Методические рекомендации по организации и проведению проверки управления и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

1. Общие положения

Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской республики, муниципальными правовыми актами города Канаш, Контрольно-счетного органа города Канаш (далее – КСО) и предназначены для использования в практической работе по организации и проведению проверки порядка управления и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Методические рекомендации определяют единые подходы и практические рекомендации к организации и проведению контрольных мероприятий, выполнение которых должно способствовать качественному проведению проверок деятельности муниципальных органов исполнительной власти и организаций, обеспечивающих поступление неналоговых доходов, а также средств от приватизации муниципального имущества.

Перечень основных терминов и их определений, используемых для целей настоящих рекомендаций:

администрирование – управленческая деятельность уполномоченных органов, связанная с выполнением функций учета и контроля за полнотой и своевременностью поступления имущественных платежей и иных неналоговых доходов  муниципального образования;

имущественные платежи – основные источники неналоговых доходов бюджета муниципального образования, поступающие от имущества, находящегося в собственности муниципального образования,  или от деятельности муниципальных предприятий;

правообладатель - орган местного самоуправления муниципального образования, муниципальное казенное, бюджетное и автономное учреждение (далее при совместном упоминании - учреждения), муниципальное унитарное предприятие, которому муниципальное имущество принадлежит на соответствующем  праве или в силу закона;

владение собственностью – правомочие собственника, заключающееся в фактическом обладании имуществом, создающем для обладателя возможность непосредственного воздействия на имущество.

Владение имуществом дает право использовать его, передавать в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать. Границы права владения определяются  договорами или иными правовыми основаниями;

пользование собственностью – правомочие собственника, заключающееся в праве потребления имущества в зависимости от его назначения (эксплуатация имущества, получение  доходов, приносимых ими, и т.п.).

Право пользования означает, что пользователь получил от собственника имущества право на его пользование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником. Границы права пользования определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями;

распоряжение собственностью – правомочие собственника имущества, позволяющее включать его в экономический оборот путем совершения распорядительных сделок (купля-продажа, аренда и др.). В результате распоряжения осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог, сдача на хранение и др. Распоряжением прекращается, либо приостанавливается право собственности. Границы права распоряжения определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями;

неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и иные неналоговые доходы;

приватизация - возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц;

объект учета - расположенное на территории города Канаш или за его пределами  недвижимое имущество, в том числе земельные участки, движимое имущество, составляющее муниципальную казну, и транспортные средства вне зависимости от его стоимости;

учет муниципального имущества города Канаш - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о муниципальном имуществе, внесение указанных сведений в реестр муниципального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом;

реестр муниципального имущества города Канаш - муниципальная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета муниципального имущества и предоставления сведений о нем (далее - Реестр);

бюджетный учет имущества - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых активов (акций) и нефинансовых активов и операциях, приводящих к их изменению. 

2. Порядок организации и оформления результатов проверки 

Организация, проведение и оформление результатов провер­ки осуществляются в соответствии с планом работы КСО,  Стандартом финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее – Стандарт), утвержденным распоряжением председателя КСО. 

3. Цель проверки. 

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городскому муниципальному образованию.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных субъектом Российской Федерации, путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальным образованием.

Следовательно, целью проведения проверки является оценка полноты формирования, эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом по:

1) достижению устойчивого социально-экономического развития города Канаш;

2) обеспечению реализации полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления города Канаш;

3) получению доходов от использования муниципального имущества. 

4. Основные направления проверки 

Предлагаемые ниже основные направления проверки не исчерпывают полный перечень вопросов, по которым могут проводиться контрольные мероприятия. Кроме того, каждый из названных вопросов может быть в необходимой степени дополнен и детализирован.

4.1. Муниципальное имущество подлежит бюджетному и по объектному учету в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Проверка бюджетного учета имущества, составляющего муниципальную казну города Канаш, осуществляется в администрации города в соответствии с БК РФ, и инструкцией по бухгалтерскому учету, утвержденной соответствующим приказом МФ РФ.

Обоснованность и достоверность бюджетного учета подтверждается проверкой документов удостоверяющих приобретение правообладателем объекта учета, возникновение соответствующего вещного права на объект учета или государственную регистрацию указанного права на него, если им является недвижимое имущество, и иных документов предоставляющих сведения об объекте учета.

По объектный учет муниципального имущества осуществляется отделом имущественных и земельных отношений администрации города Канаш путем ведения реестра муниципальной собственности города Канаш.

Документом, подтверждающим факт учета муниципального имущества в реестре, является выписка из него, содержащая реестровый номер муниципального имущества и иные достаточные для идентификации сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки. Проверкой включения объектов в реестр муниципальной собственности путем направления запроса, либо непосредственно   отдела исполняющего функции по его ведению, подтверждается полнота формирования муниципального имущества.

При проверке вопроса учета имущества следует обратить внимание на соблюдение порядка ведения реестра собственности города Канаш, своевременного изменения сведений об объектах, а также исключение имущества из реестра.   

Основные характеристики объекта, отраженные в реестре, должны соответствовать сведениям, определенным:

учредительными документами;

документами бухгалтерской отчетности правообладателя;

данными кадастрового учета и технической инвентаризации (кадастрового, технического паспорта либо выписки из технического паспорта);

данными государственной регистрации (свидетельства о государственной регистрации права либо выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изготовленные не позднее месяца до дня предоставления);

утвержденными планами приватизации;

гражданско-правовыми договорами;

актами приема-передачи;

иными документами, подтверждающими характеристики объектов учета.

На основе документов правообладателя об объекте учета, а также анализа данных бухгалтерской отчетности выявляется имущество, которое не учтено в реестре и (или) новые сведения о котором не внесены в реестр.  

В указанной связи важно установить объективную информацию об объектах муниципальной собственности, для чего необходимо:

- определение уровня обеспечения объектов муниципальной собственности актуальной технической документацией и правоустанавливающими документами;

- выявление фактов наличия в муниципальной собственности самовольно построенных и реконструированных объектов недвижимости;

- выявление бесхозяйного имущества, влекущее обязанность по оформлению права муниципальной собственности на такое имущество в установленном порядке. 

4.2. Эффективное использование муниципального имущества включает в себя обеспечение его сохранности, развития, функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности в интересах города, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств и планов развития города.

Одним из направлений проверки эффективности использования и развития муниципальной собственности является анализ структуры имущества. Реализуя это направление, необходимо определить долю муниципального имущества, не используемого (невостребованного) для выполнения закрепленных за органом местного самоуправления полномочий. Состав муниципального имущества должен строго соответствовать  полномочиям органов местного самоуправления, исходя из критериев, предусмотренных ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ и обеспечивать эффективность его использования при оптимальном уровне расходов на управление. Управление и распоряжение муниципальной собственностью, не предназначенного для решения вопросов местного значения либо не востребованного органами местного самоуправления осуществляется посредством приватизации, предоставления имущества в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.   Данные методические рекомендации не распространяются на отношения по предоставлению имущества в аренду.

При проверке законности и обоснованности распоряжения имуществом следует убедиться в правильности организации и проведения конкурсов и аукционов, связанных с его отчуждением, а именно: соблюдения критериев оценки заявок на участие в указанных процедурах,  перечня представляемых документов; определения стоимости (начальной цены) имущества, при необходимости размера задатка, срока и порядка его внесения; условий и сроков платежей, условий и сроков договоров.

Необходимо проверить соблюдение порядка оценки стоимости имущества  в сделках, связанных с отчуждением имущества муниципального образования. Согласно статье 8 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ проведение оценки объектов является обязательным для объектов, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, в том числе при их приватизации, продаже или ином отчуждении. В спорных ситуациях возможно  проведение экспертизы составленного оценщиком заключения и отчета, на предмет  обоснованности произведенной оценки, которая должна учитывать все существенные факторы (условия), определяющие цену сделки. 

4.3. Приватизациясэкономической, управленческой и правовой точек зрения основывается на утвержденном прогнозном плане. Структура прогнозного плана, порядок формирования, внесения в него изменений, сроки разработки и утверждения определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Показатели прогнозных объемов поступлений в бюджет должны быть обоснованы утвержденными в плане приватизации перечнями объектов муниципального имущества, расчетами по ним. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Следует проанализировать  прогнозный план на предмет включения в него объектов, требующих значительных инвестиций, не востребованных для цели аренды, либо с низкой арендной платой, в том числе здания, не завершенные строительством, помещения с высокой степенью износа и удаленные от центральных магистралей города, арендная плата по которым не позволяет покрыть затраты на проведение необходимых ремонтов.

Необходимо обратить внимание, что нежилые строения, подлежащие приватизации, отражаются в прогнозном плане с учетом  земельных участков под ними; утверждение прогнозных планов текущего года производится с учетом объектов, неприватизированных в истекшем году.

При проверке порядка и условий приватизации муниципального имущества  устанавливается правильность определения способов приватизации имущества; своевременность исключения объектов из реестра муниципальной собственности, регистрации заключенных договоров в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике(в случае необходимости);  соблюдение цены приватизируемого имущества не ниже оценочной стоимости, сроков рассрочки платежа (в случае ее предоставления), иных сведений и условий; достоверность отражения результатов приватизации муниципального имущества в отчетности. 

4.4. Проверка органа, осуществляющего администрирование  неналоговых доходов бюджета муниципального образования, может осуществляться по следующим направлениям:

  • проверка соблюдения порядка учета муниципального имущества;
  • проверка соблюдения порядка регистрации муниципального имущества и права собственности муниципального образования на указанное имущество;
  • проверка соблюдения порядка оформления вещных прав на имущество, находящееся в собственности муниципального образования (хозяйственное ведение, оперативное управление, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком);
  • проверка установленного порядка передачи в оперативное управление, в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования (в том числе по результатам торгов, аукционов, конкурсов);
  • проверка организации учета платежей от использования и распоряжения имуществом при казначейской системе исполнения бюджета муниципального образования;
  • проверка достоверности учета поступающих платежей в разрезе плательщиков (на основании  первичных расчетных документов);
  • проверка мер по обеспечению соблюдения установленного порядка перечисления платежей в бюджет муниципального образования (в том числе за сдачу в аренду нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении).