г. Канаш Чувашской Республики

Методические рекомендации по проведению внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета города Канаш Чувашской Республики, главных администраторов доходов бюджета города Канаш Чувашской Республики, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Канаш Чувашской Республики

I. Общие положения 

Методические рекомендации разработаны для использования сотрудниками Контрольно-счетного органа  города Канаш Чувашской Республики (далее – КСО) при организации и проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета города Канаш, главных администраторов доходов бюджета города Канаш , главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Канаш  (далее – главные распорядители).

Целью Методических рекомендаций является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения проверки бюджетной отчетности главных распорядительных бюджетных средств и подготовки заключения КСО на отчет об исполнении бюджета города Канаш за отчетный год.

Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета города Канаш за истекший финансовый год осуществляется в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) и Решения Собрания депутатов города Канаш «Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в городе Канаш Чувашской Республики»  (далее – Положение о регулировании бюджетных правоотношений).

Порядок составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации главными распорядителями, определен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей оформляются заключениями по каждому главному распорядителю средств в срок до 1 апреля текущего финансового года.

II. Порядок организации и осуществления внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета города Канаш Чувашской Республики

Неотъемлемой частью бюджетного процесса является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Канаш, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Главные распорядители (главные администраторы доходов) осуществляют контроль за поступлением от плательщиков платежей в бюджет, принимают обязательства от имени соответствующих публично-правовых образований, исполняют соответствующую часть бюджета города Канаш и в конечном итоге отвечают за результативность расходования бюджетных средств, достоверность формирования бюджетной отчетности.

Осуществление внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджета города Канаш позволяет оценить движение финансовых потоков с точки зрения их законности, результативности и эффективности их использования, выявить возможные нарушения и недостатки при осуществлении бюджетного процесса, сравнить с кассовым исполнением бюджета города Канаш.

Годовая бюджетная отчетность составляется главными распорядителями на 1 января года следующего за отчетным по формам согласно приложению к Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н (далее – Инструкция).

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях.

Согласно Инструкции в состав бюджетной отчетности главных распорядителей должны быть включены следующие отчеты по формам ОКУД:

Баланс главного распорядителя (ф. 0503130);

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Пояснительная записка (ф. 0503160) (с приложениями и таблицами №№1-7);

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (ф. 0503230).

Финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений в отношении которых главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств осуществляются функции и полномочия учредителя.

В соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса главные распорядители составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета и представляет ее КСО.

На данном этапе проверяются полнота комплектности годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета города Канаш Чувашской Республики, соответствия форм отчетности требованиям нормативных правовых актов и своевременность представления в КСО. 

III. Проверка соблюдения порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Канаш

 При проверке соблюдения порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Канаш следует руководствоваться Решением  Собрания депутатов «Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в городе Канаш Чувашской Республики»  и Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Канаш и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета города Канаш, утвержденным приказом Финансового отдела администрации города Канаш

 Главные распорядители представляют в Финансовый отдел администрации города Канаш  (далее - Финансовый отдел) распределение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и на плановый период, которое включает в себя распределение назначений по доходам в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, распределение бюджетных ассигнований по расходам в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации и по источникам финансирования дефицита бюджета.

Финансовый отдел на основании распределения бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и на плановый период, представленных главными распорядителями, составляет сводную бюджетную роспись бюджета города Канаш на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетная роспись утверждается руководителем финансового отдела города Канаш не позднее 2 января текущего финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В пределах бюджетных ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью, в разрезе кодов классификации расходов руководителем финансового отдела утверждаются лимиты бюджетных обязательств бюджета города Канаш.

Финансовый отдел после утверждения сводной бюджетной росписи доводит показатели сводной бюджетной росписи по расходам и по источникам финансирования дефицита бюджета города Канаш, а также лимиты бюджетных обязательств бюджета города Канаш на текущий финансовый год и на плановый период до главных распорядителей в порядке, установленным финансовым отделом. Главные распорядители после получения показателей сводной бюджетной росписи по расходам и по источникам финансирования дефицита бюджета города Канаш составляют бюджетные росписи главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и в течение 5 дней со дня подписания решения о бюджете города Канаш Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период представляют в Финансовый отдел бюджетную роспись по главному распорядителю.

Одновременно с бюджетными росписями главными распорядителями представляются в Финансовый отдел утвержденные бюджетные сметы бюджетных учреждений и сметы доходов и расходов от приносящей доход деятельности, расчеты к сметам, утвержденные планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений и расчеты к ним на текущий финансовый год и плановый период.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись в случае внесения изменений в решение о бюджете города Канаш на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в следующем порядке.

Главные распорядители и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета не позднее трех календарных дней со дня принятия Решения об уточнении бюджета, представляют в финансовый отдел предложения по изменению показателей сводной росписи, в разрезе кодов классификации, по которым ведется сводная роспись, с указанием типа средств бюджета и предложения по уточнению кассовых выплат (сводные справки об изменении бюджетной росписи по главному распорядителю и справки об изменении бюджетной росписи по получателю бюджетных средств).

После предоставления сводных справок об изменении бюджетной росписи по главному распорядителю и справки об изменении бюджетной росписи по получателю бюджетных средств Финансовый отдел готовит справки-уведомления об изменении бюджетных ассигнований, об изменении источников финансирования дефицита бюджета города Канаш.

Главные распорядители в трехдневный срок после получения справок-уведомлений представляют в Финансовый отдел необходимые расчеты и обоснования, по которым были внесены изменения.

В сводную роспись могут быть внесены изменения по решению начальника Финансового отдела администрации города Канаш без внесения изменений в решение о бюджете в случаях, установленных статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

- в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных решением о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;

- в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов, предусматривающих осуществление полномочий органов местного самоуправления за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города, использования средств резервных фондов, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджета города Канаш, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным решением о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;

- в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание муниципальных услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;

- в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных решением о бюджете;

- в случае проведения реструктуризации муниципального долга в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

Внесение изменений в сводную роспись осуществляется до 27 декабря текущего финансового года. 

IV. Основные вопросы внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств.

 При проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей следует:

- произвести сравнительный анализ фактического поступления всех видов доходов главного распорядителя с их бюджетными назначениями по ф. 0503127;

- сравнить бюджетные назначения главных распорядителей по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов (ф. 0503127) с утвержденными бюджетными ассигнованиями, отраженными в Решении о бюджете города Канаш  на очередной финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов;

- произвести анализ кассового исполнения расходов главного распорядителя в разрезе разделов, подразделов, видов расходов и целевых статей с утвержденными бюджетными назначениями (ф. 0503127), а также сравнить их с утвержденными бюджетными ассигнованиями, отраженными в Решении о бюджете города Канаш на очередной финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов.

Также при проведении проверки необходимо проанализировать исполнение муниципальных  программ, учтенных по разделам функциональной классификации расходов бюджета города Канаш Чувашской Республики на очередной финансовый год «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (форма по ОКУД 0503166) приложение к пояснительной записке.

При изучении причин отклонений особое внимание уделить рассмотрению пояснительной записке, входящей в состав бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, поскольку данный документ должен включать разностороннюю информацию о различных аспектах деятельности главного распорядителя: анализ исполнения бюджетных средств получателями бюджетных средств и бюджетной отчетности; сведения о выполнении муниципального задания и иных результатов использования бюджетных ассигнований главными распорядителями в отчетном финансовом году.

Внешняя проверка должна проводиться как на основе анализа представленных главными распорядителями форм годовой бюджетной отчетности, так и путем изучения их первичных документов и пояснительной записки (форма по ОКУД 0503160). В необходимых случаях могут быть осуществлены выборочные проверки материалов распорядителей и получателей средств бюджета города Канаш, подведомственных главным распорядителям.

По результатам внешней проверки в срок до 1 апреля текущего финансового года составляется заключение на годовую бюджетную отчетность по каждому главному распорядителю. В случае выявления в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета города Канаш, значительных отклонений от установленных показателей Решения о бюджете города Канаш на очередной финансовый год и на плановый период, следует дать анализ причин имеющихся расхождений и направить представление главному распорядителю с предложением об их устранении, а также направить информацию в Финансовый отдел администрации города Канаш.