г. Канаш Чувашской Республики

Бухтулов Петр Харитонович

Бухтулов Петр Харитонович родился 12 июля 1924 года в селе Можарки Янтиковского района Чувашской АССР в семье крестьянина. Член КПСС с 1944 года. До призыва в Красную Армию работал бондарем канашской конторы «Спотары», в 1942 году ушел на фронт.

В начале февраля 1943 года, успешно окончив школу младших командиров, сержант Петр Бухтулов (родом из села Можарки Янтиковского района) прибыл на фронт в качестве наводчика противо­танкового орудия в одну из батарей 16-й артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.

В феврале — марте 1943 года он вое­вал на Северо-Западном фронте и проя­вил себя стойким и мужественным артиллеристом.

На Брянском фронте в мае — июле 1943 года комсомолец Петр Бухтулов огнем своего орудия сжег два немецких танка и уничтожил свыше ста вражеских солдат и офицеров. За отвагу, проявленную в боевых действиях на Степном фронте, он был удостоен благодарности Верховного Главнокомандования.

В конце 1943 года войска Второго Украинского фронта, в составе которого действовала 16-я артилле­рийская дивизия, участвуют в отражении немецкого контрнаступления в районе Кировограда и Кривого Рога. В этих боях сержант Бухтулов действовал как опытный и смелый артиллерист.

Это было 22 декабря 1943 года. Противник, стре­мясь окружить одну из наших стрелковых дивизий, силою двух дивизий пехоты при поддержке 30 танков перешел в наступление. На вторую батарею, где на­водчиком первого орудия был Петр Бухтулов, двину­лись 7 танков и свыше ста автоматчиков. В этом оже­сточенном бою комсомолец Петр Бухтулов сжег три танка, в их числе два тяжелых танка типа «тигр» и один средний танк, уничтожил до 30 автоматчи­ков противника. Благодаря исключительной стойкости и самоотверженности, проявленной артиллеристами, контратака противника была отражена.

За мужество и героизм, проявленные в этом бою, отважный наводчик был удостоен первой правительст­венной награды — медали «За отвагу».

12 февраля 1944 года в районе Звенигородки круп­ные силы пехоты противника при поддержке танков перешли в наступление, пытаясь любой ценой про­рваться к окруженной нашими войсками группировке. Создалось исключительно тяжелое положение. Наша пехота, не выдержав натиска врага, отошла. Автомат­чики противника окружили батарею. В этом неравном бою Петр Бухтулов вновь проявил мужество и отвагу.

Вот что рассказывает об этом бое бывший командир 1431 Рымникского артиллерийского полка И. Л. Грицкевич:

«Ночь накануне 12 февраля была особенно тре­вожной. Грохот моторов, лязг гусениц, непрестанный шквальный минометный огонь по нашим боевым по­рядкам, постоянное жужжанье в воздухе «костыля», сопровождаемое грохотом бомбежки и тарахтеньем «лягушек» — все это предвещало, что завтра против­ник предпримет, именно на нашем участке, энергичные усилия для прорыва к своим окруженным вой­скам.

- Давай, давай,- поговаривали артиллеристы, - попробуй, сунься!

Целую ночь шло совершенствование боевых поряд­ков, окапывание. С рассветом стало ясно, что против­ник уже, в сущности говоря, вклинился в боевые по­рядки артиллерию Стоявшие на широком фронте противотанковые пушки совершенно не имели пехот­ного прикрытия. Пользуясь этим, немецкие автоматчи­ки почти беспрепятственно маневрировали внутри противотанкового опорного района, отвлекая артилле­ристов от борьбы с танками.

Как только туман начал подниматься, Бухтулов увидел на дистанции прямого выстрела силуэт двух немецких танков и толпящихся вокруг автоматчиков.

Заблистали вспышки выстрелов. Заснеженные по­ля густо огласились грохотом артиллерийской стрель­бы, разрывов снарядов и трескотней автоматных очередей.

Фашисты, по-видимому, поняли, что их маневр с двумя танками успеха иметь не будет и поспеш­но ретировались. Танки ушли за высоту.

-              Ну, ребята,  готовься!  Ждать  нам  гостей, - сказал Бухтулов.

- Подготавливайте снаряды: побли­же кладите бронебойные, подкалиберные. Да и оско­лочные будем иметь также  под руками – гостинец неплохой!

Наступивший день начался вялой перестрелкой от­дельных танков и самоходок, выползавших на высо­ту. Им отвечали батареи, стоящие на закрытых пози­циях. Все то, что было поближе к переднему краю и предназначалось для кинжальных действий, все эти пушки молчали, затаившись, выжидая. Артиллеристы прекрасно понимали, что не эти несколько танков, стоящих сейчас на высоте, грохотали моторами всю ночь и не их ленивое постреливание будет составлять содержание сегодняшнего боевого дня.

Но вот в воздухе появились стаи Ю-87 - и все поле вокруг ожило. Всюду загрохотало. Замелькали свали­вающиеся в пике рогатые, желтобрюхие силуэты юн-керсов. Они носились на малой высоте, поливая землю свинцом из пулеметов. Черный дым от разрывов снарядов и бомб пополз по снегу, ослепляя артиллеристов. Лавина фашистских танков, около полусотни штук, выползла на бугор и, словно стая шакалов, бросилась на позиции артиллеристов. За танками, прикрываясь их броней, бежали, кувыркаясь в снегу, автоматчики.

 - Следи, ребята, внимательно за танками, - сказал Бухтулов. С виду они все вроде бы и одинаковые, но повадку имеют разную. В этой армаде — много са­моходок. Они в атаку не пойдут, останутся на высоте.
Не выдать бы нам себя раньше срока, маскируйся!

 - По танкам! Беглый огонь! - разнесся над бата­реей зычный голос командира 2-й батареи. Грянули выстрелы, свечой вспыхнули   два танка противника,
одновременно прошитые снарядами из   нескольких орудий.

Стоящие на высоте вражеские самоходки заметили стреляющие орудия и обрушили на них шквал огня. Повсюду на батарее начали рваться снаряды. Появи­лись первые раненые. Ранен и командир орудия сер­жант Паращенко.

На орудие Бухтулова ринулось сразу несколько танков.

- Слушать мою команду!— скомандовал Бухтулов, прильнув к окуляру панорамы. - Бронебойным!

Мелькнул в руках заряжающего снаряд и, щелкнув о ветви выбрасывателя, скрылся в стволе орудия. Про­ворно работая маховиками подъемного и поворотного механизмов, Бухтулов вел орудие вслед за головным немецким танком. Выстрел, другой, третий — и танк противника «клюнул» длинным стволом своей пушки, завертелся волчком и задымил черным дымом.

Остальные танки, точно подхлестнутые, бросились вперед. Здесь уже исход поединка решался крепостью нервов. Кто кого?! «Пушка или танки? Расстояние между ними быстро сокращалось: 550 метров, 400. Опять шквал сосредоточенного огня самоходок по ору­дию Бухтулова. Снова раненые. Но пушка грянула серией выстрелов — и еще один из атакующих танков запылал.

Последний танк был подожжен выстрелом из ору­дия в упор. Выскочившие из него, ошеломленные и окровавленные, гитлеровские танкисты подняли вверх руки и пошли в сторону орудия.

Четыре сгоревших танка, трупы автоматчиков и танкистов — таково было поле перед орудием Петра Харитоновича Бухтулова 12 февраля 1942 года.»

За мужество и отвагу, проявленные в боях по лик­видации Корсунь-Шевченковской окруженной группи­ровки противника, Петр Бухтулов был награжден орденом Красной Звезды.

Немало ратных подвигов совершил комсомолец Бухтулов при изгнании немецко-фашистских захватчи­ков с территорий Румынии и Венгрии, при ликвида­ции Яссо-Кишиневской, Будапештской окруженных группировок врага.

...17 февраля 1945 года в районе чехословацкого города Кебелькут противник силою танкового корпуса СС и трех пехотных дивизий предпринял попытку про­рвать линию нашей обороны, занятой частями 7-й гвардейской армии.

Ожесточенные бои, развернувшиеся на этом участ­ке фронта, продолжались в течение недели. В отраже­нии контрнаступления противника, наряду с частями гвардейской армии, принимала участие и 16-я артил­лерийская дивизия.

На позицию, занимаемую артиллерийским полком, противник двинул два полка пехоты при поддержке 40 танков и 20 бронетранспортеров. На орудие Бухту­лова двинулось 14 танков и 12 бронетранспортеров. Ог­нем противника был выведен из строя весь расчет, а Бухтулов был контужен.

Оставшись один у орудия, он принял бой и в оже­сточенной схватке сжег четыре танка, три бронетран­спортера, уничтожил до сорока солдат и офицеров, а когда вышли боеприпасы и танки врага раздавили орудие, Бухтулов противотанковой гранатой подбил еще один танк врага.

В этом неравном бою Бухтулов был вторично конту­жен. Фашистские автоматчики хотели взять его в плен живым. Но, отстреливаясь из автомата, Бухтулов вышел из окружения и утром следующего дня вернул­ся в свой полк.

Орденом Славы III степени был награжден отваж­ный артиллерист за этот бой.

Начав войну на Северо-Западном фронте, около города Старая Русса, он завершил ее в Австрии, пройдя со своим орудием но дорогам Отечественной войны более шести тысяч километров.

Советское правительство высоко оценило боевое мастерство Петра Харитоновича Бухтулова, лично уничтожившего 16 танков. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 15 мая 1946 года ему присвое­но звание Героя Советского Союза.

После демобилизации из Советской Армии Петр Харитонович работал слесарем на Канашском вагоноремонтном заводе, в 1962 — 1975 годах был столяром, фанеровщиком на мебельной фабрике. С января 1975 года — плотник на заводе технологической оснастки. Выполняет и перевыполняет производственные задания, показывает пример высокой производительности труда и хорошего качества исполнения работ.

Трудовые  успехи  П. X.Бухтулова  отмечены  медалью   «За  доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Влади­мира Ильича Ленина» и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

За большой вклад в защиту социалистической Родины и актив­ную общественно-политическую работу 21 февраля 1978 года Петр Харитонович Бухтулов занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.