935 года вагонный цех отправил на железнодорожную магистраль Москва—Свердловск первую партию капитально отремонтированных вагонов.
В 1937 году начинается строительство железной дороги «Канаш—Чебоксары», с января 1939 года на которой стало осуществляться регулярное движение пассажирских поездов, а Канаш стал крупным железнодорожным узлом четырех направлений, связывающим кратчайшим путем Урал с Центром и Югом нашей страны. За период с 1926 по 1938 год в Канаше вступили в строй птицефабрика, напиточное предприятие, мясокомбинат, горпищекомбинат, мельница, элеватор, хлебозавод, маслозавод. Кроме вагоноремонтного были построены заводы по ремонту сельхозмашин и котельно-сварочный. В городе было 26 магазинов и 5 столовых. Население города к этому времени выросло до 17,3 тысячи человек.
Канаш развивался и как очаг культуры. К 1940 году в городе было 4 детских сада, 4 школы, финансовый техникум, медицинское училище. К этому времени бывшая учительская семинария, открытая в 1915 году, была преобразована в педучилище и для него было построено новое здание. В педучилище числилось 25 преподавателей, на 2-х отделениях школьном и дошкольном - обучалось 456 учащихся.
В 1950-60 годах промышленность города становится многоотраслевой. В эти годы вступили в строй действующих швейная и мебельная фабрики, заводы резцов, технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных изделий, авторемонтный, электропогрузчиков. Большое внимание в послевоенные годы уделяется жилищному и социально-культурному строительству и развитию коммунального хозяйства города. До этого в Канаше в основном рыла одна строительная организация – Учдорстрой. В 1952 году здесь базируется другая - строительно-монтажная контора Казтрансстроя (Ныне СМП-541). Строителями этой организаций построены фундаментальные сооружения, которые до сих пор являются архитектурным украшением города: это – железнодорожный вокзал, кинотеатр «Мир», здания средних школ. В 1957 году для тружеников ВРЗ был построен Дворец культуры с кинозалом на 500 мест, с малым залом, спортзалом, библиотекой. В последующие годы были построены больничный городок, десятки жилых домов, учебный корпус педучилища и много других зданий культурно-бытового назначения.
В настоящее время Канаш - промышленный центр Чувашской Республики, где он занимает третье место по удельному весу в общем объеме промышленного производства. В городе насчитывается 276 предприятий всех форм и собственности. Промышленные предприятия выпускают продукцию более 800 наименований, в том числе свыше 100 наименований товаров народного потребления: узлы и детали к автомобилям, электропогрузчики, металлообрабатывающий инструмент, мебель, валяная обувь, линолеум, краски, лаки и т. д. Продукция наших предприятий экспортируется во многие страны ближнего и дальнего зарубежья. Миллионы тонн железнодорожных грузов перевозят по нашей стране отремонтированные в Канаше вагоны.
Однако, как в целом по России, в городе из-за недостатка материальных и финансовых ресурсов, трудностей со сбытом продукции, из-за неплатежеспособности сохраняется тяжелое положение почти на всех предприятиях. Из 18 промышленных предприятий только АО «Стройтехника», АО «Инструментальщик» и УПП ВОС сумели перекрыть прошлогодний уровень объема выпуска продукции. Трудности ощущают все: частично останавливается производство, вводится сокращенное рабочее время, задерживается выплата работной платы.
Несмотря на кризисные явления в экономике, продолжается жилищное строительство и строительство объектов социального и бытового назначения. За 1994 год построены около 18 тысяч кв. метров жилой площади, возведен пешеходный мост через железнодорожные пути станции Канаш, пущена в эксплуатацию первая очередь водовода Высоковка-Канаш протяженностью 7.6 км, введен технический водовод мощностью 2000 куб. м воды, сдан в эксплуатацию пристрой к школе № 6. В текущем году предполагается строительство пяти жилых домов общей площадью 13 тыс. кв. м., 59-квартирного дома для престарелых, школы на 126 мест, автовокзала на 500 пассажиров. Будет продолжено строительство водовода Высоковка-Канаш, газопровода по обеспечению горожан природным газом, магистральных тепловых сетей от ТЭЦ ВРЗ.
Город наш очень молод. Мы не можем noxвастаться древними архитектурными памятниками, вековыми традициями. Однако главную нашу гордость составляют люди, канашцы, благодаря которым наш город растет, развивается и хорошеет с каждым днем. Даже в наше нынешнее трудное время они в большинстве случаев показывают пример высокопрофессиональной зрелости, умения действовать с пониманием глубокой ответственности. Всем горожанам я выражаю слова благодарности. Пусть наш любимый город стоит вечно, пусть будет над ним мирное небо, тепло и покой под крышей каждого дома, счастье и благополучие в каждой семье.