Шихраны в 1917-1920 годах
Железнодорожные рабочие Шихран, пролетарская часть поселка свержение Временного правительства и победу Октябрьской революции восприняли положительно. 8 марта 1918 г. был организован Шихранский поселковый совет, где заправляли местные купцы. Этот совет вскоре был разогнан и 5 апреля состоялись выборы нового поселкового совета. В феврале 1918 г. была создана коммунистическая ячейка на станции Шихраны, которая сыграла большую роль в политической жизни не только поселка, но и всего Цивильского уезда, поскольку в центре уезда - Цивильске - до октября 1918 г. не существовало большевистской организации.О деятельности Шихранской коммунистической организации один из авторов брошюры "Рождение комсомола Чувашии" С.М. Абу в своих воспоминаниях пишет: "Это (Шихранская районная партийная организация) была передовая партийная организация Цивильского уезда. Возглавляли ее в конце 1918 года и в 1919 году В. Митрофанов (комендант станции, петроградский рабочий), Д.И. Рябкин (комиссар воинской части), Ф.С. Дмитриев (надсмотрщик телеграфа) и др.". Установление нового строя шло в напряженной борьбе. Те, кто был ранее у власти, кто был монополистом в торговле, владел предприятиями, противились приходу власти рабочих. Тем более уже было объявлено о ликвидации частной собственности на предприятия, землю, леса и на все природные богатства, о начале национализации частных владений. А передел собственности привел, естественно, к расколу общества на два враждебных класса. К весне 1918 г. в России заполыхали контрреволюционные мятежи против власти Советов и на окраинах страны появились войска интервентов. В России началась гражданская война. Железнодорожная станция и поселок Шихраны вскоре становятся в центре важнейших событий. В августе 1918 г. белогвардейцы, захватив Казань, попытались перерезать Московско-Казанскую железную дорогу и разъединить Пятую армию от Первой, действовавшей в районе Симбирска. Для этого белые направили главный удар на Шихраны и Алатырь. В те тяжелые дни, когда белогвардейцы любой ценой пытались овладеть железнодорожной магистралью, на станции Шихраны 11 августа 1918 г. был создан Военно-революционный комитет. Его председателем был назначен представитель политотдела Пятой армии П. Иванов. В руках ВРК, который действовал по законам военного времени, была сосредоточена вся полнота власти на территории всего Цивильского уезда. В это же время была создана Шихранская группа советских войск. В нее вошли: один батальон Крымского полка, 4-й Латышский, 3-й Симбирский и 1-й Казанский полки, автомобильный, броневой взводы, авиаотряд и пулеметная рота. Шихраны явились базой бронепоездов. Шихранской группе был подчинен особый отряд под командованием Эйхе. Этот отряд действовал в районе Шихраны-Яльчики. В отражении наступления и в изгнании из Поволжья белогвардейцев успешно действовала Шихранская группа войск. В этот период большую работу проделали Шихранский ревком и его учреждения (Военно-революционный трибунал, следственная комиссия и продовольственный отдел), просуществовавшие с 11 августа по 7 декабря 1918 г. Ревком обеспечивал продовольствием войсковые части Шихранской группы, проходящие через станцию воинские эшелоны, беднейшее население и строителей новой дороги Шихраны-Арзамас, создавал в волостях уезда комбеды, проводил среди населения большую агитационную работу. Он же обеспечивал охрану железных дорог, заготовку продовольствия для Петрограда и других промышленных городов. Вторично в Шихранах Военно-революционный комитет был создан в середине февраля 1919 г. в период белогвардейского мятежа в Поволжье. Тогда он также сыграл важную роль в защите завоеваний Октябрьской революции. Для нужд Красной Армии использовался и военный городок в Шихранах, который стал главным военно-инженерным складом взрывчатых веществ. В бывших бараках хранились динамит, пироксилин, тол, дымовые шашки и др. В помещении, где хранились эти взрывчатые вещества, поддерживались соответствующие температурные режимы. Поэтому особое внимание уделялось на противопожарные мероприятия. Помощником начальника пожарной команды был М.И. Ковшов (отец бывшего военрука педучилища М.М. Ковшова). Михаил Ильич в этой должности работал с сентября 1919 по 1922 г.г. На территории склада было множество погребов, где в основном хранились запасы пороха и мин для Волжской армейской флотилии. В 1919 г. Шихранский склад взрывчатых веществ обслуживал Четвертую и Пятую армии Восточного фронта, в том числе 25-ю Чапаевскую дивизию. После изгнания белых из Поволжья в Шихранах начинаются работы по восстановлению разрушенного хозяйства, прежде всего железнодорожного транспорта. Работы проводились как в урочное, так и внеурочное время. Здесь по-примеру железнодорожников депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги широко проводятся субботники, в ходе которых были отремонтированы десятки паровозов, сотни вагонов. В связи с окончанием военных действий строения склада взрывчатых веществ решили использовать под жилье для работников железной дороги и учреждений поселка, из них были построены в районе станции железнодорожный клуб и школа. Три здания были переданы в ведение совпартшколы (она открылась в августе 1931 г.). Школа имела хорошую библиотеку, где библиотекарем работал А.В. Васильев. Его дочь Лидия Андреевна долгое время работала учительницей средней школы № 5. Несколько бараков передали в 1930 г.г. близлежащим колхозам и школе механизации, а оставшиеся использовали под военкомат и казармы. Изменили свой статус и учебные заведения. Так, Шихранскую земскую начальную школу преобразовали в образцовую школу учительской семинарии и стала она называться школой первой ступени. Шихранское высшее начальное училище переименовали в Шихранскую советскую школу второй ступени. Еще 25 октября 1917 г. была закрыта церковно-приходская школа, а учащиеся переданы в высшее начальное училище. На 1 декабря 1918 г. в трех учебных заведениях обучалось 65 девочек и 285 мальчиков, работало 65 преподавателей. 15 октября 1918 г. было завершено строительство новой линии Арзамас-Сергач-Шихраны Московско-Казанской железной дороги и с вводом ее в строй в начале 1919 г. повысилась значимость Шихран как узловой станции. Пассажиры теперь могли ехать до Москвы без пересадок. Для регулировки движения поездов в 1918 г. была создана служба связи. С учетом возрастающей роли станции управление Московско-Казанской железной дороги пришло к выводу, что "существующая ст. Шихраны по своим размерам и при все возрастающем движении не может соответствовать предъявленным к ней требованиям". Был составлен проект новой станции с перенесением ее оси на 2,5 версты в сторону Казани с перспективой значительного расширения в будущем всего железнодорожного узла. Учтено было и критическое положение станции с водоснабжением (для паровозов воду подвозили баками и бочками из соседних деревень). Проект предусматривал прокладку в строительный сезон 1920 г. водопровода от реки Малый Цивиль до Шихран, устройство водоприемника на реке, насосной станции и других объектов водоснабжения. По ценам тех лет, на реорганизацию станции предусматривалось израсходовать 78 млн. 632 тыс. рублей. 18 ноября 1919 г. на станции Шихраны была создана комсомольская организация. В члены РКСМ записались первые 18 человек, преимущественно учащиеся семинарии и железнодорожники. Председателем Шихранского райкома комсомола была избрана А.З. Орленко, учащаяся семинарии. Комсомольцы с первых же дней своего существования активно участвовали во всех мероприятиях, направленных на восстановление разрушенного хозяйства. В частности, комсомольцы были самыми активными участниками частых коммунистических субботников. Переход к мирной жизни, начало строительных и восстановительных работ в поселке привело к росту его населения. По данным переписи 1920 г. в поселке Шихраны проживало 1578 человек. 20 августа 1920 г. в жизни поселка произошли исторические изменения - в этот день станция и поселок Шихраны были переименованы в Канаш ("Совет"). И это было сделано в честь образования Чувашской автономной области 24 июня 1920 г. Новое название обязывало ко многому, и на это канашцы ответили делами, усилив борьбу за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства.