Покупка мобильного телефона

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее - Закон), до сведения потребителей своевременно должна доводиться необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора,

Сотовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относится к группе технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г.).

Поэтому, покупая сотовый телефон, необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нём недостатков, либо если покупателю при покупке (т.е. в момент заключения договора) не предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Если в сотовом телефоне обнаружены недостатки (которые не были оговорены продавцом при покупке), потребитель имеет право предъявить продавцу, изготовителю (уполномоченной им организации или индивидуальному предпринимателю) либо импортеру одно из следующих требований (ст. 18 Закона):

  • о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.

  • о соразмерном уменьшении покупной цены;
  • об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы;

Эти два требования подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления.

  • о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Данное требование подлежит удовлетворению незамедлительно (то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа (не должен превышать 45 дней).

Если в отношении товара производится ремонт, необходимо обязательно брать акты, где будут зафиксированы даты приема и выдачи товара, недостаток и перечень произведенных работ по устранению дефекта.

В отношении мобильных телефонов заявлять требования о замене или возврате денег можно только в течении первых 15 дней.

Если недостатки в товаре обнаружены по истечении пятнадцатидневного срока, то потребитель имеет право претендовать лишь на гарантийный ремонт товара.

Расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму, а так же заявлять требование о замене можно только в следующих случаях:

  • при обнаружении существенного недостатка товара.

Существенный недостаток - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 недостаток товара, выявленный неоднократно – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим требованиям о качестве.

Недостаток, который проявляется вновь после его устранения – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

  • при нарушении установленных Законом сроков устранения недостатков товара.

Обратите внимание, что максимальный срок для устранения недостатков составляет 45 дней.

  • при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Продавец отвечает за недостатки товара (т.е. должен удовлетворить заявленное требование потребителя), если не докажет, что недостатки не являются производственными.

При получении претензии потребителя, продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества товара (о чем должен сообщить продавцу).

Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченным им сервисным центром и не является экспертизой (которая проводится аккредитованной экспертной организацией).

Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если экспертиза установит, что недостатки сотового телефона являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование (например, заменить товар). Если экспертиза установит, что недостатки в телефоне являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.

Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

Если гарантийный срок истек, но со дня покупки  не прошло двух лет,  то потребитель не лишается права предъявить одно из вышеуказанных требований. Отличие состоит в том, что бремя доказывания того, что недостатки телефона являются производственными, лежит на потребителе. То есть, если потребитель при обращении к продавцу не получил удовлетворения своего требования, то он должен за свой счет провести экспертизу качества данного сотового телефона.

Если по результатам экспертизы выяснится, что недостатки являются производственными, то потребитель будет иметь право требовать удовлетворения своего требования (например: о замене телефона) и возмещения убытков (затрат на проведение экспертизы).

Нередко при покупке сотового телефона, в магазине предлагают за дополнительную плату заключить договор на дополнительное сервисное обслуживание. Если покупатель  решил заключить такой договор, надо обратить внимание на следующее:

• данный договор должен начинать действовать только после окончания гарантийного срока, установленного производителем.

• в любое время до окончания срока его действия потребитель вправе отказаться от такого договора на оказание услуг (выполнение работ) и потребовать возврата денег, уплаченных за него (при этом нужно возместить магазину фактические затраты, которые он понес по данному договору).

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В качестве доказательств покупки телефона у конкретного продавца могут служить: гарантийный талон, где проставлена печать продавца; свидетельские показания.

При замене некачественного телефона на такой же телефон перерасчета покупной цены не производится. Если производится замена на более дорогой телефон другой марки (модели), разницу в цене уплачивает потребитель (если на более дешевый, то продавец).

Если телефон приобретался в кредит, то покупателю телефона должны вернуть сумму в размере погашенного ко дню возврата телефона кредита.

При покупке мобильного телефона дистанционным способом, например: в интернет-магазине, телемагазине или по каталогу (то есть, когда у покупателя нет возможности непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом), потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней (либо трех месяцев, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара).

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. При этом потребителю в течение десяти дней возвращается вся уплаченная им за товар сумма, за исключением расходов продавца на доставку товара, возвращаемого потребителем.

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Рекомендуется приложить к претензии копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у покупателя, продавец должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении. Отдавая телефон продавцу для проведения проверки качества, рекомендуется получить у продавца акт, где должно быть указано с какой целью и в каком состоянии (описание внешнего вида) принимается телефон.

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.

В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке, потребитель вправе  обратиться в суд исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.