Канаш в годы первых пятилеток
Первая пятилетка (1927/28 - 1931/32 г.г.) Для нашего города первая пятилетка явилась периодом создания основы для развития промышленности и транспорта. В мае 1928 г. началось строительство первой электростанции, которая была пущена в строй 7 ноября 1929 г. Находилась она на ул. Свободы, где сейчас расположена одна из мастерских городских электросетей. На ее строительство было израсходовано около 87 тысяч рублей. Впоследствии электростанция имела два дизельных генератора мощностью 100 кВт и снабжала электроэнергией железнодорожные организации, часть города и 13 близлежащих деревень. Протяженность электролиний составляла 85 км, из них высоковольтных - 30 км. Были построены 11 трансформаторных пункта, два - в Канаше, девять - в окрестных селениях.
В 1931-1932 г.г. началось строительство нового паровозного депо на станции Канаш-II. Теперь маневровые операции начали производиться в грузовом парке. Для улучшения регулирования движения поездов в 1931 г. образовалась служба сигнализации и связи Московско-Казанской железной дороги. Постепенно для путейцев организовали отдельную связь. После внедрения жезловой системы связь межстанционную и жезловую объединили и образовали дистанцию связи.
В 1929 г. начали строить машинно-тракторную мастерскую на окраине складского района станции Канаш-II. Выложив стены, одновременно монтировали оборудование и ремонтировали первые тракторы. Канашская машинно-тракторная мастерская обслуживала восемь МТС республики, хотя имела в парке всего лишь 15 тракторов. Здание мастерских впоследствии переоборудовали под маслозавод.
В 1930 г. в Канаше открылся убойный пункт, как будущая база мясокомбината.
Улучшается и транспортная связь Канаша с Чебоксарами, с районами республики. Так, 10 октября 1929 г. между городами Чебоксары и Канаш было открыто автобусное сообщение: два автобуса по 26 посадочных мест начали курсировать по этому маршруту. В зимнее время связь Канаша с Чебоксарами поддерживалась аэросанями.
Молодым автотранспортникам республики было трудно поддерживать регулярное сообщение из-за неудовлетворительного состояния дорог, кои были часто грунтовыми и после дождя становились непроходимыми. Поэтому республиканские власти к строительству улучшенных автомобильных дорог привлекали все население Чувашии. И одной из лучших таких трасс стала дорога Канаш - Чебоксары, засаженная лесопосадками.
С вводом в строй новых автомобильных дорог, мощенных камнем, увеличивалось и транспортное сообщение внутри республики.
В 1930-1931 г.г. справила новоселье пожарная команда Канаша, переехав в одноэтажное депо по ул. Свободы. К этому времени ее личный состав состоял из 18 человек при шести лошадях. Из Казани были получены два конных бочковых хода с ручным насосом и один бочковый ход.
В начальный период промышленного развития заметно сказывалось отсутствие опыта, недостаток специалистов. Для подготовки кадров весной 1928 г. в Канаше открылась школа строительного ученичества (стройуч) с двухгодичным сроком обучения, готовившая маляров-штукатуров,
кровельщиков, каменщиков, печников и столяров. Осенью 1928 г. Наркомтруд РСФСР направил в школу, в качестве инструкторов, несколько квалифицированных рабочих из Москвы и Казани. За пять лет эта школа подготовила более 100 квалифицированных рабочих.
В 1930 г. с такой же целью в городе открылись курсы с 2-3 месячными сроками обучения.
С 1930 г. страна переходит к начальному всеобучу, в связи с чем остро встал вопрос по подготовке учителей. Поэтому педтехникум дополнительно принял 89 учащихся. В 1930 г. здесь открывается новое отделение - дошкольное. Несколько групп первого курса временно разместили в здании Шихазанской школы II ступени, в 7 км от Канаша. Шихазанский филиал педтехникума просуществовал всего один год, летом 1931 г. он был переведен в город.
В 1931 г., наряду с очной формой подготовки учителей начальных классов, в техникуме ввели заочную форму обучения и сдачу экзаменов экстерном. Первый выпуск состоялся в 1934 г., заочное отделение окончило 9 человек.
Осенью 1931 г. по решению Наркомата финансов страны в Канаше был открыт финансовый техникум. Учебный корпус размещался в двухэтажном деревянном здании по ул. Железнодорожной, где ранее находилось высшее начальное училище. В нем было шесть классных комнат, сами учащиеся проживали в казарме военкомата.
В годы реконструкции народного хозяйства в республике развивалась и печать. В Канаше начала издаваться газета "За социализм". Первый ее номер тиражом 2000 экземпляров вышел 6 июля 1931 г. Подписал ее номер в свет временно исполнявший обязанности редактора работник райкома партии Григорьев. Со второго номера, который вышел 26 августа 1931 г., ответственным редактором газеты был Сергей Станюков. Эту должность он исполнял до 23 июля 1932 г.
Типография в Канаше открылась 6 ноября 1930 г. и находилась она на ул. Ленина (тогда так называлась улица Железнодорожная). Первым директором типографии был И.Г. Сыроедов, а с 1932 г. по 1947 г. ее возглавил Д.С. Бык, имевший 20-летний стаж работы в типографии. Предприятие специализировалось на выпуске газеты "За социализм" и бланочной продукции.
Заметные успехи достигнуты и в области здравоохранения. К началу первой пятилетки 47 проц. населения болело трахомой. Для борьбы с ней в 1927 г. в Канаше заработала глазная лечебница на 20 коек. В конце 1928 г. в городе были открыты краткосрочные курсы по подготовке трахоматозных сестер.
В 1929 г. началось, а в 1931 г. завершилось строительство глазной лечебницы на 120 коек. В 1931 г. в городе открываются специализированные отделения (хирургическое, терапевтическое, акушерско-гинекологическое и другие - всего на 75 коек), детская и женская консультации, санитарно-эпидемиологическая станция.
Благодаря принятым мерам снизился уровень больных трахомой к концу первой пятилетки (до 35 проц.).
Другим не менее важным успехом была ликвидация безработицы в Канаше. Рост экономики города положительно сказался и на росте численности населения. В 1931 г. в Канаше проживало 5,5 тыс. человек. Канаш в начале 1930 г.г. Наш город в эти годы был единственной железнодорожной станцией в Чувашии (!), через которую проходили две железнодорожные дороги: одна от Канаша на Арзамас и далее на Муром и Москву, а другая - в Казань, на Урал через Свердловск. Кроме железнодорожных линий, через Канаш проходили 5 трактов, из которых тракт Чебоксары-Батырево составлял основную магистраль. Наиболее интенсивное движение было по тракту Канаш - Чебоксары. Этот тракт был полностью замощен камнем. Несколько западнее города находился тракт Вурнары - Канаш, с северо-востока - тракт Канаш-Урмары, с юго-востока входил тракт Канаш-Батырево-Шемурша. А с востока проходил тракт Канаш-Янтиково. Уже в те годы наш город стал транспортным узлом в республике.
В 1933 г. автобусное сообщение по тракту Канаш-Чебоксары проходило 3 раза в сутки, а по тракту Канаш-Батырево всего 1 раз в сутки. По другим маршрутам автобусы еще не ходили. Автобусный парк находился в Чебоксарах, в Канаше был лишь небольшой гараж на одну машину, да одна бензино-заправочная колонка.
Внутригородского автобусного движения не было, не было и легковых автомашин, лишь в 1934 г. по легковой автомашине заимели строящийся ВРЗ и МТС.
Перевозкой людей и грузов занимался "Гужтрест", в подчинении у него было 20 лошадей, на базе которого впоследствии была создана автотранспортная контора.
Почта, телеграф, телефон, радио располагались в одном двухэтажном деревянном здании по ул. Ленина (так называлась тогда ул. Железнодорожная). Это здание находилось рядом с Госбанком (из-за ветхости ныне снесен). Прямая телеграфная связь существовала лишь с Казанью и Чебоксарами, а через них Канаш мог связаться с Горьким (Нижним Новгородом), Москвой и другими городами страны.
Телефонная станция была оборудована коммутатором на 100 номеров, из них в 1933 г. использовались лишь 63 номера. При телефонной станции имелся радиотрансляционный узел с 320 радиоточками. В 1934 г. была установлена более мощная телефонная трансляция для переговоров соседних районов с республиканским центром, а также с Горьким. Вся телеграфная и телефонная связь проходила по воздушным проводам, подземных кабелей еще не было.
В городе два техникума республиканского значения: финансовый и педагогический, где обучалось соответственно 230 и 367 человек. Из учебных заведений городского значения имеется школа-десятилетка, полная, средняя, переоборудованная в 1934-1935 учебном году из школы ФЗС с числом учащихся 1126 человек. Школа размещалась в 4-х зданиях, занятия проходили в две смены.
В 1934 г. построена школа №1 на 400 мест, которая работала в две смены.
На площадке при ВРЗ в 1934 г. открылась неполная средняя школа (ФЗО). Сеть дошкольных учреждений представлена одним детским садом на 37 детей, построенный в 1933 г. Из культурных учреждений - Дом соцкультуры по ул. Театральной, построенный в 1933 г., клуб железнодорожников по ул. Ленина (ул. Железнодорожная), 6 библиотек, а из физкультурных учреждений - стадион "Динамо" на ул. Комсомольской и стадион неподалеку от ВРЗ, построенный в 1934 г. и рассчитанный на 800 зрительских мест.
Местом гуляния и отдыха служила дубовая роща, находящаяся на юге от города. Этот массив представлял собой густо заросший дубовый лес в возрасте 30-40 лет. Его площадь составляла 27 га.
А каким был сам город? В те времена территорию города можно было разделить на две неравные части - меньшую северо-западную и большую юго-восточную. Северо-западная часть Канаша была почти целиком освоена городскими постройками. Земля же в южной части использовалась под сельскохозяйственные угодья, жилые строения находились лишь вдоль железной дороги (ул. Красноармейская) и только местами пересекаются проездами, вдоль которых начали формироваться улицы. Тип застройки тех лет - деревянные одноэтажные жилые дома, разделенные усадебными участками. Двухэтажных домов в городе всего 9 (!), а каменных зданий - 4. Это Госбанк (бывшее здание земской школы), электростанция, больница и машинно-тракторная станция, из коих только здание больницы имело 2 этажа, остальные - одноэтажные.
В Канаше 320 строений, из них частновладельческих - 226, кооперативных - 20,
муниципализированных - 74. В городе всего 21 улица с переулками с общей протяженностью 12,96 км. На этих улицах было … 12 световых точек. К 1934 г. замостили улицы Ленина (камнем), Советскую (шлаком), Свободы (наполовину камнем и шлаком), Красноармейскую (всю камнем, за исключением западной части), Новая стройка (в районе складов - шлаком).
Мощение улиц производилось местным известковым камнем, добываемом в районе, и кичажником, привозимым из-под Кибеч, а шлак брался с железной дороги.
Тротуары были деревянными и только на центральных улицах. В городе имелись три проезда через железную дорогу: один - у выселок Шихраны, второй - на ул. Комсомольской, а третий соединял ул. Ленина с базаром. Имелся 1 пешеходный мост через овраг у электростанции длиной 17,7 м (на ул. Свободы).
В 1934 г. горисполком размещался в одноэтажном деревянном здании по ул. Комсомольской.
Из имеющихся предприятий выделялась тракторная мастерская МТС, состоящая из ремонтного, сборочного, механического, кузнечного, заливочного и столярного цехов. В 1933 г. здесь отремонтировали 65 тракторов, 162 мотора, 2 сельскохозяйственные машины. Мастерская обслуживала 8 МТС.
Другим предприятием была типография, расположенная уже по ул. Ленинградской в небольшом деревянном доме. Типография имела наборный и печатный цеха, набор производился ручным способом. Для печатания использовались 2 машины - одна мощностью до 1000 оттисков в час и малая - до 500 оттисков в час. В 1934 г. в типографии печаталось 5 газет - 3 политотделовских, 1 районная и 1 заводская "На стройке", которую с мая 1937 г. переименовали в "Вагонник". В среднем в день выпускалось продукции до 300 руб. (в ценах тех лет). В типографии работало 11 человек и 3 служащих, большинство из них жило в общежитии при предприятии.
Будущий мясокомбинат в те годы представлялся убойным цехом, где работало 77 человек. Скот поступал с Канашской базы "Заготскот", мясо отправлялось в Москву. На ул. Свободы находилась небольшая мельница. Ее оборудование состояло из трех поставов и одного нефтяного двигателя. В сутки перерабатывалось 9 тонн зерна. Вследствие большой ее изношенности и малой мощности рядом начали строить новую вальцовую мельницу, которая вступила в строй в 1935 г.
Неподалеку от коммунальной электростанции работал квасной цех Чувашсоюза, где вырабатывался квас, морс, ситро. Позднее на его базе было создано напиточное предприятие.
На ул. Ленина (ул. Железнодорожная) находилась артель "Красный воин". Она имела пошивочное, сапожное, матрацное, веревочное, щеточное производства, хлебопекарню, фотографию, парикмахерскую. В артели трудилось 10 служащих и 45 рабочих. Артель не имела специальных зданий и ее производство было раскидано по городу.
Поскольку Канаш являлся единственным пунктом в Чувашии, имеющим развитый железнодорожный узел, то в нем разместилось 16 заготовительных и торгово-распределительных баз, кои располагались тогда в районе товарной станции Канаш-II, так называемом "Складском районе". Среди них особо выделялись "Заготзерно", "Союзплодовощ", "Семеноводсоюз", "Заготсено", "Маслопром".
Около депо, рядом с базой "Заготзерно", находился яично-птичий комбинат "Чувашсоюза", организованный в 1929 г. Комбинат вел заготовку, откорм и убой домашней птицы, заготовку яиц. Продукция в основном шла на экспорт, а часть - в Москву. В Канаше была и межрайонная конная база, которая располагалась рядом с военкоматом на ул. Красноармейской.
Произошли изменения и на железнодорожном транспорте: в 1934 г. по своим путевым устройствам станция разделилась на 2 станции: Канаш-I и Канаш-II. На первой обслуживались пассажирские перевозки, а на второй - грузовые. Железнодорожная станция имела свой водопровод, вода для которого бралась из реки М. Цивиль. Вода подавалась в водонапорную башню на станцию. Суточная подача воды равнялась 700 куб. м., а в ненастную погоду мощность увеличивалась до 1000 куб. м.
Вода с этого водопровода отпускалась также больнице (20 куб. м.), в городской душ (20 куб. м.), ВРЗ (до 100 куб. м.). В резерве была еще одна старая водонапорная башня (построенная в 1892 г.). Ну а большинство горожан пользовались колодцами, коих насчитывалось до 100. Для стирки белья использовались 3 городских пруда.
В те годы заметно возрос грузооборот станции. Если в 1926 г. он составлял 65 тыс. тонн, то в 1933 г. - 137 тысяч. Характерной особенностью грузооборота являлось преобладание отправляемых грузов. В то время Канаш был пунктом, стягивающим сельскохозяйственное сырье для дальнейшего его переотправления. Да и многие базы ориентировались на это.
Что касается местной торговли и общественного питания, то в 1934 г. большинство торговых точек находилось на улицах Кооперативной и Ленина. Наиболее крупными торговыми организациями были Горпо, Лесрабкооп, Горт, инвалидская кооперация. Среди них развитую торговую сеть имело Горпо. В городе был один колхозный базар, территория его была не замощена и в дождливую погоду представляла труднопроходимое место.
В 1934 г. сеть общественного питания представляли 7 столовых. Для обеспечения хлебом горожан работала пекарня Горта мощностью 1,2 тонны хлеба в сутки.
В 1934 г. на ул. Ленина появился больничный городок районного значения, состоящий из трахоматозного института на 120 коек, участковой больницы на 30 коек, аптеки и инфекционного барака на 20 коек с баней и дезкамерой. При станции Канаш-II работала железнодорожная амбулатория.
Зарождалась в Канаше и коммунальная служба. В городе работали 2 бани. Одна из них, построенная в 1932 г., находилась в деревянном здании у электростанции, где в сутки могли помыться до 500 человек. Другая - железнодорожная - была неподалеку от вокзала в каменном одноэтажном здании. Ее пропускная способность - 24 человека в час. В 1939 г. на ул. Ленина построена новая баня (ныне она баня №1).
На ул. Ленина находился и Дом колхозника - гостиничный дом с номерами. В то время в Канаше еще не было прачечных, отсутствовала и канализация, все стоки стекали в близлежащие овраги.
Таким был наш город.
Вторая пятилетка (1933-1937 г.г.) Новая пятилетка оказалась судьбоносной для Канаша: в городе началось строительство вагоноремонтного завода. Эта крупнейшая новостройка была включена в титульный список строительства заводов Наркомата путей сообщения СССР. Со сдачей в строй завод должен был ремонтировать 6 тысяч товарных вагонов в год. Впоследствии производственные мощности фактически в 2 раза превысили проектные наметки, достигнув 12 тысяч отремонтированных вагонов в год. По плану также предусматривалась реконструкция Канашского железнодорожного узла.
Вагоноремонтный завод возводило строительное управление треста "Заводстрой" Наркомата путей сообщения (первым директором завода был М.В. Мокеев, чуваш). Из разных городов страны трест направил в Канаш квалифицированные кадры. Для налаживания производства на новом предприятии с Перовского завода на должность главного инженера и начальника вагоносборочного цеха прибыли И.В. Новожилов и М.Д. Черноног. Алатырский и Муромский паровозоремонтные заводы прислали опытных специалистов.
Сооружение такого большого завода не могло оставаться только узковедомственным мероприятием. Оно стало делом всех республиканских и районных партийных, советских и хозяйственных органов. Был объявлен "Поход на стройку ВРЗ!"
В целях организованного набора рабочей силы к строительству завода были прикреплены Канашский, Цивильский, Урмарский и Ибресинский районы. Все это в конечном счете увеличивало число строителей. Например, на 1 января 1935 г. их было 1884 человека.
Большую помощь строителям оказывали близнаходящиеся колхозы. Например, в начале 1934 г. для ускорения закладки железнодорожных путей колхозники Канашского района вывезли 15 тысяч возов песку. Весной и летом 1935 г. колхозники Канашского и Шихазанского районов своевременно доставили строительные материалы для сооружения плотины на реке Малый Цивиль.
В результате самоотверженного труда строительная программа 1934 г. была выполнена уже к 7 ноябрю. Было освоено более 10 млн. рублей (122, 4 проц. основного плана). Республика еще не знала таких высоких темпов строительства.
"Ровно 7 месяцев назад, 26 марта, мы приступили к строительству завода. Завод рассчитан на производство капитального ремонта 6,500 большегрузных вагонов в год… В этом году мы должны были построить временные жилища для рабочих, корпус главного товарного комбината и теплоэлектроцентраль.
Что мы имеем на сегодняшний день? Построено 27 домов для рабочих, имеем свою столовую, пекарню, овощехранилище, ларьки, магазины. Построили большой стадион. Приступили к покрытию крыши корпуса главного цеха. Закончили строительство лесосушилки. Построили временную силовую электростанцию, которая сегодня несколько часов назад дала первый ток. На 1 октября годовую программу строительства мы выполнили на 83 проц.
… И с первых же дней строительства мы взялись за организационно-массовую работу. Из 1660 рабочих соревнуются 1080 человек. Из 133 бригад 103 систематически выполняют план," - из выступления начальника строительства ВРЗ В.В. Дульчина 21 октября 1934 г. на первом республиканском слете рабочих - ударников.
Да, именно стахановские методы работы позволили уже в августе 1935 г. отремонтировать первые 8 крытых вагонов, а 14 января 1936 г. сдать в эксплуатацию первую очередь завода.
В апреле 1936 г. начальник управления строительства В.В. Дульчин за успешную сдачу в эксплуатацию первой очереди завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
На строительстве ВРЗ отличились многие рабочие. Так, газосварщик Ф.Кузьмин, столяр М. Кисляков, электросварщик М. Козлов, штукатур Д. Серков и др. , рационально используя рабочее время, в несколько раз перекрывали старые нормы. Работая по-новому, стахановскими стали ударные бригады бетонщиков М. Ахметзянова и С. Гладкова, бригады плотников Н. Косаренко и М. Кошкина.
Если в январе 1936 г. среди производственных рабочих было 94 стахановца, то в конце года - 159, а во-второй половине 1937 г. - 264.
Движение новаторов становилось все более массовым. Из числа молодых рабочих выросли такие известные стахановцы как кузнец И.Н. Кукляев, токарь С.Г. Григорьев, слесарь В.С. Горячев, электросварщик В.А. Алексеев, станочница древцеха Е.А. Антонова.
Вместе с заводом на пустыре, недалеко от новостройки, появился рабочий поселок, застроенный 26 двухэтажными бараками. Стройными рядами домов протянулись четыре улицы: Ильича, Горького, Трудовая, Октябрьская.
В 1933 г. Горьковским "Крайпланом" был разработан генеральный план развития г. Канаша на ближайшие годы. По этому плану намечалось в западной части города, в чистом поле, изрезанного оврагами, построить соцгородок. И в 1935-1939 г.г. здесь были построены три четырехэтажных жилых дома (№№ 33, 35, 37 по пр. Ленина) с центральным отоплением, канализацией и водопроводом, детские ясли, амбулатория, школа. С рождением соцгородка изменился и облик Канаша: появились благоустроенные улицы, первые городские кварталы.
Одновременно с ВРЗ строились другие предприятия. Так, в 1934 г. заработал Канашский кирпичный завод, а в 1935 г. - горпромкомбинат, пекарня Горпо, электростанция инкубаторской станции.
В 1934-1937 г.г. вступили в строй мельница (на ул. Свободы), элеватор, хлебозавод, маслозавод, цех красильного и жестяного производства, позже цех стал литейно-сварочным заводом, в 1935 г. выпустила свою первую продукцию пряничная фабрика. На базе убойного пункта в 1937 г. начал работать колбасный цех.
Произошли изменения на железнодорожном транспорте. В 1932 г. было построено новое здание локомотивного депо на станции Канаш-II, а в связи со строительством ВРЗ на станции Канаш-II уложены еще несколько дополнительных станционных путей. В этот период станция Канаш-II окончательно переключается на обслуживание грузового, а Канаш-I - пассажирского движения.
В годы второй пятилетки была расширена городская электростанция и мощность ее генераторов составила 140 кВт, а дизелей - 220 л.с. В эти же годы ряд промышленных артелей разукрупнились и стали действовать как самостоятельные единицы. Например, в ходе реорганизации появилась промартель им. Сталина, которая начала специализироваться на выпуске обозного инвентаря и столярных изделий. На базе артели "1 мая" были построены цеха, где стали выпускать столярную мебель.
В конце 1935 г. был утвержден проект строительства железной дороги от Канаша до Чебоксар, а 29 декабря 1936 г. приступили к ее строительству протяженностью 105 км. Дорога строилась с учетом развития экономики северных районов республики.
В июне 1936 г. организовалась Горьковская железная дорога и при ней был создан отдел военизированной охраны, где неусыпную службу несли в основном мужчины. Под охрану были поставлены переезды, станции, мосты.
5 октября 1937 г. в Чебоксарах образовалась Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) из 9 человек. Инспекция обслуживала и наш город.
За годы пятилетки укрепилась материальная база и пожарной команды Канаша. В 1933 г. ее штат увеличился до 44 человек при 8 лошадях. В 1934 г. пожарным выделили мотопомпу на двухколесном ходу, которую затем по инициативе начальника команды М.И. Ковшова приспособили на четырехколесный ход, в штате появилась должность моториста. В 1936 г. поступила первая пожарная машина ПМГ-1.
15 апреля 1936 г. в городе был образован Горкоммунхоз, куда входили две бани, прачечная, дом приезжих, контора санитарной очистки города и подсобное хозяйство.
Во второй пятилетке дальнейшее развитие получило народное образование. В 1934 г. состоялся первый выпуск в финансовом техникуме и 101 финансист, получив диплом, приступил к работе. Через три года техникум был расширен за счет Горьковского финансового техникума.
Укреплял свою материальную базу педтехникум: в 1934 г. было построено 2 - этажное деревянное общежитие на 225 мест. В 1936 г. началось строительство 2 - этажного кирпичного учебного корпуса по ул. Б. Хмельницкого (ныне ул. "30 лет Победы"), которое построили в 1938 г. Деревянное здание бывшей семинарии переоборудовали под общежитие на 120 мест.
7 января 1937 г. педтехникум поменял свой статус, став педагогическим училищем, ему было присвоено имя русского революционера-демократа, педагога Н.А. Добролюбова. В училище открываются дошкольное отделение и заочное отделение по подготовке учителей школ I ступени.
Забота была проявлена и к детям рабочих, строящих ВРЗ. Для детей решили открыть школу. По ул. Октября (около завода) стояло одноэтажное здание, которое, в целях экономии средств, отдали в распоряжение школы. И 15 августа 1934 г. была открыта школа, ее директором назначили Т.П. Парамонова. В школе-семилетке стали учиться около 500 учеников.
В 1935 г. по ул. Трудовой было построено 2-этажное здание, куда и переехала эта школа. В 1936 г. школа перешла в ведение Казанской ж.д. В 1937 г. ее переименовали в среднюю школу № 29. Тогда в 10 классе обучалось всего 14 учеников.
В 1939 г. начато строительство нового школьного здания на 280 мест в центре города (по ул. Чкалова), а в марте 1940 г. в новой школе начались уже занятия. По Казанской ж.д. школа № 29 считалась одной из лучших. До войны она успела сделать четыре выпуска. В старом же здании разместилась будущая школа № 64.
В 1939 г. построили новое 2-этажное здание для школы № 13 по ул. Пушкина, которая до 1939 г. была восьмилетней школой. До 1935 г. ее возглавлял М. Хнытченко, а с 1935 г. - Д. Муравьев. В 1936 г. открылась вечерняя школа для рабочих ВРЗ, в этом же году заработала неполная средняя школа по ул. Ленина (школа № 3).
За счет созданной учебной базы в последнем году второй пятилетки в Канаше был осуществлен переход ко всеобщему семилетнему образованию.
Определенная работа проводилась по оказанию лечебно-профилактической помощи населению в борьбе с трахомой. Так, в 1933 г. на базе глазной лечебницы был организован научно-исследовательский трахоматозный институт Наркомздрава Чувашии, где под руководством профессора В.В. Чирковского началась подготовка врачей - окулистов, фельдшеров и медсестер.
1 июня 1934 г. в Канаше, как и по всей республике, началось всеобщее диспансерное обследование населения на трахому, что позволило установить контроль за лечением каждого больного. По мере роста материальной базы и кадров медицинских работников борьба с трахомой улучшалась с каждым годом. Лечение каждого больного проводилось в обязательном порядке.
Наряду с подготовкой специалистов по борьбе с этой болезнью готовились медицинские кадры по многим профессиям. Например, в 1933 г. в Канаше открылись курсы ясельных медсестер, и к 1935 г. все детские учреждения были обеспечены специалистами.
20 октября 1935 г. при горбольнице по инициативе заведующего райздравотдела Е.А. Першева (с 1929 по 1933 г.г. райздравотдел возглавлял Л.А. Эльбарт) открываются курсы медицинских сестер. На курсах обучалось 44 человека, т.е. всего одна группа. Директором этих курсов стал Е.А. Першев. В августе 1936 г. курсы медсестер преобразованы в школу ясельных сестер, где обучалось уже 110 учащихся. Кроме того, в 1933-1936 г.г. на базе горбольницы был создан учебно-производственный пункт по подготовке специалистов по уходу за больными, трахоматозных сестер, лаборантов, дезинфекторов и др. Это позволило к 1940 г. все лечебно-профилактические учреждения города укомплектовать средним медицинским персоналом и подготовка кадров в учебно-производственном пункте была прекращена.
С 1935 г. в Канаше начала работать противомалярийная станция.
Во второй пятилетке немало сделано и в культурно-просветительной работе. Например, при клубе ВРЗ (а он находился на месте нынешнего ЗАО "Полимерстройматериалы") работали хоровой, литературный, чувашский и русский драматические кружки, был создан духовой оркестр. Еще в 1933 г. для строителей ВРЗ открылась профсоюзная библиотека, которая в 1938 г. имела более 10 тысяч томов различной литературы.
В 1937 г. при Доме соцкультуры (по ул. Театральной) открылась городская библиотека.
В организации досуга горожан посильный вклад вносили и учащиеся педагогического училища. В те годы училище было культурно-просветительным центром. По воспоминаниям выпускников тех лет, они после уроков часто в клубах проводили беседы, лекции, ставили спектакли. Учителя и учащиеся вели разъяснительные беседы среди населения по борьбе с трахомой. В 1928 г. в учебный план был введен новый курс "Трахома и борьба с ней".
8 декабря 1937 г. в Канаше побывал знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза В. Чкалов. Валерий Павлович приехал в наш город на встречу с избирателями накануне выборов депутатов Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа. Тогда в состав этого округа входила и Чувашская АССР. Выборы состоялись 12 декабря 1937 г. и летчик стал депутатом.
Постепенно в нашем городе начинает развиваться спорт. В начале 30-х годов в Канаше открывается лыжная база, где можно было взять напрокат лыжи.
В учебных заведениях, на предприятиях большой популярностью пользовались шахматы и шашки. Большое оживление в физкультурно-спортивную жизнь города внесла сдача норм ГТО. 11 марта 1931 г. Всесоюзный совет по физической культуре и спорту утвердил комплекс "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО) первой ступени, в 1932 г. - вторую ступень комплекса ГТО с более высокими зачетными требованиями по 25 нормам.
В 1934 г. утвердили ступень "Будь готов к труду и обороне СССР" (БГТО) для школьников. Утверждение этих комплексов дало мощный толчок к развитию физкультурного движения. В программах по физическому воспитанию в школах, техникумах, трудовых коллективах основной ориентир был сделан на подготовку значкистов ГТО.
Значок ГТО стал символом бодрости, силы, ловкости. В спортивные кружки потянулись девушки и юноши. Значкист ГТО был их кумиром, да и награждение значком было в то время большим спортивным праздником.
В Канаше с каждым годом становилось все больше спортивных кружков. Молодежь охотно занималась легкой атлетикой, лыжным спортом, играла в футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Интересно проходили соревнования в учебных заведениях, на городских стадионах. Например, в педагогическом училище регулярно проходили соревнования по футболу, волейболу, шашечные турниры.
На стадионе ВРЗ работали футбольная и волейбольная секции. Центром здоровья постепенно становилась и дубовая роща. Словом, было в Канаше где работать, учиться и отдыхать. Ну а в результате успешного выполнения второго пятилетнего плана были созданы хорошие предпосылки для дальнейшего роста экономики.
Третья пятилетка (1938г. - июнь 1941г.) В новой пятилетке намечалось завершить строительство вагоноремонтного завода, железнодорожной линии Канаш-Чебоксары, ТЭЦ ВРЗ мощностью 5,5 тыс. киловатт, а также механизированную пекарню, швейную фабрику. И намеченные планы успешно выполнялись. Так, менее чем за год, с середины 1937 г. по 4 июня 1938 г., был уложен основной путь (протяженностью 101,5 км) железнодорожной линии Канаш-Чебоксары. В августе 1938 г., по окончании укладки основного пути, началась перевозка коммерческих грузов, а в декабре - грузовое движение.
Для открытия пассажирского движения Муромский узел Казанской железной дороги прислал вагоны с бригадой лучших проводников. Первая пробная поездка состоялась 20 января 1939 г. На перрон временного вокзала станции Чебоксары прибыл первый пассажирский поезд, который вел машинист локомотивного депо станции Канаш К.К. Каменский. А с 21 января открылось уже регулярное пассажирское движение.
С пуском этой линии улучшилась связь Канаша с большинством районных центров. Только в 1939 г. поезда перевезли между Канашом и Чебоксарами 186,6 тыс. тонн груза и 182,5 тыс. пассажиров.
В те времена на железнодорожном транспорте существовало ограничение скорости: нельзя было следовать со скоростью более 25-30 км в час. Но канашские машинисты Е.Г. Девяткин, М.Г. Николаев, Ф.Т. Тимофеев, Г.В. Васильев и другие ломают устаревшие нормы и на участке Канаш-Шумерля начинают водить грузовые поезда на высоких скоростях.
К 1939 г. паровозное депо становится основным, имея свой приписной парк паровозов и свою ремонтную базу. В чем немалая заслуга начальника депо Е.Г. Петрова, работавшего в этой должности с 1933 по 1937 г.г.
В годы третьей пятилетки большое внимание уделялось дальнейшему укреплению и развитию энергетической базы Канаша. Ставилась задача ликвидировать имеющуюся диспропорцию между уровнем развития промышленности и производства электроэнергии. Электроэнергию города ожидалось увеличить за счет строительства ТЭЦ ВРЗ, которая 28 октября 1938 г. вступила в строй, а 2 ноября дала электроэнергию потребителям Канаша. Ввод в действие электроцентрали имел огромное значение как для завода, так и для всего города и района.Появление современной по тому времени энергетической базы позволяло в последующие годы поднять экономику на более высокие рубежи.
В 1938 г. в нашем городе появился мясокомбинат, убойный пункт стал предприятием, а летом 1940 г. открылась мастерская по индивидуальному пошиву одежды. Первым ее организатором и директором был уважаемый в городе И.Д. Данилов. Своего помещения у мастерской не было, его арендовали у вагоноремонтного завода. Это деревянное здание стояло на месте нынешней детской больницы по ул. К. Маркса. В кое-как приспособленном помещении работали 24 портнихи. В 1940 г. мастерская выпустила продукции на 9 тысяч рублей.
В 1940 г. полностью был принят госкомиссией вагоноремонтный завод. В этом же году пряничная мастерская стала кондитерской фабрикой.
Успехи на производстве во многом достигались за счет развития многопрофильных соревнований. В конце 30-х г.г. в Чувашии быстрыми темпами началось движение многостаночников и за овладевание одним рабочим нескольких специальностей. И одним из первых многостаночников стал фрезеровщик ВРЗ И.Ф. Осипов. Его примеру последовали другие.
В 1939 г. зародилось движение за совмещение профессий. Овладевание двумя-тремя специальностями помогало выполнять различные работы, уплотняя рабочее время и высвобождая подсобных рабочих. Только за счет совмещения профессий, например, было уменьшено число рабочих на ТЭЦ ВРЗ в 1939 г. на 20 человек.
Коллективы предприятий принимали соцобязательства по досрочному выполнению намеченных планов, по улучшению качественных показателей и поднятию производительности труда. Все это, в конечном итоге, способствовало успешному выполнению производственных заданий. В частности, план 1939-1940 г.г. промышленность Канаша выполнила по всем технико-экономическим показателям. Высокие темпы роста объема производства сохранились и в 1940 г. Вагоноремонтный завод, например, за одиннадцать месяцев перевыполнил годовой план на 20 проц. Завод стал в Чувашии ведущим предприятием не только по численности рабочих, но и по своим технико-экономическим показателям. Выработка на одного рабочего в 1939 г. возросла на 25 проц. против 1938 г., а в 1940 г. средняя производительность труда составила 169,2 проц. к плану. В первом квартале 1941 г. завод выпустил продукции на 71,7 проц. больше против соответствующего периода 1940 г.
В том, что промышленность и транспорт в годы третьей пятилетки добились значительных успехов, сказались отчасти и мероприятия советского правительства по укреплению трудовой дисциплины. 26 июня 1940 г. был принят Указ "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений".
Как говорится, при таких драконовских мерах не добиться высоких экономических рубежей просто невозможно.
Интересен и другой вопрос - как партийно-государственному руководству на протяжении 30-х годов удавалось поддерживать трудовой энтузиазм значительной части советских людей, держать их всех в состоянии повышенной мобилизационной готовности? Думается, ключевым фактором было тотальное идеологическое манипулирование, создавшее у многих людей чувство хозяина своей страны, а точнее иллюзию этого чувства. Помноженное на революционные традиции, русский патриотизм и "подкрепленное" массовыми репрессиями, оно побуждало население идти на материальные жертвы ради создания мощной индустриальной державы, ради "светлого" социалистического будущего. Страх за свою жизнь, семью или карьеру не только служил мощным стимулом к труду, компенсировавшим недостаточную материальную заинтересованность, но и делал людей невосприимчивыми к любой информации, разрушавшей основы официальной идеологии.
Ну а партийным организациям на местах во главу угла их деятельности ставились задачи всемерного повышения инициативы и трудовой активности масс, развития социалистического соревнования и уплотнения рабочего дня, что и делалось.
Тридцатые годы остались в памяти народа не только как годы подъема экономики, но и как годы жестоких сталинских репрессий.
Судьбы людей в 1930-ые годы вершила особая тройка. По постановлению спецтройки, действовавшей при НКВД, в 1936-1937 г.г. и последующие годы по ложному обвинению подвергались репрессиям все инакомыслящие люди. Малейшие ошибки и упущения стали расцениваться как вредительство или диверсионное злодеяние. Карьеристы под флагом самокритики и бдительности клеветали на безвинных работников.
А сколько было исковеркано людских судеб в ходе коллективизации …
Нелегко жилось и колхозному крестьянству. Что ни год, то для них проводились всевозможные хозяйственные кампании. Кампанейски проводились хлебо-, картофеле-, мясозаготовки, заготовка семян конопли, пеньковолокна, хмеля и т.д. Все это изымалось у колхозов и населения по очень низким ценам под видом выполнения твердого задания. Для сбора яиц в деревнях, например, назначались специальные "корзинщики".
За содержание скота, наличие плодовых культур приходилось платить большие налоги. Душили крестьян ножницы цен. Например, за 1 кг печенья сельский житель платил 7 руб. 40 коп., тогда как за 1 кг сданной пеньки государство платило колхозам и единоличникам всего лишь … 4 копейки. Между тем, договоры о сдаче сельчанами зерна и сельхозпродуктов были обязательными. Закупки осуществлялись через сельпо. Сдаче подлежали практически все продукты: шерсть, шкуры, молоко, мясо, яйца, мед, хмель. В сущности, сельские жители находились в положении крепостных у тоталитарного государства, созданного Сталиным.
Несмотря на все трудности и лишения, люди верили в лучшее. На это нацеливала и партийная идеология, да и меры принимались по облегчению жизни простых граждан. В эти годы была завершена ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, расширилась подготовка квалифицированных кадров. В частности, в педагогическом училище в 1939-1940 учебном году на двух отделениях обучалось очно 435 и заочно 358 учащихся. Увеличению количества учащихся способствовало улучшение материальной базы училища: в 1938 г. вступило в строй новое 2-х этажное кирпичное здание. В 1939 г. был построен учебный корпус фельдшерской школы и в Канаше открывается новое учебное заведение по подготовке медицинских работников.
В 1936 г. в Канаше появилась школа механизации сельского хозяйства. Эта школа вначале находилась в Чебоксарах, но в мае 1936 г. ее перевели в Канаш. Ее разместили в здании бывшей совпартшколы на территории бывшего военного городка. Вскоре для расширения учебной базы ей передали ликвидированное хозяйство ВРЗ в с. Янгличи, где начали обучаться группы комбайнеров и бригадиров тракторных бригад. Сначала это был филиал, а с 1938 по 1939 г.г. филиал преобразовали в Янгличскую школу механизации. В 1940 г. эти школы объединили и до начала войны только одна Канашская школа готовила кадры для сельского хозяйства.
1 декабря 1940 г. в Канаше начала работать школа ФЗО с шестимесячным сроком обучения. Здание учебного корпуса школы находилось в ремонтных мастерских ВРЗ. Одновременно на базе вагоноремонтного завода было открыто железнодорожное училище, где готовились кадры более основательно, так как учащиеся обучались в течение двух лет.
Развивалось и здравоохранение Канаша. В 1938 г. при городской больнице открылся специализированный пункт скорой и неотложной помощи с 1 санитарной машиной. 16 сентября 1939 г. его преобразовали в станцию медицинской скорой помощи.
В 1938 г. был организован 3-й санитарный участок в подчинении Горьковской ж.д., который располагался по ул. Канашской. В 1940 г. штат участка увеличился до 12 человек. Первым начальником будущей железнодорожной СЭС стал М.Я. Чесов.
В 1940 г. при амбулатории ВРЗ открылся стационар на 50 коек.
Поменял свой статус и научно-исследовательский трахоматозный институт. В 1938 г. его переименовали в филиал Государственного глазного института имени Гельмгольца и перевели в Чебоксары.
В развитии здравоохранения в годы предвоенных пятилеток много сил и труда вложили врачи Р.Н. Зефиров, Л.А. Эльбарт, А.И. Ананьев, А.З. Якимов, Н.Е. Евдокимов, В.В. Федосов, М.В. Баймекова и многие другие.
В 1938-1941 г.г. правительство страны приняло ряд мер, направленных на повышение качества обучения и воспитания в школах, в организации досуга детей. В результате их осуществления постепенно повышалась успеваемость учащихся. А в новогодний праздник 1941 г. в Канаше открылся Дом пионеров по ул. Красноармейской. 250 ребят собрались в просторном здании, которое до революции принадлежало купцу Абалымову, на свой праздник. В Доме пионеров под руководством директора А.С. Гузь для ребят заработали юннатский, хоровой, стрелковый, акробатический, мотоциклетный кружки.
Радовали своими успехами и спортсмены. Так, на первой летней спартакиаде республик Поволжья и Урала, проходившей в 1937 г. в Чебоксарах, И. Ушаков стал победителем в метании гранаты (69 м 92 см), а Канашская школа механизации за успехи в работе по физическому воспитанию молодежи и населения в 1940 г. завоевала право участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В предвоенные годы в Канаше большой популярностью пользовались секции по легкой атлетике, футболу, волейболу, баскетболу, велосипедному спорту, лыжам и др.
Массовое увлечение спортом привело к открытию физкультурных организаций не только в учебных заведениях, но и в трудовых коллективах. Одна из них была открыта в 1937 г. в Канашской артели промкооперации "Авангард", которая сразу же заявила о себе: 7 сентября 1938 г. спортсмены "Авангарда" заняли второе общекомандное место в республиканских соревнованиях по легкой атлетике, а в феврале 1939 г. они уверенно первенствовали в республиканских соревнованиях по лыжам.
В 1939 г. за успехи в развитии физической культуры артель наградили грамотой ДСО "Спартак". Спортсмены "Авангарда" одержали победу и в феврале 1940 г. на республиканских соревнованиях среди коллективов физической культуры, им был вручен переходящий приз "Ворошилов на коне". Немало наград было на счету и у спортсменов вагоноремонтного завода, депо.
О том, каким же стал наш город за годы пятилеток, хорошо сказано в докладе председателя Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомова на юбилейной сессии Верховного Совета республики 23 июня 1940 г.: "Канаш, бывший пристанционный поселок, за годы Советской власти вырос в город с населением свыше 18 тысяч человек. В городе выстроены и работают крупнейший вагоноремонтный завод, мясокомбинат, кондитерская фабрика, кирпичный завод и много предприятий кооперативной, районной промышленности. В городе 3 техникума, 3 средних школы, поликлиника, больница, Дом культуры, благоустроенная баня, электроосвещение, мощеные улицы вместо грязных дорог в прошлом".