И пролегла стальная магистраль
В июне 1890 г. в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. Трассу будущей дороги избрали через сложившиеся торговые и промышленные пункты, какими являлись старинные города Саранск и Алатырь, хотя были еще три варианта прокладки трассы, но все они предусматривали одно и то же направление от Алатыря до Казани. При выборе направления дороги учитывались лесные богатства и черноземные, богатые хлебом, районы.
15 июня 1891 г. выходит распоряжение императора России Александра II, разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительным работам от Рязани до Казани и отчуждать земли, потребные для сооружения новой железнодорожной линии.
Эта линия проходила по территории Цивильского уезда, включая земли, где находилось селение Шихраны.
На постройку намеченной дороги предстояло привлечь большое количество рабочей силы, ибо весь громадный объем работы предстояло выполнить вручную. Акционерному обществу нужна была немалая рабочая сила. Из циркуляра Казанской губернской земской управы в Цивильскую уездную земскую управу по вопросу строительства Рязанско-Казанской железной дороги от 22 августа 1891 г.: "Строитель Рязанско-Казанской линии Рязанской железной дороги инженер Антонович 11 августа уведомил губернскую управу, что к сооружению Рязанско-Казанской железной дороги будет приступлено осенью текущего года, а именно будут производиться следующие подготовительные работы: рубка и разработка лесов, пересекающих проектированную линию железной дороги, забивка свай и шпунтовых рядов и на мостах, плотничные на них работы, заготовка шпал, развозка шпал и рельсов, заготовка и развозка камня и кирпича, кроме сего будут начаты еще земляные работы.
Ко всем указанным работам за исключением земляных, будет исключительно привлечено местное население…
Но, желая привлечь к возможно широкой степени местное население и к земляным работам, г. Антонович полагал бы производить их на следующих началах: подрядчиков приглашать, по возможности, местных, в виду того, что они шире воспользуются трудом местных рабочих, … лишь в случаях недостатка в местных подрядчиках работы будут сданы пришлым подрядчикам, но сим последним будет вменяться в непременную обязанность производить эти работы преимущественно трудом местных рабочих путем найма их на поденную работу или сдачи работы артелям рабочих сдельно…" (ЦГА ЧР, ф.14, оп. 1, д. 762, л. 44).
Засушливый, неурожайный 1891-й год, когда население Поволжья сильно страдало от голода, оказался очень кстати для Акционерного общества: все строительные работы были начаты в тот тяжелый год одновременно по всей трассе будущей дороги, ибо рабочих было предостаточно. Только вот оплата их тяжелого труда производилась по чрезвычайно низким, произвольно установленным расценкам. Как вспоминал житель дер. Малые Бикшихи Н.К. Кириллов, работавший "поденщиком" на строительстве дороги, рабочим не были созданы никаких элементарных бытовых условий. Они, плохо обутые и одетые, как правило, спали под открытым небом, скрываясь от непогоды под деревьями. Питание часто ограничивалось хлебом и водой. Много было больных и вместо уходивших со стройки приходили новые рабочие.
В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. При ее проектировании в учет ставилось наличие в ближайшем округе ряда крупных сел. И под станцию оказалась наиболее предпочтительней территория вблизи селения Шихраны. Из сообщения начальника Казанского отделения инженера И.И. Житницкого на запрос Цивильской уездной земской управы от 23 июня 1893 г.: "… Имею честь уведомить, что в пределах Цивильского уезда будут находиться станции: "Урмары" IV класса на 708 версте 425 пикет и "Шихраны" III класса на 671 версте 789 пикет" (ф. 14, оп. 1, д. 762, л. 110).
Так появилась станция Шихраны. В 1892 г. был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание). В этом же году на станции открылась первая винная лавка, принадлежавшая торговому дому "Братья Таланцевы".
Новая станция находилась на очень выгодном месте, ибо имела в округе несколько крупных сел и прежде всего село Шихазаны, где еженедельно проходили базары и один раз в год - ярмарка. Торговый оборот базара и ярмарки по тем временам был очень высок. Это и предопределило появлению станции Шихраны. В первые годы станция имела примитивное техническое оснащение: путевое хозяйство состояло из одной главной линии, одного разъездного пути и двух небольших тупиковых путей для постановки вагонов под погрузку и выгрузку. На станции были возведены оборотное паровозное депо на 2 стойла, водонапорная башня, дом для технических служб, где была комната для пассажиров, отдельный дом для жандарма и два небольших дома для проживания служащих дороги. Возле тупиковых путей находились небольшой пакгауз, два хлебных амбара. Площадь, отведенная под станцию, была небольшой: она занимала в длину менее 500 метров. Полезная длина приемо-отправочных путей составляла не более 400 метров. Техническое вооружение станции, как и всей линии, было крайне низкое. Рельсы были уложены старогодные, легковесные, снятые с других участков. Шпалы укладывались без пропитки на мелкопесчаный балласт. Средства связи и сигнализации станции были примитивные.
22 декабря 1893 г., согласно журналу освидетельствования участка Рязанско-Казанской железной дороги от станции Сасово до станции Казань, вступила в строй новая железная дорога Сасово-Свияжск, а 15 июня 1894 г. - Свияжск-Казань.
С 22 декабря 1893 г. стала функционировать и станция Шихраны, располагавшаяся на линии Сасово-Свияжск. Эта линия была построена за короткий срок и обошлась по оценке того времени "весьма дешево - всего 32 тысячи рублей с версты".
Пропускная способность дороги была рассчитана на две пары пассажирских или товарно-пассажирских и столько же пар товарных поездов в сутки. Паровозное депо станции Шихраны предназначалось для приема паровозов для мелкого ремонта, отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы их не заморозить.
Благодаря завершению строительства дороги заметно ускорилось экономическое развитие районов, по которым проходила эта дорога. И это хорошо прослеживается на примере станции Шихраны.