Художники о войне и про войну: летопись Великой Отечественной глазами художников студии имени М.Б. Грекова  

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

Юрий Воронов                                                                                                       

                                                                                                                 

В одном из интервью, рассуждая о кризисе современной массовой культуры, художник-фронтовик Неменский высказал своё отношение к теме Великой Отечественной войны – в искусстве и в жизни: «…Что посоветовать современному молодому человеку, выросшему после перестройки, погруженному в массовую культуру, но всё-таки пытающемуся узнать правду о Великой Отечественной? Читать книги, смотреть киноработы и картины, созданные именно теми людьми, которые всё это сами пережили. Эти работы есть, они доступны. Нужно помнить, что связи с искусством на войне никто не терял».

 

Поведать миру о жестоких военных испытаниях Великой Отечественной предстояло художникам, писателям, фоторепортёрам. Особая миссия в создании изобразительной летописи войны была возложена на мастеров студии имени М. Б. Грекова, где до сих пор трудятся представители редкой профессии – военные художники. Основная задача этого уникального творческого коллектива со времён основания в 1934 году – это воссоздание в художественных образах славы русского оружия и доблести русских воинов. Грековцы хорошо помнили высказывание известного художника-баталиста Василия Верещагина о том, что невозможно создать ничего значительного в искусстве, «глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека». И следовали этому принципу. Среди тысяч рисунков есть немало обагренных кровью и пробитых осколками снарядов. И за каждым из них стоит человеческая история, пережитая художником вместе с ее героем. «Товарищи по оружию, боевые товарищи» – так называли художников солдаты и офицеры.

Листок красноармейца. Студии было поручено организовать выпуск плакатов под названием «Листок красноармейца» специально для рассылки в воинские части. Художники работали совместно с армейскими поэтами. Размножались листовки путем трафаретов и сотнями отправлялись в воинские части Западного фронта. «Листки красноармейца», столь памятные фронтовикам, выпускала целая бригада грековцев - П. Кривоногов, А. Горпенко, К. Гогоберидзе, Б. Комаров, Н. Беляев. К сожалению, при бомбёжке погибли оригиналы этих листовок.

Грековцы на передовой. Многие грековцы рвались на передовую, в действующую армию. Первый организованный выезд коллектива был на Западный фронт в феврале 1942 года – это были художники П. Кривоногов, А. Горпенко, Н. Беляев, Г. Прокопинский, Е. Комаров и другие.

Видеть художника, зарисовывающего в свой походный альбом боевую ситуацию, жизнь солдата на войне, стало привычным. В условленное время художники съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру на окраине города, чтобы сдать выполненные на местах зарисовки, запастись необходимыми рабочими  материалами.

20 апреля 1942 года при налете вражеской авиации погиб Карло Гогоберидзе, посмертно награжденный медалью «За боевые заслуги», и это была первая в ту войну награда военного художника. Многие грековцы были ранены. Особенно тяжело Николай Беляев, ему пришлось ампутировать правую руку. Но его жизненный пример достоин легенды: он научился писать левой рукой, и поныне это один из признанных и любимых московских художников.

Сталинград. За поездкой на Западный фронт последовал выезд большой группы художников в конце 1942 года в Сталинград, где шли ожесточенные сражения. Переправившись через Волгу, художники оказались в расположении легендарной 62-й армии, девизом которой было: «Ни шагу назад, стоять насмерть». Везде, где шли бои, будь то Мамаев Курган или цеха завода «Красный Октябрь», просто на улицах города, рядом с героическими защитниками были художники.

Художники Студии. Состав Студии пополнялся новыми талантливыми художниками и скульпторами, находившимися в действующей армии. В коллектив вошли скульпторы Е. Вучетич, И. Макогон; живописцы В. Гавриков, Б. Неменский, Б. Преображенский. И. Евстигнеев, Денисов, В. Правдин; графики Н. Аввакумов, Л. Голованов, В. Климашин, Н. Жуков, М. Маторин, В. Богаткин, А. Кокорин, Н. Соколов и другие.

Не было ни одной сколько-нибудь значительной военной операции, в которой не участвовали бы грековцы. Энциклопедией Великой Отечественной войны в рисунках можно назвать собранный ими фронтовой материал.

Настрой на создание серьёзных картин заставил многих художников изменить метод своей работы уже во фронтовых условиях и перейти от графики к сбору живописного материала к тематическим батальным полотнам. А шёл уже последний год войны. Художников можно было встретить уже на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены. Становились историей сотни эпизодов боевого пути, который привёл их к Берлину. Ожесточённые бои, которые шли в предместьях  и на улицах города, были зафиксированы в ряде замечательных рисунков и живописных этюдах.

Победа. Когда наши части ворвались в здание рейхстага и водрузили над ним знамя Победы, П.Кривоногов сделал с натуры несколько этюдов к своей будущей картине «Победа».

2 мая 1945 года в день капитуляции Берлина у самых Бранденбургских ворот произошла неожиданная встреча художников Студии, находившихся до сих пор на разных фронтах. Каждый из тех, кто был в эти дни в Берлине, мог написать своё имя под строками из дневника В. Богаткина: Вот, она, Победа! Гордость за свою Родину переполняет сердца наши. Работать, работать, чтобы донести историю нашим потомкам».  

Война для всех художников Студии стала школой профессионального мастерства, сроднила художников с советским солдатом в момент наивысшего подъёма его духовных и физических сил. Именно в этом кроется причина высоких духовно-нравственных качеств произведений художников-грековцев, выполненных непосредственно в годы войны и в последующий период. Зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, каждый портрет, сделанный с натуры, любой набросок - вся эта изобразительная летопись Великой Отечественной стала для художников драгоценной основой для из будущих произведений. Творческими отчетами художников Студии стали выставки, которые традиционно с 1945 года открывались в Центральном Доме Красной Армии. Разнообразный круг батальных работ грековцев представляет произведения искусства живописи, графики и скульптуры.

Батальное искусство нашло свое отражение и в монументальной пластике. Главный мастер это жанра в Студии – Е. Вучетич.  Всемирно известен его монумент Родине-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Другие грековцы-скульпторы украсили своими монументальными работами множество городов России и зарубежья.

Художниками Студии созданы и шедевры монументально-исторического жанра - 6 диорам для Центрального музея ВОВ 1941-45 годов на Поклонной горе в Москве.

Из всего творчества «грековцев» ближе всего для меня оказались брутальные работы Петра Кривоногова и лирические произведения Бориса Неменского.

Петр Александрович Кривоногов. Окончил рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, затем с отличием институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Накануне Великой Отечественной был принят в художественную студию имени М. Грекова. Великую Отечественную прошёл в действующих войсках - от Волоколамска до Берлина. Во время войны появляются многочисленные рисунки и графические работы. Среди них много портретов, в том числе и простых солдат, «пропахавших по-пластунски..пол-Европы». «Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце», - скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге. Но назовут потом.

В послевоенное время большинство картин живописца посвящено прошедшей войне — её героическим страницам. Свою же наиболее известную картину («Победа») П. А. Кривоногов написал, что называется, по горячим следам, в 1948 году. За данную картину П. А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР. Позже он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов.

Борис Михайлович Неменский. Народный художник РСФСР, лауреат многочисленных Государственных премий, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования, профессор. Имеет многочисленные награды. Окончил Московское художественное училище, в 1942 году - Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию имени..Грекова. Начались длительные командировки в действующую армию: Панфиловская дивизия, сражения за Великие Луки, Смоленское направление, Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты, сражения на реке Одер и штурм Берлина.
В многочисленных фронтовых зарисовках Неменский воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы ведут зрителя по фронтовым дорогам. В 1951 году Б. М. Неменский окончил Московский художественный институт имени Сурикова.

Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них - работы «Мать» (1945), которая создана еще до поступления в институт.

Тонкое мастерство живописца проявилось в картине «О далеких и близких» (1950). Сродни известной песне «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» его картина «Дыхание весны» (1955). Живописная сюита о человеке на войне продолжена работой «Земля опаленная» (1957). В суровой, экспрессивной манере исполнена художником картина «Безымянная высота», Нескрываемой болью за человека, его судьбу пронизана картина Б. М. Неменского «Солдаты» (1967-1971).

Творчество Бориса Неменского принадлежит к классике отечественного изоискусства. Многие полотна художника, в основе которых лежат впечатления юности, прошедшей на дорогах войны, стали хрестоматийными.

Приближается 75-летний юбилей со дня Великой Победы. Все дальше мы от тех ужасных событий. Все меньше остается среди нас тех, кто сражался за Родину. Вечная память героям – живым и мертвым...

Сегодня, как никогда, мы должны беречь мир. Ведь угроза войны вновь нависла над многими странами и народами. Достаточно обратиться к военным конфликтам, происходящим в последние годы, чтобы осознать, что грань между миром и войной очень хрупка. Понятие о патриотизме – это не просто красивые слова, это то, что может сегодня объединить всех нас, независимо от возраста, национальности, вероисповедания – ради сохранения мира.

Презентация



05 мая 2020
07:52
Поделиться