г. Канаш Чувашской Республики

Канаш – да не наш

В музей приходят разные люди: любители истории, искусства, родного края и зашедшие чисто случайно, ценители этого богатства и совсем ничего не понимающие в этой области, сопереживающие и безразличные… Но нам хочется надеяться, что наш труд хоть чем-то светлым и добрым проникает в сердца каждого, кто нас посетил, пусть будет единожды. Среди всех нашёлся в нашем городе и такой человек, который через Интернет нашёл собеседника, отдыхающего в д. Канаш Назаровского района Красноярского края. И всего лишь одно слово – Канаш (в переводе с русского, которое означает «совет») связало две души, живущих совершенно в разных уголках нашей необъятной земли и никогда друг о друге раньше не знавших. Хотим без сокращения привести строчки Валентина Васильева из этой переписки. Думаем это будет интересно и полезно.

 «Здравствуйте, Галина! Увидел, что Вы из г. Канаш и у меня возникли летние ассоциации с этим названием. Летом мы часто ездим в Канаш за грибами, погулять по лесам, полюбоваться живописными местами в окрестностях деревни Канаш, что приютилась в удивительном по красоте месте, у отрогов Саянских гор, на речке Агата, можно сказать в "Сибирской Швейцарии". Я живу в гор. Назарово Красноярского края. В 60 км. от Назарово, на юге нашего Назаровского района, в    д. Канаш живут 123 человека Ваших земляков, которых привели сюда события 20-х годов прошлого века. А первыми были Першевы, Евдокимовы, Петровы, Степановы, Гордеевы… многие были среди них родственниками. Вот такой Вам привет из Сибири!» (07.10.2008 г.).

 «…Я хотел бы отправить Вам статью из книги "Житница Красноярья - Назаровский район". В ней о деревне Канаш написала ученица из села Сахапта, что в 13 км. от Канаша и является центральной усадьбой хозяйства, в которое входит отдельная деревня Канаш.

Деревня Канаш

"Сибирская Швейцария"... Такого сравнения удостоились изумительные по своей красоте и живописности места, где у отрогов Саян приютилась небольшая чувашская деревня Канаш...

В 20-е годы прошлого века многие районы России постигло большое несчастье - засуха и ее постоянный спутник - голод. К концу 1921 года число голодающих достигло 15 млн. человек. Особенно страшным был голод в Поволжье: поедание всех домашних животных, вплоть до собак, каннибализм, массовая гибель детей, толпы просящих милостыню... Сотни тысяч беженцев устремились в благополучные районы страны. В поисках лучшей доли начали переселяться в Сибирь и чуваши. Дорога была неимоверно трудной: голод и болезни косили людей.

Но вот она, желанная сибирская земля! Несколько чувашских семей поселилось в селе Сахапта. Но среди переселенцев было много больных трахомой, и местные жители стали выражать недовольство таким соседством. На сходе жителей Сахапты было решено выселить чувашей, предоставив им земельный участок в 5 км от села. Это поселение впоследствии так и назвали - Выселки.

С началом политики коллективизации, которая взрывала вековые устои крестьянской жизни, чуваши (дабы избежать ее) решили уйти дальше - к самой тайге. Для нового поселения облюбовали красивое место близ реки Агаты. Повсюду росли березы, били ключи кристально чистой воды, а рядом - тайга, богатая ягодой, грибами, пушниной. Выбрали и назвали Канаш (в переводе с чувашского "совет").

Первым поселенцем стал Иван Першев. Следом за ним приехали семьи Евдокимовых, Петровых, Степановых, Гордеевых (кстати, почти все они были связаны родственными узами). Дома перевозили на новое место. Так родилась деревня.

Для каждой усадьбы приходилось выкорчевывать лес. Дома рубили маленькие, крыли их дерном и соломой. Свой быт устраивали так же, как и на далекой родине, в Чувашии. Были сохранены народные обычаи и традиции, костюмы, песни и танцы. Даже секрет приготовления замечательного пива привезли в Сибирь. Очень жаль, что мало кто знает, что чуваши, как никто другой, умеют варить пиво!

В деревне сразу же была открыта начальная школа. Учительствовал в ней Моисей Петрович Петров. Обучение велось на чувашском языке. Дети учились с огромным энтузиазмом, желая получить образование.

Очень рано в Канаше организовалась комсомольская ячейка. Первой комсомолкой, организатором и запевалой молодежных дел стала Варвара Кондратьева. Официальный датой основания деревни Канаш считается 1930-й год, хотя заселение началось гораздо раньше.

А коллективизации чувашам избежать все-таки не удалось. На территории деревни был организован колхоз "Канаш". Колхозники занялись раскорчевкой березовых рощ, освобождая места под пашню.

Сеяли рожь, пшеницу, ячмень. Сажали картофель и другие овощи на колхозных полях. Разводили овец и крупнорогатый скот. За свою работу люди получали натуроплату.

К1940 г. площадь колхозных полей составляла 300 га. Обрабатывали их на лошадях. Норма для пахаря - 80 соток земли в день. В деревне был один колесный трактор (первый тракторист - Константин Михайлов). Особенно трудным делом стало время деревенской страды. С помощью конной катки, которая формировала и сбрасывала снопы, женщины убирали урожай. Они шли за жаткой, связывая снопы и собирая их в суслоны. Ночью снопы свозили на арбах в скирды. После окончания уборки начинали обмолот. Обмолоченное зерно возили на помол в деревню Холма. Но большое расстояние (17 км) и плохая дорога заставили построить свою мельницу на реке Агата, в том месте, где она не замерзает даже зимой.

Жизнь канашенцев стала налаживаться. Работали все: от мала до велика. Утром и вечером над деревней плыли песни...

1941 год. О войне Канаш узнал не сразу. Из Сахаптинского сельсовета приехал нарочный,  который и привёз страшную весть. Многие мужчины уходили добровольцами на фронт. Всего из Канаша в действующую армию было призвано 32 человека. В деревне остались старики, женщины и дети. Вся тяжесть деревенской работы легла на их плечи. Собирали урожай и сдавали его государству. Обозы с транспарантами "Все для фронта, все для Победы!" шли в Назарово. А повседневная жизнь людей в это время была еще труднее. На трудодни хлеба выдавали мало. Урожаи были небольшие, и к весне запасы зерна заканчивались. Как только сходил снег с полей, народ шел собирать перезимовавшую гнилую картошку. Лошадей и для колхозных работ не хватало, поэтому женщины, чтобы вспахать свои огороды, собирались группами, впрягались по несколько человек и тянули плуг.

И все-таки деревня выжила. Весть об окончании войны принесла людям деревенский почтальон Евгения Михайлова. Радости и ликованию не было предела! Но у многих на глазах были слезы: почти каждая семья в Канаше получила похоронку. Возвращались с фронта солдаты, налаживалась мирная жизнь. Колхоз получил комбайн "Сталинец" (первым комбайнером был Егор Максимов), расширил свои посевные площади. Часть земли отделили от соседних колхозов.

На селе развивалась культура. С 1944 г обучение в школе начали вестись на русском языке. В Канаш приехала молодая учительница Любовь Кирилловна Егорова, которая не знала чувашского. Зато канашенские дети получили возможность продолжить учебу в русской школе Сахапты. После войны в деревне построили клуб, открыли библиотеку. Читателей было много, а по вечерам в клуб сходилась почти вся деревня.

В 1948 г. на месте мельницы построили электростанцию - в Канаше появился свет. Вскоре провели и радио. В этом же году колхоз "Канаш" был переименован в колхоз имени Фрунзе, председателем которого стал Георгий Степанович Степанов, а бухгалтером Петр Иванович Чайкин. К концу 50-х годов колхоз реорганизовали, и деревня Канаш стала 4-м отделением совхоза "Сахаптинский".

С середины 70-х годов начинается массовая миграция населения, особенно молодежи, в город. Сейчас в Канаше проживает 123 человека. Да и сам облик деревни очень изменился. Она пришла в упадок: нет ни клуба, ни магазина. Из социальных объектов остались только начальная школа, в которой сегодня обучается 13 человек, да медпункт. Процветает пьянство. Большинство населения мужчины, поэтому Канаш известен как "деревня холостяков".

Утрачиваются национальные обычаи, а на чувашском языке, к сожалению, говорят только старые люди.

Констанция Медведева, ученица Сахаптинской средней школы» (02.11.2008 г.).

«Здравствуйте, Галина! Вы правы, когда предлагаете отнести этот материал в музей. Мы так плохо знаем свою историю. В силу разных причин нам часто не до этого. Музеи - это те места, где люди профессионально занимаются этим. Пусть они решат - надо им такой материал или нет. Мне, как и Вам, кажется это весьма интересным. Вот почему, совершенно не случайно, я в первый раз, увидев Вас на сайте "Одноклассники", решил написать Вам. Бывая в Канаше, я постоянно поражаюсь, как жизнь играет людскими судьбами. Хотя здесь в Сибири (и в Назаровском районе тоже) это не единичный факт. Все населённые пункты заселены выходцами из центральных областей России, Украины, Белоруссии. В упоминаемом тексте в селе Сахапта живут потомки переселенцев из Курской, Орловской, Саратовской губерний. А деревня Холма, этого же сельсовета, заселялась людьми из Гомельской, Могилёвской губерний. К примеру моя мать, и все родственники по её линии, приехали сюда из Смоленской области в предвоенные годы, отец из Полтавской. Люди в поисках лучшей жизни проделали столь далёкий путь. Ну а мы, их дети и внуки, теперь уже местные уроженцы-сибиряки, и считаем эти края родными. Кстати, неподалёку от Канаша, есть ещё одна чувашская деревня Московка. Посмотрите на карту.

Мы с родителями уезжали из Сибири и жили в Челябинской области, город Сатка. Там я заканчивал школу, поступил в институт в Свердловске (теперь Екатеринбург), там и жену свою встретил, она с тех мест. И по напрвлению, после института, мы там 4 года проработали.

Теперь относительно Вашего замечательного города. Не такой уж он и маленький. Когда я смотрел фотографии города Канаш, то вспоминал, как несколько раз по пути из Свердловска в Москву проезжал Вашу станцию и мне почему-то кажется, есть ст. Канаш-первый. Или я напутал? Вижу, что город преображается, появились новые торговые и административные здания. Надо будет выйти на сайт Вашего города и подробнее почитать. А среди зданий обнаружил типовую социалистическую застройку: у нас в Назарово такой же Дворец культуры и магазин (в котором" Арбат") у нас есть такой, в нём раньше была "Чайная", позже ресторан, в после перестроечные годы магазин мебели. Музею здорово повезло, такое замечательное теперь у него здание, не знаю как внутри, но снаружи весьма достойно. А кинотеатр коммерсанты построят новый.

На сегодня всё. Буду ждать с нетерпением развития событий. Если надо будет, я готов связать музейных работников Канаша с музеем нашего города» (02.11.08 г.).

«Вчера на улице встретил одну из сотрудниц нашего краеведческого музея. И рассказал о нашей переписке, и о Вашем предложении отнести материалы в Канашский краеведческий музей. Хотел узнать её отношение к этому вопросу и интересно ли будет нашему музею, связаться с вашим по этой проблеме. Она восприняла мою информацию весьма положительно. Они только за, и заранее благодарны, если мы с Вами построим этот мостик между двумя музеями городов Канаш и Назарово. Вот такая новость»     (08.11.08 г.).

Музей сердечно благодарит Галину, её мужа и Валентина Васильева за такое трепетное отношение к родному краю, к его истокам, за вашу любовь и не безразличие. Большое спасибо за этот «мост», за ваши благие намерения, инициативу.



"Канаш"
03 ноября 2008
00:00
Поделиться