г. Канаш Чувашской Республики

14:49 Машинист поезда - Герой Социалистического Труда

14:49 Машинист поезда - Герой Социалистического Труда

В истории Канаша было два Героя Социалистического Труда. Один из них – Семен Павлович Никитин (1921 – 1968 г.г)- трудился токарем на Канашском вагоноремонтном заводе. Другой – С.И. Черников – долгие годы трудился в Канашском локомотивном депо, был тружеником тыла. Сегодняшний рассказ о нем.

У каждого человека своя жизненная и рабочая дорога. У Сергея Игнатьевича она измеряется десятками адресов станций назначения, сотнями тысяч преодоленных километров, миллионами тонн перевезенных по железной дороге грузов.

Его биография вместила множество имен и лиц, событий, фактов и дат, адресов и встреч, буден и праздников. Первый же адрес его, истоки – на земле Орловской области, откуда началась дорога  напряженных дел и забот, дорога восхождения к рабочим высотам. И это адрес, вместившийся в короткие строки анкет, такой же главный, как и адрес на земле чувашской, где С.И. Черников обрел профессию, трудился на совесть, достиг звездной высоты.

Родился он в 1925 году в деревне Верхний  Жерновец. Родители трудились в колхозе, на их примере учились дети трудолюбию, ответственности, честности и доброте.

 Сергей, пятый из шести братьев и сестер, окончил в родной деревне 8 классов. И в ней, далекой от промышленных центров и железных дорог, мог бы стать земледельцем или педагогом, медиком или строителем – детские мечты необъятны.

Но обрушился в 1941 году на страну огненный смерч войны. И кончилось детство, развеялись мечты. Фронт приближался к родной деревне. Грохотал от взрывов, полыхал огнем закат. Все, кто мог взять в руки оружие, ушли воевать. Пришли повестки и шестнадцатилетним. Их, рано повзрослевших и живших общими заботами о победе, отправили на восток. Молодые руки и горячие сердца были нужны в тылу, который становился фронтом трудовым.

Из Орловской, Воронежской, Курской, других областей съехались подростки в 1941 году в город Канаш. Здесь открылась железнодорожная техническая школа трудовых резервов. В ней предстояло учиться Черникову.

Профессию железнодорожного машиниста юноше выбрало время. И на учебу отводился только год. Но в депо станции Канаш не хватало специалистов. И через месяц Сергея уже отправили в рейс на паровозе. Так было и в последующие месяцы: то на занятия в класс, то на паровоз кочегаром.

Как и вся страна, подростки жили по суровым законам военного времени. Пытался он вместе с другими удрать на фронт. Задержали и вернули в Канаш.

После восьми месяцев занятий С. Черников стал кочегаром. Первые самостоятельные рейсы совершил с машинистами К.Каменским и Н.Тумановым. Принимали на станции Канаш состав, вели его до станции Сергач, Алатырь, Арзамас. Рейсы вроде недальние, но трудные и опасные: на запад – эшелоны с вооружением, продовольствием, бойцами, на восток -  с ранеными, беженцами, разбитой техникой.

В декабре 1942 года перевели Сергея помощником машиниста. И снова рейсы – к фронту и в тыл. Снова дороги, грузы, заботы, тревоги. Было ему 18 лет. Многому уже научился. В одном из рейсов пришлось заменить машиниста, справился.

Рабочая семья разборчива в людях .0на проверяет и теорией, и практикой. С.И. Черников полноправно, надежно и уверенно вошел в нее. Вошел на долгие годы. Постигал трудную науку сам, помогали друзья – товарищи. Блестяще сдав экзамены, в 1945 году стал машинистом.

Шли мирные, но очень напряженные  годы. Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство, начиналось новое строительство. По разным направлениям водил Сергей Игнатьевич поезда от узловой станции Канаш – на Алатырь, Чебоксары, Казань, Сергач. Обрел завидное мастерство. Руководил бригадой.

Перестраивался и железнодорожный транспорт С.И. Черников вместе с другими осваивал новые локомотивы, свою машину содержал в полной исправности. Владея слесарным ремеслом, сам не раз ремонтировал паровозы, тепловозы.

Не стремился машинист к славе. Просто работал с полной отдачей сил, знаний и опыта. Хорошо понимал и осознавал свое назначение и ответственность за общее дело .Уверенно одолевал рабочие высоты и смог зажечь свою звезду. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Сергею Игнатьевичу Черникову было присвоено высокое звание Героя Социалистического  Труда.

Человек активной жизненной позиции, он всегда находился на переднем крае. В числе первых окончил курсы машинистов тепловоза , без отрыва от производства закончил среднюю школу, затем Алатырский железнодорожный техникум, стал техником- механиком. Опытный специалист полученные знания охотно передавал другим, в совершенстве освоил тепловоз, был назначен машинистом – инструктором, начальником колонны.

Что и говорить, был у С.И. Черникова драгоценный сплав трудолюбия, поиска, ответственности, верности, сопричастности. Нашел он свое главное дело жизни, на все годы остался верен профессии.

Орден Ленина и Золотая медаль “Серп и Молот” стали самой высокой оценкой  трудовых свершений Сергея Игнатьевича  за 16 напряженных и горячих лет, которые пришлись на время военное и мирное. Потом к ним прибавился еще 31 год. Он был делегатом XXV съезда партии, депутатом Верховного Совета СССР, городского Собрания депутатов. И это были не почетные нагрузки, а такая же трудная и ответственная работа. Как в любом рейсе по стальным магистралям, когда он, кочегар, помощник машиниста, машинист, водил поезда, 11 лет работал машинистом – инструктором, являлся умелым и заботливым наставником.

Есть в послужном списке Героя и другие  награды: медали “За трудовое отличие”, “За доблестный труд, В ознаменование 100 – летия со дня рождения В.И.Ленина”, “Ветеран труда”, знаки “ Отличный паровозник”, “Почетный железнодорожник”. Очень дорога самая первая награда- медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г”. Потому что это награда еще и за мужество, стойкость, награда за Великую Победу. Все рабочие годы – в одном городе, на одном предприятии. Судьба? В этом и своя особая гордость. И эти  годы оценены также достойно: С.И. Черникову присвоено звание Почетного гражданина Канаша.

 В июне 1980 года С.И. Черников получил право на пенсионное обеспечение. Но остался в рабочем строю – еще десять лет работал в ремонтном цеху.

Как сообщалось в правительственном Указе, звания Героя Социалистического Труда Сергей Игнатьевич удостоен  за выдающиеся успехи в деле развития железнодорожного транспорта. Но это была награда за труд и совесть, за устремленность в будущее и верность.

 Удостоен этого он  на чувашской земле. Здесь главный адрес его 47 рабочих лет, его звездной славы.

С.И. Черникова не стало в 1992   году. Память о нем среди канашцев жива. В доме №  26  по улице Пушкина, где проживал Сергей Игнатьевич, размещена памятная мемориальная доска. В суровые годы Великой Отечественной войны он ковал победу в тылу. 

Сейчас  в Канаше проживают две дочери и внука героя.

 

 

 

 

 

 



06 апреля 2005
00:00
Поделиться