г. Канаш Чувашской Республики

Перестройка экономики на социалистический лад

После семи лет первой мировой и гражданской войн хозяйство железнодорожного узла Канаша находилось в упадке. На запасных путях станции выросло целое кладбище паровозов, которые были разбиты и непригодны к эксплуатации, железнодорожные линии требовали ремонта. А тут еще неурожай 1921 г. добавил трудности.

Помощь голодающей Чувашии оказали московские рабочие. Советское правительство для более действенной организации общественной помощи прикрепило Чувашскую автономную область к Москве и Московской губернии. В августе 1921 г. была организована областная комиссия помощи голодающим, тогда же создали и областное управление по эвакуации населения.

В декабре 1921 г. в Чувашии было создано Московское бюро помощи голодающим. Московское бюро размещалось в Канаше и находилось в двухэтажном здании (на углу улиц Железнодорожной и Чебоксарской). Здесь же разместилось бюро Чувашской областной комиссии помощи голодающим. Эти организации проводили большую работу по оказанию помощи населению. Один из работников бюро Чувашоблпомгола В.Ф. Знаменский вспоминал: "Часто работали, не считаясь со временем, сутками, без отдыха…"

Продовольствие в адрес Чувашоблпомгола в основном поступало на станцию Канаш. Поэтому объем местной работы станции был значительным. В связи с увеличением количества прохождения поездов через станцию и ростом объема работ коллективу станции приходилось работать в исключительно трудных условиях, но он успешно справлялся с поставленными перед ним задачами. Об этом, в частности, свидетельствует сообщение, помещенное в бюллетене Народного Комиссариата путей сообщения 20 апреля 1922 г., где говорится: "Напряженно работает 5-ое отделение службы движения и особенно станция Канаш, которая при наличии всего 4-х станционных путей полезной длиной по 50 вагонов перерабатывает поезда на три направления с переделкой всех составов по весу и не тормозит движение…".

Всем служащим, мастерам и рабочим указанного участка от лица службы объявлена благодарность, а начальнику станции Канаш И.М. Фурмавнину выдана денежная премия в размере трехмесячного содержания (Иван Михайлович Фурмавнин работал начальником станции с 1919 по 1925 год).

А объем работ был большим. В 1921-1922 г.г. советское правительство и трудящиеся Москвы и Московской губернии безвозмездно передали Чувашии на семена около 2 миллионов пудов зерна, на питание трудящихся - 1,5 миллиона пудов хлеба, сахара, жиров, мяса, рыбы и другого продовольствия, полмиллиона пудов овощей и 11 миллионов рублей деньгами, на восстановление сельского хозяйства - 3 тысячи плугов, борон и другого инвентаря, много скота. Москвичи прислали в Чувашию обувь, одежду, мануфактуру, лекарства и т.д.

Провоз через станцию продовольственных и промышленных товаров притягивал и преступников. Проникая в склады, они пытались организовать хищение продовольствия и хлеба, запутывали отчетность, составляли фиктивные документы. Так, органами рабоче-крестьянской инспекции при ревизии Ибресинской и Вурнарской заготовительных контор была обнаружена недостача 9578 пудов хлеба, а в складах областной комиссии помощи голодающим на станции Канаш выявлена преступная группа. Все расхитители были арестованы и преданы суду.

Ужесточены были меры и на железнодорожном транспорте. 9 декабря 1921 г. издан декрет об организации вооруженной охраны на железнодорожном транспорте. Эта охрана появилась и на станции Канаш. Через два года на станции был создан аппарат уполномоченного облотдела ГПУ по Цивильскому и Батыревского уездов.

Благодаря принятым мерам постепенно улучшилось обеспечение населения продовольствием и весной 1922 г. Московское бюро было ликвидировано. К этому времени на станции была проделана значительная работа и по восстановлению хозяйства железнодорожного узла. В 1920 г. по линиям, примыкающим к Канашу, начали ходить более мощные паровозы серии "Э", что позволило поднять весовую норму грузовых поездов и несколько увеличить скорости движения поездов. В 1923 г. на средства, полученные в помощь голодающим, был достроен водопровод от реки Малый Цивиль, что улучшило водоснабжение в Канаше.

Железнодорожники планово начали проводить ремонт путей и подвижного состава. Расширяется паровозное депо. Это депо со складом топлива находилось на месте ныне существующего вокзала.

21 апреля 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В том же 1925 г. поселок Канаш был отнесен к числу городов. Население вновь образованного города по переписи 1926 г. составляло 2323 человека.

Эти важные для города события по времени совпали с завершением восстановления разрушенного народного хозяйства страны. Подъем экономики страны плодотворно влиял на развитие Канаша. В районе города растут лесозаготовки и первичная обработка лесоматериалов, увеличивается закупка сельскохозяйственных продуктов. В городе начинают действовать 4 паровые мельницы. Хозяйство железнодорожного узла к этому времени не только было восстановлено и доведено до уровня довоенного времени, но значительно усилено. В 1926 г. завершено строительство второй станции Канаш, после чего основная грузовая работа была перенесена на новую станцию. Однако тяговое хозяйство, включая склад топлива, еще по-прежнему оставалось в Канаше-I, что затрудняло эксплуатационную работу станции.

Рост экономики города и прилегающего района вызвал увеличение грузооборота станции. Он в 1926 г.составил по прибытию (выгрузка) 38.350 тонн, а по отправлению (погрузка) - 26.628 тонн.

В развитии экономики Канаша положительную роль сыграли промыслово-кооперативные товарищества и артели для ведения совместного производства, организации труда своих членов, снабжения материалами и сбыта выработанной продукции.

Первая артель в Канаше была создана в 1924 г. под названием "Пионер". В ней работало всего 10-15 человек, которые занимались пошивом и ремонтом кожаной обуви и выпуском валяной обуви. Все работы выполнялись вручную.

В 1926 г. организовалась артель "Гигиена", где работали шесть человек парикмахеров и два человека по ремонту часов.

В 1927 г. в Канаше появилась лесопромысловая артель "Дуб", занимавшаяся заготовкой и переработкой древесины. Эта артель несколько раз подвергалась реорганизациям. Она была обозной и кроватной фабрикой, затем стала заводом резцов.

Созданная в 1930 г. артель "1 мая" занималась изготовлением мебели. Она явилась первоначальной базой нынешней мебельной фабрики.

В последующие годы была организована артель "Красный воин", на ее базе чуть позже возник комбинат бытового обслуживания.

В 1935 г. открылась артель "Авангард", которая занималась пищевкусовым промыслом и заготовкой утильсырья. Затем открылись парикмахерская, зеркальное производство, хлебопечение, деревообработка. В 1936 г. в артели трудилось 45 человек.

С развитием промысловых артелей все более возрастает административное значение Канаша, который при проведении в Чувашии районирования становится центром Канашского района.

На первом районном съезде Советов, который состоялся с 1 по 2 октября 1927 г., был избран исполком Канашского района. Его председателем стал И.В. Етрухин, секретарем - С.А. Краснов.

С 27 по 29 октября 1927 г. прошла районная партийная конференция, которая избрала первым секретарем Канашского РК ВКП (б) И.И. Ильина, 2-4 ноября 1927 г. в клубе железнодорожников состоялась первая комсомольская конференция, в работе которой участвовало 95 делегатов, в том числе 9 девушек. Первым секретарем РК ВЛКСМ был избран П.К. Кузьмин.

24 марта 1931 г. состоялся первый районный съезд профсоюзов, тогда же началось образование женских организаций, впоследствии женсоветов. Первым руководителем женских организаций района была З.А. Андреева.

В молодом городе начинает быстро развиваться и торговля, которая в начале 1920 г. была слабо развитой. Так, в записке землемера отдела землепользования железной дороги Кузнецова от 10 августа 1920 г., сохранившейся в архиве Горьковской железной дороги, говорилось, что в то время в Шихранах не было регулярной кооперативной торговли. Рабочие и служащие железнодорожных организаций продуктами и другими товарами обеспечивались через вагон-лавку, которая приезжала из Казани один раз в месяц.

В 1921 г. в поселке открывается торговая база Чувашсоюза, а в 1924 г. было создано Канашское горпо (председатель И.С. Ястребов).

В 1926 г. в Канаше уже было 78 торгово-кооперативных контор, артелей, организаций, среди них 62 -частные.

Как отмечалось в отчете Канашского горсовета, в 1925 г. было выдано 836 патентов на торговлю. В городе находились филиалы всех торговых предприятий Чувашии, а также 9 филиалов из других регионов. Вот некоторые из них: "Селькредитпромсоюз", "Хлебопродукт", "Госсельсклад", "Чувашлесзавод", "Медторг", "Кожсырье", "Кожсиндикат".

С 1924 г. в Канаше регулярно стали проводиться ярмарки, на которые съезжались торговцы и покупатели не только Чувашии, но и из соседних областей.

К 1927 г. частная торговля частично ликвидирована и потребительская кооперация обеспечивала население товарами. Ее удельный вес в товарообороте достиг 69,9 проц., тогда как в 1925-1926 г.г. было лишь 28,3 проц.

В 1930 г. создано Канашское райпо, а в октябре 1935 г. все магазины райпо, находящиеся в Канаше, были переданы городу.

В эти же годы в Канаше сформировалась пожарная охрана. В 1924 г. была создана пожарная команда, которая размещалась по ул. Кооперативной. 26 октября 1925 г. было установлено круглосуточное дежурство в пожарном депо. Эта дата и стала днем организации в Канаше постоянной самостоятельной пожарной охраны.

В ходе восстановления народного хозяйства немало сделано и по развертыванию культурного строительства. Так, 20 августа 1918 г. учительская семинария преобразована в педагогические курсы с трехлетним сроком обучения. Педкурсы просуществовали всего два учебных года и с 1 декабря 1921 г. были преобразованы в педтехникум с сельскохозяйственным уклоном со сроком обучения четыре года. Педтехникум в таком виде работал до начала 1937 г.

Осенью 1922 г. Цивильское УОНО предоставило педтехникуму каменное здание бывшей земской школы, где была размещена базовая школа и где проводилась педпрактика.

В 1922 г. у западных стрелок станции Канаш в новом здании барачного типа открылась фабрично-заводская семилетка №13.

Культурным досугом горожан занимались 2 клуба - железнодорожный и гарнизонный, где работали кружки - драматический, музыкальный, художественный, шахматный и др., была железнодорожная библиотека.

Важнейшим участком культурного строительства являлось и здравоохранение. В 20-е годы еще не было возможностей начать борьбу за ликвидацию социально-бытовых болезней, т.к. все средства направлялись на восстановление экономики, улучшение материального положения населения. И все же в Канаше были сделаны первые шаги по развитию здравоохранения в самые трудные годы. В 1918 г. в бывшем доме купца Арефьева (позже там была детская больница) был открыт стационар на 18 человек, где первыми пациентами стали раненные красноармейцы.

По инициативе врача С.П. Казанкина в Шихранах в 1920 г. (в целях борьбы с тифом) открылся изоляционно-пропускной пункт и инфекционный лазарет для гражданского населения, а через два года - небольшая глазная лечебница на 10 коек, которая находилась по ул. Железнодорожной.

В 1921 г. в поселке были открыты первые детские ясли.

В 1924 г. в Канаше открылась амбулатория с одним врачом и фельдшером, через год - амбулатория для железнодорожников, затем шестой врачебный участок по приему жителей города. Железнодорожная больница находилась в здании, которое располагалось на месте нынешнего путепровода. В начале 1935 г. на этом месте начали строить новый железнодорожный вокзал. Здание больницы передвинули на то место, где ныне находится кожно-венерологический диспансер. Здание вокзала просуществовало до 1955 г., т.е. до строительства нового вокзала, который мы имеем сейчас.

В 1927 г. вступила в строй больница на 20 коек с 2 врачами. В этом же году постановлением ЦИК Чувашии при исполкоме райсовета был организован райздравотдел.

1 декабря 1927 г. в Канаше заработала первая аптека Чувашмедторга. В дальнейшем развитии аптечного дела в городе и районе немало сделал его организатор М.Л. Островский.

И уже в те годы острой проблемой стал жилищный вопрос: с ростом населения в Канаше все больше требовалось жилья. На каждую освободившуюся квартиру в горсовет поступало по 8-10 заявлений. В горсовет поступало много заявлений и по поводу выделения земельных участков на строительство жилых домов, лавок для торговли, на размещение складов, но из-за того, что городская черта (она оформилась лишь в 1927 г.) долгое время не была определена, строительство велось в основном за счет крестьянских хозяйств близлежащих деревень.

Почти на каждом заседании горсовета того времени ставился вопрос о благоустройстве города, о его санитарном состоянии. В отчетном докладе председателя горсовета П.И. Кузнецова за 1925 г., например, отмечается: "177 домовладений горожан разбросаны на сравнительно большой территории и найти нужный дом, улицу трудно, особенно приезжим, поэтому горсовет решил за счет горожан изготовить названия улиц и номера домов и они будут вывешены к 1 апреля 1925 года".

В отношении освещения Канаша председатель горсовета писал: "Дабы за отсутствием электричества, чтобы осветить в период весны грязные, заполненные лужами улицы города, предложено всем учреждениям установить напротив занимаемых помещений керосиновые лампы".

Горсовет неоднократно поднимал вопросы строительства электростанции, переходного моста через железную дорогу, водопровода, благоустройства прудов и строительства в городе дорог, замощенных камнем. Само здание горсовета в те годы находилось на ул. Свободы, 6.