Снова на мирный труд
Четвертая пятилетка (1946-1950 г.г.) Перевод народного хозяйства на мирный лад начался с 26 мая 1945 г., когда ГКО принял постановление "О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения". А годом перестройки промышленности Канаша на мирный труд стал 1946 г. В этом году вагоноремонтный завод перешел на поточный метод работы. Еще в годы войны здесь проводились определенные мероприятия по освоению этого метода. Но в условиях военного времени не смогли в полной мере использовать прогрессивный опыт. В ходе подготовки к переходу на поток территория завода и подъездные пути были освобождены от скопления негодных к ремонту вагонов и шлака, сваленного сюда от ТЭЦ в годы войны. Был расширен и дополнительно оборудован тележечный цех. Ремонтно-механический цех изготовил 244 единицы оснастки и приспособлений, которые были смонтированы в различных цехах. На площадках колесного парка уложили 2100 погонных метров двойных путей. В сборочном цехе появились электроподъемные площадки и пневматические сверлильные машины и т.д. Во внедрение, а потом в усовершенствовании поточного метода ремонта вагонов немало ценных предложений, направленных на максимальную механизацию производственных процессов, внесли главный механик Д.Я. Суперфин, начальник вагоносборочного цеха А.С. Кузнецов, начальник завода С.П. Трухин, главный технолог Г.Е. Гомолицкий, главный инженер Э.Ш. Гитин, секретарь парткома В.П. Колокольнев, рационализаторы В.О. Цирлин, В.В. Волков, Г.Е. Лукин, А.И. Бессонов, И.Я. Антоненко, Г.Н. Петухов и многие другие. Внедрение новшеств дало десятки тысяч рублей экономии. В подготовке заводского производства к поточному методу большую помощь канашцам оказала наладческая бригада Министерства путей сообщения СССР.
С 1 июля 1946 г. сборочные цеха ВРЗ приступили к поточному методу ремонта вагонов. При этом ремонт вагонов на поточной линии был разделен на 8 равных по времени позиций и циклов. Переход на новый метод работы позволил заводу перейти на ремонт большегрузных четырехосных вагонов, полувагонов и платформ.
Работы по техническому перевооружению проводились и на других предприятиях. Так, в 1946 г. началась реконструкция мотороремонтного завода. В горпромкомбинате установили новые деревообделочные и металлообрабатывающие станки, что позволило повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции.
В швейной мастерской открылся пошивочный цех. Для этого цеха было арендовано здание по ул. Комсомольской, что стояло на месте нынешнего предприятия. Количество работающих возросло до 35 человек.
1 марта 1946 г. артель "Авангард" реорганизовалась в промартель "Дружба" со следующими видами производства: кирпичное, веревочное, хлебопечение, выпуск изделий для гужевого транспорта. А вот с хлопчатобумажной фабрикой пришлось расстаться из-за отсутствия средств на строительство нового здания. Демонтаж прядильного и текстильного оборудования начался летом 1946 г., который завершился к июлю 1947 г. Оборудование было отправлено на Чебоксарскую и Цивильскую фабрики, в Черновцы, Новосибирск, Барнаул. Уехали на новые места многие работницы.
Программа послевоенного хозяйственного строительства вызвала новый прилив творческих сил горожан. В Канаше с подачи коммунистов и комсомольцев широко развернулось соревнование по досрочному выполнению нового пятилетнего плана. И тон в этом задавали вагоноремонтники. Обрубщица литья Т. Григорьева, электросварщик кузнечного цеха И. Королев, кузнец Ф. Рябин выполняли по три-пять дневных норм. Их примеру следовали многие рабочие.
К 1 ноябрю 400 стахановцев ВРЗ завершили план 1946 г.
Образцы самоотверженного труда показывали машинисты паровозных бригад депо депутат Верховного Совета СССР П. Назаров, орденоносец Л. Николаев, П. Баданов и другие, которые одними из первых на Казанской железной дороге стали водить тяжеловесные поезда. Коллективу депо за успехи в предмайском соревновании 1946 г. было присуждено первое место по Казанской дороге и вручено переходящее Красное знамя.
Примеры ударного труда канашцы показали и во втором году пятилетки. И вновь отличились вагоноремонтники. Коллектив предприятия полностью отладил поточный метод ремонта вагонов и взял ударные темпы работы. В течение многих месяцев 1947 г. он занимал ведущие места в соревновании среди родственных предприятий страны и среди промышленных предприятий республики. Что касается самих вагоноремонтников, то среди них особо отличились бригадир кузнечного цеха Ф. Дементьев, установивший небывалый в практике кузнецов-железнодорожников рекорд: за смену он отштамповал 125 буферных стержней и выполнив тем самым задание на 701 проц., и вагранщик И. Кургаев, который к 18 октябрю выполнил норму трех лет.
В целом, коллектив ВРЗ с заданиями второго года пятилетки справился успешно. План по выпуску валовой продукции в 1947 г. был намного перевыполнен. Вагоноремонтники отличились и в 1948 г. За счет усовершенствования технологии ремонта крытых вагонов был увеличен их выпуск в 1,5 раза, а за счет рационального использования вспомогательных площадей удалось высвободить 600 кв.м. производственной площади и расширить тележечный цех, автоматное отделение вагоносборочного цеха, печь у главных молотов в кузнечном цеху. Предприятие, значительно снизив производственные затраты и себестоимость ремонта вагонов, только за 8 месяцев получило (вместо запланированного убытка в 470 тыс. рублей) 269 тыс. рублей прибыли. В третьем году пятилетки возросло и число передовиков производства: 507 рабочих выполнили за три года по 4 и больше годовых заданий.
И четвертый год послевоенной пятилетки также ознаменовался новыми успехами на вагоноремонтном заводе, где 943 рабочих перевыполнили свои пятилетние планы, из них 307 человек выполнили более 7 годовых норм, 308 - более 8, 98 - 9 и более годовых норм. За годы пятилетки заметно укрепилась материально-техническая база на железнодорожном транспорте. Благодаря внедрению новой техники, передовых методов работы, грузооборот железнодорожного транспорта увеличился почти в 1,4 раза, повысилась и культура обслуживания пассажиров. Обновился и локомотивный парк. Старые паровозы серий "Эм", "Эд" были заменены на более мощные "Эр" и "Л". На станции Канаш было уложено несколько новых путей, капитально отремонтирован участок дороги Канаш-Алатырь. В 1949 г. началась организация маневровой радиосвязи. На 4 паровозах были установлены радиостанции. Во всех железнодорожных казармах работали радиоприемники. Активным проводником этого новшества являлся Почетный железнодорожник П.С. Абламский.
Среди машинистов депо развернулось соревнование за увеличение среднесуточного пробега паровозов, скоростное вождение тяжеловесных поездов, экономию топлива. Например, машинист П.Н. Назаров в 1949 г. перевыполнил норму среднесуточного пробега на 19 км, а по технической скорости - на 3,8 км. Бригада П.Н. Назарова только в 1950 г. сэкономила 245 тонн топлива. И таких бригад становилось все больше. В последние годы пятилетки увеличился выпуск продукции в швейной мастерской, которая к тому же справила новоселье, переехав в построенное хозспособом в свое здание, что позволило освоить выпуск новой продукции - мужское пальто с меховым воротником, хлопчатобумажные мужские костюмы, брюки. Только в 1948 г. швейники произвели продукции на 85 тыс. рублей. С появлением средств покупались новые машины 21-22-го классов, электрические утюги. Возросло и количество работающих: к 1950 г. число швейников достигло ста человек.
В 1949 г. в Канаше появилась транспортная организация. На основании приказа Главного управления автотранспорта Министерства заготовок СССР от 11 февраля 1949 г. 18 февраля была создана Канашская отдельная автотранспортная рота "Союззаготтранс". Авторота обеспечивала перевозку сельскохозяйственных грузов, сырья, лесоматериалов из районов республики на станцию Канаш. Первые 100 автомобилей "ГАЗ-51" в состав автороты были получены с Горьковского автозавода 14 марта 1949 г. В марте 1950 г. была отведена постоянная территория под ремонтную базу и началось ее обустройство. Развитие народного хозяйства сопровождалось повышением жизненного уровня горожан. Важную роль в этом сыграло проведение в конце 1947 г. денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары, а также неоднократное снижение розничных цен на предметы массового потребления, повысилась заработная плата у рабочих и служащих. В Канаше постепенно налаживалось и жилищное строительство. В порядке индивидуального строительства было построено жилых домов площадью 11, 6 тыс. кв. м.
Образование и культура С ростом экономики больше стало уделяться внимания подготовке кадров, развитию материальной базы учебных учреждений. В 1946 г., после ликвидации хлопчатобумажной фабрики, вновь начались занятия в учебном корпусе педагогического училища. А в 1949 г. училище было преобразовано в учительский институт. Институт имел три отделения: языка и литературы, физико-математическое, естественно-географическое. Отделение языка и литературы имело в свою очередь два профиля: оно готовило учителей русского языка и литературы и отдельно - учителей чувашского языка и литературы.
С 1 января 1950 г. стало функционировать заочное отделение. В 1947 г. возвращена на постоянное место фельдшерская школа, которую вскоре переименовали в фельдшерско-акушерскую школу. В 1949 г. директором школы был назначен опытный хозяйственник, прекрасный педагог А.И. Иванов. Весомый вклад в подготовку специалистов в разные годы внесли преподаватели школы О.С. Доманова, Н.Я. Кузнецова, М.Г. Герасимова, Л.С. Дмитриева, Г.С. Павлова и др. В 1950 г. улучшилась учебная база финансового техникума. После капитального ремонта в общежитии, которое было построено в 1938 г., открылся новый учебный корпус, что позволило увеличить прием учащихся на учебу. Дальнейшее развитие получило железнодорожное училище № 2. В конце 1945 г. здесь была выпущена последняя группа девушек и с этого года в училище стали обучаться только юноши. В том же году женское общежитие переоборудовали под учебный корпус. Для учебных классов было построено еще одно здание. С 1948 г. учащиеся стали получать парадную и рабочую форму. Произошли перемены и в школе механизации сельского хозяйства: здесь начали готовить специалистов не только для Чувашии, но и для районов освоения целинных и залежных земель. 20 июля 1949 г. в республике ввели всеобщее обязательное семилетнее образование. Педагоги городских школ №№ 1, 2, 3, 13, 29 вели упорную и настойчивую работу по улучшению качества обучения и воспитания детей. В 1946 г. в Канаше вновь заработал Дом пионеров, а в 1951 г. - техническая школа (ныне станция юных техников). Еще 15 июля 1945 г. в Канаше открылась городская детская библиотека. Первой заведующей библиотеки стала А.С. Гузь. Ее книжный фонд был не велик - всего 200 книг. В 1949 г. книжный фонд возрос до 4464 экз. В 1946 г. справила новоселье городская библиотека, переехавшая в деревянное здание по ул. Ленина (ул. Кооперативная). Ее книжный фонд возрос до 3025 экз. В 1945 г. в Канаше появилось свое городское радио, когда городу дали две штатные единицы корреспондента-радиоорганизатора. Из воспоминаний Е.Н. Панченко, бывшего корреспондента городского радио: "Одна такая должность была предложена мне, вторую занял мой коллега - А.Ф. Каховский. Первое время мы были в штате Чувашского радиокомитета. Затем меня перевели в штат редакции городского радио. Условия работы были самые примитивные, не говоря уже о какой-то аппаратуре. Мы размещались в старом доме городской почты, что на ул. Железнодорожной, там нам отвели небольшую комнату, в ней был один простой стол, на котором установлен микрофон, и несколько стульев. Передачу вели рано - в 6 час. 15 мин. На работу приходили еще раньше. К этому же времени приходили к нам и выступающие перед микрофоном".
Здравоохранение, физкультура и спорт В годы четвертой пятилетки улучшилось медицинское обслуживание населения. В 1947 г. городской больнице передали глазную лечебницу. Через три года в Канаше открылся пункт переливания крови. В 1948 г. в Канаше была создана Госсанинспекция по санитарному обслуживанию. Первым госсанинспектором стал Л.А. Эльбарт, затем С.Р. Нестерова, которая в 1950 г. возглавила СЭС. В 1949 г. в составе горбольницы открыт противотуберкулезный диспансер. Первым главным врачом диспансера стал заслуженный врач Чувашской АССР Л.А. Эльбарт. Для приближения медицинской помощи к населению и повышения ее качества в республике начал проводиться в жизнь участковый принцип обслуживания больных. В 1950 г. в Канаше были созданы 4 участка (по 5 тысяч человек). Благодаря общим усилиям медицинских работников Канаша и республики к концу 1950 г. в Чувашии излечили последних больных трахомой. Оживилась в городе и физкультурно-спортивная работа. В чем существенную роль сыграл новый учительский институт, куда на работу приехали опытные преподаватели, умелые организаторы физической культуры и спорта. В институте был создан коллектив физкультуры. Он оказал большое влияние на спортивную жизнь Канаша. Студенты, а это были в подавляющем большинстве сельские юноши и девушки, с удовольствием занимались в спортивных секциях. Ну а сами преподаватели физкультуры показывали личный пример и были запевалами многих спортивных дел. Одним из лучших организаторов стал фронтовик, преподаватель физкультуры и военного дела М.М. Ковшов. Он долгие годы умело вел воспитание учащихся и пользовался большим авторитетом не только в Канаше, Чувашии, но и в России. Студенты учительского института успешно выступали на городских и республиканских соревнованиях. Среди них вырос талантливый спринтер А. Игнатьев, впоследствии ставший первым из спортсменов республики чемпионом, рекордсменом России, Советского Союза и участником летних Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки. Весомый вклад внес и вагоноремонтный завод, который подарил горожанам стадион "Локомотив". Стадион с первых же дней превратился в арену увлекательных поединков футболистов, городошников, легкоатлетов. А заводская футбольная команда "Локомотив" с 1950 г. стала выступать в первенстве республики.