Городу Канашу – 30 лет
Газета "Сталинский путь" 19 июня 1955 г. № 72 (813)
Сегодня трудящиеся Канаша отмечают 30-летие своего родного города. 30 лет –срок небольшой, но какие большие изменения произошли в нашем городе за этот период. Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства Канаш из небольшого населенного пункта превратился в один из крупных промышленных центров республики.
Канаш является одним из самых молодых городов Чувашии. Он образован в 1925 году, когда Чувашская автономная область была реорганизована в автономную республику. В недалеком ппрошлом, до Октябрьской революции, на месте теперешнего города был расположен небольшой железнодорожный разъезд Шихраны, на территории которого не проживало и тысячи человек. Никакой промышленности, если не считать мельницы и оборотного паровозного депо на два стойла, здесь не было. Совершенно отсутствовали культурно-бытовые учреждения. Из учебных заведений существовала лишь одна небольшая семинария, да и в нее доступ для детей трудящихся был закрыт. За медицинской помощью приходилось обращаться в близлежащие города и волости, так как на станции не было ни одного медицинского пункта, не говоря уже о больнице.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции пристанционный поселок Шихраны стал расти и развиваться, приобретать городской вид. На десятом году существования Советской власти здесь была основана товарная станция Канаш II, а через несколько лет сооружено первоклассное паровозное депо с ремонтными цехами, отвечающими современным техническим требованиям эксплуатации локомотивного парка. С постройкой на станции Канаш основного депо быстрыми темпами стал развиваться весь Канашский железнодорожный узел. Особенно его значение в жизни Чувашии возросло после постройки железнодорожной линии, соединившей Канаш с центром республики – Чебоксарами. А за годы предвоенных пятилеток он превратился в крупнейший промышленный и культурный центр республики.
В 1934 году началось сооружение крупнейшего в стране вагоноремонтного завода, а в 1935 году он уже выдал первую партию продукции. Сейчас на всех железнодорожных магистралях страны можно видеть вагоны с надписью «Кап. Ремонт Канаш ВРЗ».
В просторных цехах Канашского вагоноремонтного завода установлены и действуют первоклассные станки и оборудование. Большинство трудоемких ремонтных работ механизировано. Канашские вагоноремонтники одни из первых в стране внедрили и освоили поточный метод капитального ремонта вагонов. Только за годы послевоенных пятилеток объем производства завода возрос более чем в два раза.
На другом конце города расположено второе крупное предприятие республики – ремонтный завод Министерства сельского хозяйства. Он ремонтирует тракторные, автомобильные и комбайновые моторы, нефтедвигатели, изготовляет запасные части для сельскохозяйственных машин. Из года в год растут производственные мощности этого завода. В прошлом году здесь был построен и пущен в эксплуатацию мощный литейный цех, оснащенный новейшим оборудованием.
Канаш по праву называют городом железнодорожников. В нем свыше двух третей многотысячного населения составляют железнодорожники: вагоноремонтники, паравозники, движенцы, путейцы, связисты. Ежедневно десятки товарных и пассажирских поездов проходят через Канашский железнодорожный узел, здесь перерабатываются десятки тысяч тонн народнохозяйственных грузов.
В ближайшие годы вместе с электрификацией Казанской магистрали, будет электрифицирован и Канашский узел. По нему повезут тяжеловесные поезда не паровозы, а электровозы. Скоро Канаш украсит здание нового железнодорожного вокзала, пуск в эксплуатацию которого намечается на июль месяц.
Велико значение Канаша для жизни республики и как крупного пункта скрещения шоссейных дорог. Каждый день отсюда совершают рейсы автомобили, автобусы и такси в Чебоксары, Цивильск, Шихазаны, Комсомольское, Батырево, Янтиково, Яльчики. В целях лучшего обслуживания населения, пользующегося услугами автомобильного транспорта, в текущем году в городе намечается строительство двухэтажного вокзала с общежитием и залом ожидания.
За сравнительно короткий промежуток времени в городе выросло около двух десятков предприятий пищевой и легкой промышленности. Работают на полную мощность мясокомбинат, механизированный хлебозавод, пищекомбинат, швейная фабрика, литейно-сварочный завод и ряд промысловых артелей. Недавно вступил в строй вновь выстроенный крупный паромеханизированный маслозавод.
Усилиями коллектива артели «Дружба» в короткий срок построен кирпичный завод, который уже в текущем году даст строительным организациям республики около двух миллионов кирпича.
В ближайшие годы в городе будут построены шлако-блочный завод и фабрика никелированных кроватей. Объем производства промышленности города в целом возрос по сравнению с уровнем 1950 года в полтора раза.
Коллективы предприятий промышленности и транспорта города оказывают большую помощь колхозам и машинотракторным станциям соседних районов. Около десяти колхозов близлежащих районов получают электрический ток от теплоэлектроцентрали вагоноремонтного завода, что позволяет им механизировать и электрифицировать основные сельскохозяйственные работы. Силами работников вагоноремонтного завода и строительно-монтажной конторы в двух пригородных колхозах сооружены теплицы с парниками. Ряду колхозов оказывается помощь в строительстве водопроводов, кормоцехов, силосных башен, траншей и т.д..
Из года в год все полнокровнее становится культурная жизнь горожан. Если в первые годы советской власти в Канаше работала одна начальная школа и педагогические курсы, то теперь имеется пять средних, одна неполная средняя и одна начальная школы. Кроме того, в городе функционируют училище механизации сельского хозяйства, медицинское училище, финансовый техникум, педагогическое училище, учительский институт, вечерний железнодорожный техникум и две вечерние средние школы рабочей молодежи. Выпускников наших специальных учебных заведений можно встретить во многих краях и областях Советского Союза.
Из года в год увеличивается сеть культурно-просветительных учреждений. В городе работает кинотеатр, три клуба, десятки красных уголков, несколько библиотек, Дом пионеров, спортивная школа. Излюбленным местом отдыха в летнее время у трудящихся является самый крупный в республике живописный парк.
В настоящее время в районе соцгорода началось строительство двухэтажного дома культуры железнодорожников, в котором будут зрительный, эстрадный и физкультурный залы, комнаты отдыха, биллиардная, библиотека с обширным читательским залом. В будущем году намечается сооружение городского кинотеатра.
Значительно улучшилось за последние годы и медицинское обслуживание городского населения. В настоящее время в городе на охране здоровья трудящихся стоят 60 врачей и свыше 200 средних медицинских работников.
С каждым годом растут, благоустраиваются и хорошеют улицы нашего города. За годы пятой пятилетки сдано в эксплуатацию около 20 тысяч квадратных метров новой жилой площади, выросли новые улицы и переулки, застроенные добротными многоквартирными домами. Около 7 тысяч квадратных метров жилой площади будет сдано в эксплуатацию в текущем году.
30-летие своего родного города трудящиеся Канаша отмечают в обстановке напряженной борьбы коллективов предприятий промышленности и транспорта за досрочное завершение пятого пятилетнего плана и производственной программы 1955 года. Многие из них (ремонтный завод, литейно-сварочный завод, промысловые артели «1-е Мая», «Дружба» и имени Ленина) по размерам производства значительно превысили уровень, запланированный на конец 1955 года и продолжают дальше наращивать темпы выпуска продукции. В первых рядах соревнующихся среди коллективов служб железнодорожного узла идут движенцы и паровозники.
Выполняя и перевыполняя государственные задания, трудящиеся нашего города, как т весь советский народ, вносят свой достойный вклад в дело дальнейшего экономического и культурного расцвета нашей социалистической Отчизны, в дело строительства коммунизма.