г. Канаш Чувашской Республики

Городу Канаш – 40 лет

Газета «За коммунизм» 22 июня 1965 года №100 (3773)

  1. Ровесник века

Город Канаш расположен на пересечении железнодорожных линий. История его возникновения и развития также тесно связана с развитием железнодорожного транспорта в нашем крае.

Строительство железной дороги Москва—Казань через Рязань, Саранск, Алатырь было завершено в 1893 году. С этого момента начинает свое официальное существование железнодорожная станция Шихраны и поселок при ней, будущий город Канаш.

В нем в 1901 году проживало около 600 человек. Школы, библиотеки, больницы и других культурных учреждений в поселке не было. Только дети богатеев могли посещать школы в других городах: Казани, Цивильске, Симбирске или в селе Шихазаны. Дети же бедняков так и оставались безграмотными.

После революции население поселка значительно увеличилось. По данным переписи 1920 года, в поселке Шихраны уже проживало 1578 человек. Исторические изменения вносит в жизнь поселка Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина и М.И. Калинина, по которому в 1920 году образована Чувашская автономная область. Так было положено начало чувашской государственности, что сыграло решающую роль в дальнейшем развитии экономики и культуры некогда отсталой окраины царской России.

21 апреля 1925 года Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую республику. Это явилось следующим важным этапом в истории государственного строительства чувашского народа.

В том же 1925 году поселок Канаш был отнесен к числу городов. Население вновь образованного города по переписи 1926 года составляет 2323 человека.

В развитии экономики города положительную роль сыграл Декрет ВЦИК и СНХ, принятых в июле 1921 года, об организации промыслово-кооперативного товарищества и артели.

Первая артель в Канаше была создана в 1924 году под названием «Пионер». Члены артели – 10-15 человек занимались пошивом и ремонтом кожаной обуви и выпуском валяной обуви.

В 1926 году была организована артель «Гигиена», в которой работали шесть парикмахеров и два человека часовщика.

В 1927 году создается лесопромысловая артель «Дуб». Она занималась заготовкой и переработкой древесины. Эта артель несколько раз подвергалась реорганизациям. В настоящее время на ее базе создан специализированный завод резцов.

Созданная в 1930 году артель «1 Мая» занималась изготовлением мебели. Она явилась первоначальной базой нынешней мебельной фабрики.

В последующие годы была организована артель «Красный воин» (ныне комбинат бытового обслуживания).

Большой вклад в развитие промышленности города внесла созданная в 1935 году артель «Авангард».

  1. Город железнодорожников

Видное место в жизни города занимает железнодорожный узел. Канашский железнодорожный узел - это полный комплекс всех служб железнодорожного транспорта.

Один из крупнейших железнодорожных узлов на большой Горьковской магистрали, Канаш занимает ведущее место не только по объему работ, но и по производственным показателям. Не раз выходил победителем на Горьковской дороге коллектив станции.

Значение локомотивного депо Канаш в последнее время выходит за пределы Канаша. В связи с переходом на тепловозную тягу и реорганизацией Юдинского депо в тепловозное, Канашскому депо теперь переданы депо Алатырь, Красный узел, а также здесь ремонтируются юдинские паровозы.

Хорошо несут трудовую вахту связисты. На сотни километров протянулись участки Канашской дистанции сигнализации и связи. Связисты всегда начеку, они опытны, бдительны. Нередки случаи, когда они приходят на помощь соседним дистанциям. Они достойно несут звание коллектива коммунистического труда.

Не менее ответственна работа вагонников. Пропуская транзитный состав, они за короткое время должны осмотреть и заверить исправность всего подвижного состава. Для этого нужно иметь большой опыт, зоркий глаз, знания. Всего этого вагонникам но занимать.

Из года в год хорошо работает коллектив коммунистического труда железнодорожного вокзала. Здесь введены самые прогрессивные методы обслуживании пассажиров.

До 1952 года в Канаше в основном была одна строительная организация — учдорстрой, маломощная, с невысоким уровнем механизации. Однако справедливости ради надо отметить, что начало большому строительству положил небольшой, но дружный коллектив учдорстроя. На ул. Пушкина стоят первые двухэтажные каменные дома, Построенные учдорстроевцами, — «старожилы» нового социалистического Канаша.

В 1952 году в Канаше была организована строительно-монтажная контора. С годами строители мужают и крепнут, набираются опыта. К руководству объектами приходят дипломированные инженеры и техники. Постоянно растет и техническая оснащённость.

Строители соорудили в городе железнодорожный вокзал, кинотеатр «Мир». Одновременно строятся школы.

В последующие годы умельцы из стройуправления № 102 (так теперь называется строительная организация) сооружают целый комплекс больничного городка.

В активе строителей — десятки жилых домов, четыре школы, путепровод, автовокзал, общежитие финтехникума, здание заводоуправления, столовые, детсады-ясли, складские помещения и много других зданий культурно-бытового назначения.

Всего десять лет назад между рабочим поселком и районом складов и баз райпотребсоюза на десятках гектаров простирались картофельные поля, изрезанные вдоль и поперек оврагами. Сегодня их нет и в помине. В этом районе появились новые жилые кварталы — проспект Ленина, улицы Московская, Пушкина, Разина, Карла-Маркса, Чкалова, «30 лет Чувашии» н др.

Неузнаваемо выросла за эти годы сама строительная организация. Сейчас строители Канаша по уровню механизации трудоемких работ могут встать в ряд со многими ведущими строительными организациями страны. Механизация погрузочно-разгрузочных работ доведена до 95 процентов; отделочных работ — до 85, земляных — до 97, монтажных и бетонных - до 100 процентов. Канашские строители широко пользуются индустриальным методом строительства. Фундаменты подводятся из железобетонных блоков, сборный железобетон идет на межэтажные и чердачные перекрытия.

Жилищный фонд города почти полностью состоит из домов, построенных в советское время. Только 2,6 процента жилой площади города построено в дореволюционное время.

  1. Все для человека…

До революции в поселке Шихраны не было ни одного медицинского учреждения.

В 1931 году в Канаше построено двухэтажное каменное здание для трахоматозного института на 120 коек. И этом же году в городе открываются специализированные отделения, детская и женская консультации, санитарно-эпидемиологическая станция. В 1936 году впервые в городской больнице начали работать рентгеновский и физиотерапевтический кабинеты.

Тогда же в города появляется еще одно медицинское учреждение — больница вагоноремонтного завода.

В настоящее время в городе работает пять больничных учреждений с общим числом коек 520. В Канаше на 1000 жителей приходится 13 коек. Это значительно выше общесоюзных цифр. Кроме того, непосредственно на предприятиях функционируют 11 здравпунктов. Здоровье горожан охраняют 107 врачей и 397 средних медработников. Перед революцией в поселке и селе Шихраны функционировали два недавно открытых общеобразовательных учебных заведения: земская начальная школа и высшее начальное училище.

В 1920 году на коммунистических субботниках строится здание железнодорожной школы. В Канаше, как и во всей стране, вводится всеобщее обязательное начальное обучение. Это вызвало резкое увеличение числа учащихся. В 1931 году в двух школах обучалось 720 детей. В тридцатых годах растет сеть семилетних и средних школ. В 1940 году в городе уже действуют четыре школы, в которых обучалось 2105 детей.

Во всех школах города к началу 1964—1965 - учебного года обучалось 7770 человек.

Одновременно с увеличением контингента учащихся растет и количество учителей. В 1965 году в школах города работает свыше 300 учителей и в средних специальных учебных заведениях — 133. В городе функционируют внешкольные детские учреждения - Дом пионеров, детские музыкальная и спортивная школы. Заметно выросло количество дошкольных детских учреждений. Если в довоенном 1940 году было лишь четыре детских сада всего на 175 детей, то в настоящее время в 16 детских садах и яслях воспитываются около 1300 малышей.