6 июня день рождение нашего любимого города Канаш. Расти и процветай родной Канаш!!!

6 июня день рождение нашего любимого города Канаш. Расти и процветай родной Канаш!!!

Как известно, город Канаш возник из небольшого поселка Шихраны. А как возникли сами Шихраны? По утверждению историка-краеведа Л.И. Иванова, поселок образовался на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую веру. В 1588 г. Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, т.е. с Арской земли, где проживало чувашское население.

В 1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево -Шихраны (по "мирскому" Шихраны).

Шихраны в начале 90-х г.г. 19 века, располагались в лесистой местности, богатой дубовыми лесами. В хозяйстве чувашских крестьян ведущее место занимало земледелие.     Важным подспорьем были животноводство, охота, домашние промыслы, под влиянием русских распространялось пасечное пчеловодство.

Лес давал материал для строительства и на изготовление разных орудий труда, а также топлива. Казалась, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих лет. Но царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е годы ХIХ века. С развитием крупной промышленности и формированием внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Tогдa-то и появился проект соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги была создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества, в качестве председателя, был поставлен крупный магнат фон Мекк. История умалчивает имя этого человека. Между тем, это был сын Карла Федоровича Мекка, одного из первых и самых знаменитых русских инженеров-путейцев. Карл Мекк участвовал в строительстве первых российских железных дорог – Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской. Впоследствии он стал крупным землевладельцем. Умер в 1876 году, немного не дожив до 55 лет. Дело отца продолжил сын. Жена Карла Мекка, Надежда Филаретовна, была одной из самых известных русских меценатов. На выделяемые ей деньги строились школы, больницы, приюты. Еще она прославилась тем, что около 20 лет помогала деньгами великому композитору П.И.Чайковскому, хотя ни разу с ним не виделась. Только благодаря поддержке Н.Ф.Мекк Петр Ильич смог полностью отдаться музыке и оставить величайшее творческое наследие. Умерла она спустя месяц после открытия железнодорожного движения через Шихраны. Кончина же их сына трагична. После 1917 года он не уехал на родину отца, в Эстонию. Остался в Советской России. Старался помогать стране, своему народу. Участвовал в восстановлении разрушенного хозяйства, разработке и строительстве новых железных дорог. Однако в 1929 году, по приговору тройки ГПУ, он был расстрелян. Об этом факте упоминает А.Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ».

В июне 1890 г. в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. Трассу будущей дороги избрали через сложившиеся торговые и промышленные пункты, какими являлись старинные города Саранск и Алатырь, хотя были еще три варианта прокладки трассы, но все они предусматривали одно и то же направление от Алатыря до Казани. При выборе направления дороги учитывались лесные богатства и черноземные, богатые хлебом, районы.

15 июня 1891 г. выходит распоряжение императора России Александра II разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительным работам от Рязани до Казани и отчуждать земли, потребные, для сооружения новой железнодорожной линии.

Эта линия проходила по территории Цивильского уезда, включая земли, где находилось селение Шихраны.

Засушливый, неурожайный 1891-й год, когда население Поволжья сильно страдало от голода, оказался очень кстати для Акционерного общества: все строительные работы были начаты в тот тяжелый год одновременно по всей трассе будущей дороги, ибо рабочих было предостаточно. Только вот оплата их тяжелого труда производилась по чрезвычайно низким, произвольно установленным расценкам. Как вспоминал житель дер. Малые Бикшихи Н.К. Кириллов, работавший "поденщиком" на строительстве дороги, рабочим не были созданы никаких элементарных бытовых условий. Они, плохо обутые и одетые, как правило, спали под открытым небом, скрываясь от непогоды под деревьями. Питание часто ограничивалось хлебом и водой. Много было больных и вместо уходивших со стройки приходили новые рабочие.

В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. При ее проектировании в учет ставилось наличие в ближайшем округе ряда крупных сел. И под станцию оказалась наиболее предпочтительней территория вблизи селения Шихраны. Так появилась станция Шихраны. В 1892 г. был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание (на рисунке: Пассажирский вокзал)

В 1900 г. при станции Шихраны уже 22 купца имели складские помещения по закупке зерна, яиц, клепки. 7 предпринимателей держали лавки, трактир, буфет и 2 мельницы. Приобретает патент на склад дубовых клепок московский купец Д.И. Ксенофонтов.

27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение.

В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа.

В 1903 г. в Шихранах начала работать телефонная станция. Правда, ее отдаленность от железнодорожной станции вызывала немало нареканий со стороны торговцев.  Вскоре телефонная станция, как и телеграф, была открыта вблизи вокзала.

В 1905г. – после строительства церкви – Шихраны стали называть селом.

Другим не менее важным событием в истории Шихран стало открытие в октябре 1911 г. земской начальной школы.

Школа размещалась в наемном помещении. При ней земли не было. В 1912 с (в здании, которое находилось рядом с кинотеатром "Мир") начались занятия в высшем начальном училище.

В июле 1913 г. на станцию Шихраны прибыли управляющий Казанским учебным округом Д.П. Погодин и инспектор народных училищ Н.С. Краско по делу об открытии семинарии. Председатель уездной земской управы А.И. Абалымов объяснил крестьянам, что "в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых в Казанской губернии предложено открыть одну учительскую семинарию ... "

Помещение для семинарии подыскали еще летом 1913 г. Это был дом купца Н.Я. Абалымова. Здание было деревянное, двухэтажное, с мезонином. 13 февраля 1914 г. попечителю Казанского учебного округа был прислан приказ об открытии Шихранской учительской семинарии с 1 июля 1914 г. Но в июле открыть ее не удалось, еще не был сформирован штат работников семинарии.

Занятия в семинарии начались 22 ноября 1914 г. А через год семинаристы справили новоселье, переехав в собственное здание.

В 1913г. АО Московско-Казанской железной дороги приступило к строительству железнодорожной линии Арзамас-Шихраны, которая по территории Чувашии протянулась более чем на 90 км.

20 августа 1920г. в жизни поселка произошли исторические изменения – в этот день станция и поселок Шихраны были переименованы в Канаш («Совет»). И это было сделано в честь образования Чувашской автономной области 24 июня 1920г. В 1925г. станция Канаш получила статус города.

С каждым днем обновляется и хорошеет прежний бывший полустанок Шихраны, а ныне индустриальный Канаш. На глазах он растет, он удобный для жизни, труда и отдыха горожан.



05 июня 2020
17:01
Поделиться